Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

2. Вклад второго уровня в саморегуляцию

Второй уровень обеспечивает не только организацию избира­тельного контакта с миром, но и поддержание необходимой для этого активности, причем яркое, чувственно переживаемое удо­вольствие не просто поднимает активность, но дает избиратель­ную устойчивость к пресыщению, заглушает неприятные ощуще­ния. Можно сказать, что с его помощью достигается уже не общее поддержание режима комфорта и редукция напряжения, а актив­ный подъем жизненного тонуса, избирательная стимуляция сте-нических и противодействие астеническим переживаниям.

Еще раз подчеркнем, что, хотя в сфере саморегуляции залогом нормальной работы является торжество принципа удовольствия, в норме это не вступает в противоречие с принципом реальности. В любых самых жестких условиях для осуществления активной адаптации необходимо сохранение преимущества стенических со­стояний над астеническими, и аутостимуляция в конечном итоге служит решению реальных задач, пусть даже с помощью знаме­нитой толстовской «энергии заблуждения».

Напомним, что на этом уровне ощущения удовольствия свя­заны, прежде всего, с благоприятным протеканием внутренних со­матических процессов и с хорошим качеством сенсорного контакта с окружающим. Второй уровень дает радость от ощущения своего здоровья, правильных ритмов тела, восприятия чувственной фак­туры и регулярности, предсказуемости ритмов мира, от его вкуса, запаха, цвета — от переживания полноты и реальности, стабиль­ности жизни.

Известное состояние «сенсорного голода», неблагоприятные последствия «сенсорной депривации» свидетельствуют о том, что доза сенсорной стимуляции, необходимая для нормальной физи-

Глава 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

83

ологической жизни, недостаточна для организации полноценной работы психики. Находясь в состоянии сенсорной депривации, мы создаем многочисленные способы дополнительной стимуля­ции. Уже младенец проявляет влечение к перцептивным стиму­лам как к таковым, вне связи с непосредственным удовлетворе­нием физиологической потребности: он ищет взглядом яркую иг­рушку, сосредоточивается на свете лампы, бьет по погремушке, «играет», перебирая пальчиками перед глазами, сосет пустышку, палец или край пеленки. Известно, что эти приятные для него впечатления, особенно оральные, помогают ему перенести ситуа­цию дискомфорта. Пустышка, палец долго используются ребен­ком как способ саморегуляции — они дают возможность успоко­иться, заглушить голод, боль, тревогу.

Известно также, какое большое место в жизни ребенка ранне­го возраста занимают действия с собственным телом и с объекта­ми. Он стремится воспроизводить определенные, уже ожидаемые сенсорные эффекты (вспомним циркулярные реакции, описан­ные Ж. Пиаже). Ему необходима радость, которую дают движе­ния — барахтанье, раскачивание, ползанье, приседания и «прыж­ки», потом ходьба; манипуляции с сенсорно яркими, звучащими игрушками, водой, песком; игры со звуками — ритмическое вос­произведение их в гулении, потом в лепете; игры со словами — их ритмизирование, рифмование, позже повторение детских стихов и прибауток.

Мы удивляемся, как он не устает, но он не тратится, а, наобо­рот, заряжается радостью жизни. И, став взрослыми, в минуты ус­талости и потери интереса к жизни мы вновь обретаем бодрость и желание жить, «прописывая» себе пешие прогулки, бег и купание. Нам помогают ощущения травы и песка под босыми ногами, за­пах моря, глоток чистой колодезной воды, запах тополиных по­чек, вкус пирога, совсем такой, как пекли дома в детстве. И, на­верное, каждый бывший студент помнит, как часто во время под­готовки к экзаменам может «нападать жор».

Кроме того, можно отметить, что средством аутостимуляции служит и удовольствие от благополучной реализации аффектив­ного стереотипа контакта с миром (аналогично удовольствию от правильного течения внутренних соматических процессов), под-

84

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

тверждение надежности разработанных средств адаптации. Это может быть удовольствие от легкости, ловкости выполнения мо­торного, речевого или интеллектуального действия; точности и надежности поведенческого стереотипа, навыков социальной адаптации (Рубинштейн, 1946).

