Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nikolsk-aff-sfera.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.87 Mб
Скачать

Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

Второй уровень способен предложить здесь лишь свои приемы защиты от дезорганизующей неопределенности. Главное его сред­ство — жесткое, педантичное следование жизненному стереоти­пу, обеспечивающее предсказуемость. Стереотип позволяет избе­жать выбора, принятия собственного решения, он сам определя­ет, за какие задачи должен браться субъект. В данном случае (как мы видели на примере других слабых уровней) тоже возможно специальное развитие особых ритуальных действий аффективной защиты, которые, однако, не служат средством борьбы с общей тревогой или определенным страхом, а совершаются направлен­но «на удачу», и субъективно способствуют принятию решения, помогают сделать правильный выбор.

Ритуал аффективно связан с прошлой удачей, особыми при­метами благоприятных обстоятельств, собственными успешными действиями. Его основой могут быть действительно полезные ме­роприятия, к которым, как и в случае ритуала слабого первого уровня, присоединяются ухищрения бытовой «прикладной ма­гии», действия, стимулирующие уверенность в успехе. С помощью таких ритуалов укрепляется уверенность в том, что день будет уда­чен, нужно только, например, выходя из подъезда, наступить на определенную шашечку тротуара. Эти ритуалы, обеспечивая са­морегуляцию, могут становиться для субъекта все более значимы­ми, потому что тоже осуществляют реальную редукцию напряже­ния. Человек может испытывать зависимость от них, тяготиться переживанием их навязанности.

В этой ситуации нарушается развитие и самих механизмов вто­рого уровня: жизненные стереотипы здесь начинают в меньшей мере строиться на основе переживания удовольствия или отвра­щения, вызываемого качеством сенсорной среды. Они формиру­ются костяной рукой страха перед нарушением порядка, без ра­дости, но «чтобы было как всегда». Соответственно страдает ин­дивидуальная избирательность субъекта, возможность узнавания им предмета собственных потребностей, теряется чувственное удовольствие от контакта с миром.

Понятно, что в этих условиях возможны и особые нарушения психосоматики. В данном случае протекание физиологических

Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

415

процессов чрезвычайно зависит от формального сохранения сте­реотипа удовлетворения потребности. Физиологические сбои лег­ко фиксируются как неудачи, что закрепляет зависимость сома­тического благополучия от соблюдения внешних ритуалов, спо­собствующих нормальному протеканию процессов.

Неуверенность в себе, потерянность в неопределенной ситуа­ции проявляются и в особенностях адаптации в человеческой сре­де. Организация на четвертом уровне происходит с учетом необ­ходимости четкого определения своего места в социальной иерар­хии, регламентации отношений с людьми. Это представляет для такого человека огромную важность, потому что позволяет реду­цировать неопределенность в отношениях, снять с себя необхо­димость делать выбор, нести ответственность, принимать реше­ние. Вне иерархии, без защиты социальных ритуалов такой чело­век может чувствовать себя очень плохо: непереносимость малейшей напряженности в отношениях обусловливает восприя­тие реальной или воображаемой отрицательной оценки своего по­ведения другими (особенно «старшими» в иерархии) как катаст­рофы. Вспомним о развязке раннего рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» о несчастном человеке, чихнувшем в театре на лыси­ну генерала.

Неуверенность в себе, ощущение хронической неудачливос­ти может породить зависть, мелочные счеты в отношениях, труд­ности в развитии индивидуальных привязанностей. Внутри са­мой иерархической структуры переживания четвертого уровня нарастают противоречия, эмоциональному контролю все труд­нее организовать человека, теряющегося при малейшем напря­жении ситуации. Становится возможным переживание своей не­способности к жертве, нерешительности, трусости. Нарастающее напряжение создает угрозу деформации смысловой иерархии уровней.

Типичными формами аутостимуляции в ситуации пережива­ния хронической неуспешности, как известно, являются не толь­ко иллюзорное проигрывание успешного разрешения драматичес­ких ситуаций, но и использование различных стимуляторов, по­зволяющих пережить хотя бы временное снятие напряжения, освобождение от неуверенности.

416

Гл ава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

Аеформаиия системы смысловой организации сознания

Дальнейшее ослабление третьего уровня может привести к де­формации сознания. В этом случае эмоциональный контроль сдает свои позиции и ведущей адаптационной задачей становится за­щита от напряженности в отношениях с миром. Как и во всех дру­гих случаях деформации системы смыслов, формирование особой психопатической личности упрощает взаимодействие с миром и снимает внутренние противоречия, поскольку все уровни направ­ляются на разрешение именно этой задачи.

В отсутствие эмоционального контроля первый уровень в ка­кой-то мере восстанавливает способность к пластичной адапта­ции к обстоятельствам и помогает выйти из напряженной ситуа­ции — уклониться от любой трудности, выбора, взятия на себя от­ветственности. Второй уровень вырабатывает средства организации существования, не требующего напряжения — стереотипы пред­сказуемой, размеренной жизни и до мелочей отслеживает их со­блюдение. Четвертый уровень, не призывая к жертве, позволяет уклониться от сопереживания, ответственности, обязательности. Другие люди поэтому могут использоваться в целях собственной защиты, более того, за их счет субъект не только защищается от напряженности, но и самоутверждается. Исключительно сильная позиция в данном случае — принятие роли «большого ребенка» или больного, слабого, неприспособленного и трогательного стра­дальца. Положение «самого неприспособленного» или «самого несчастного» успешно компенсирует субъекту невозможность за­нять место самого сильного и позволяет ему активно манипули­ровать другими людьми.

Вспомним многих героев Ч. Диккенса, и в том числе извест­ного мистера У. Доррита, знаменитого патриарха долговой тюрь­мы Маршалси87. Роль несчастного, беспомощного в своем благо­родстве человека позволяет ему эксплуатировать чувства других людей, существовать за счет их жертв. Характерно также, что при этом он мелочно отслеживает проявление всех полагающихся ему знаков уважения и внимания, обеспечения комфорта, исполне-

8 7 Роман Ч. Дикенса «Крошка Доррит».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]