Это особенно характерно для периодов, когда навык уже ус­пешно сложился, но еще полностью не автоматизирован. Ребе­нок наслаждается своим «свежим» умением произнести новое сложное слово или забраться на высокую ступеньку; ученик «щел­кает» задачки освоенного им нового типа, молодой профессионал «играет» приемами, научными терминами. Однако такое удоволь­ствие может стать и постоянным средством аутостимуляции. Ха­рактерен, например, тип людей, получающих удовольствие от пе­дантичного воспроизведения обычного порядка действий, их про­цедуры; говорунов, которые с особым вкусом произносят «изысканные» слова и сложные обороты речи; резонеров, охотно рассуждающих по поводу проблемы, что для них может быть бо­лее значимо, чем ее реальное разрешение.

Наряду с подтверждением прочности отдельных жизненных инструментов, выступает удовольствие от надежности всей сис­темы нашей адаптации к миру — устойчивости и завершенности аффективного образа мира и укомплектованности нашей «полки с инструментами». Мы получаем удовлетворение от уютной упо­рядоченности ритмов жизни мира и нашей жизни. Это наиболее заметно, опять же, в раннем детстве, когда предсказуемость мира особенно необходима для развития системы стабильных связей с ним. Маленькие дети до определенного возраста больше радуют­ся привычному, а не новому — повторению любимой игры, шут­ки, рассказа; они часто задают вопросы, на которые знают ответ и радуются именно совпадению полученного ответа с ожидаемым. Сходным образом такая потребность в воспроизведении ожидае­мого, сохранении порядка может обостряться и у многих взрос­лых в периоды астении или увеличении внешней угрозы потери стабильности.

3. Фрейд (1990), как известно, трактует потребность в повто­рении как проявление общего стремления человека к возвраще­нию в исходное состояние. Связывая исходное состояние с пол-

Гл а в а 2. Уровни аффективной организации сознания и поведения

85

ной редукцией напряжения, он выдвигает гипотезу об изначаль­но присущем человеку влечении к смерти. На наш взгляд, однако, обсуждаемый феномен стремления к воспроизведению привыч­ных моментов существования не может смешиваться со стремле­нием к полной редукции напряжения. Представляется, что редук­ция напряжения имеет скорее отношение к генерализованной за­щите первого, низшего уровня организации аффективных процессов. Стремление же к повторению привычного, к постоян­ному воспроизведению аффективного стереотипа контакта с ми­ром представляется нам настойчивой фиксацией отдельного мо­мента активной жизни субъекта. Этот момент отражает, по наше­му мнению, как раз избирательную концентрацию энергии субъекта — его попытку «зацепиться», удержаться на уже завое­ванных рубежах активности. Поэтому нам кажется, что данное стремление противоположно тенденции раствориться в динами­ке внешнего мира, характерной для первого уровня, дающего нам возможность полной редукции напряжения.

Необходимо также отметить, что яркое захватывающее удо­вольствие на этом более активном уровне мы можем извлечь и из впечатлений, которые на первом оценились бы нами как явно дис­комфортные, например как ощущение резкой потери равновесия. Здесь удовольствие рождается в переживании связанности возни­кающего ощущения угрозы в надежном аффективном стереоти­пе, например во вплетенности его в ритм движения качелей: «дух замирает», но предсказуемый ход обратного движения бережно пе­реносит нас через «пропасть» и надежно возвращает в безопас­ность. И, по закону контраста, ощущение такой благополучно пе­режитой опасности усиливает ощущение удовольствия. Известно, Какое место занимают в раннем возрасте такие ритмические игры с нарушением равновесия.

До сих пор мы говорили о непосредственной стимуляции ак­тивности, о тонизировании психической жизни впечатлениями удовольствия второго уровня. Наряду с этим у данного уровня су­ществует возможность запасти стимулирующие впечатления впрок и использовать связанную энергию удовольствия через многие годы после того, как она была получена непосредственно. В наи­большей степени мы можем сделать эти запасы в детстве и юное-

86

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]