Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная политика.Ланцов. учебник.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.8 Mб
Скачать

Глава XIV. Внешняя политика и дипломатия

внешней политики могут преследовать свои собственные узковедом­ственные интересы. Они стремятся избежать таких негативных для себя явлений, как сокращение бюджетного финансирования, а также могут вторгаться в сферу деятельности других структур. В этой связи Г. Аллисон выдвигает бюрократическую концепцию, соответствующую третьей модели внешней политики.

Бюрократическая теория внешне!] политики основывается на иде­ях теории организации, дополняя их признанием того, что наблюдае­мая внешняя политика государства всегда есть итог сложных отно­шений между ведомствами, участвующими в выработке, принятии и осуществлении внешнеполитического курса. Каждое такое ведомст­во подвергается лоббированию извне и действует в условиях межве­домственных конфликтов, столкновения интересов, амбиций руко­водителей. Эти сложные взаимодействия либо встроены в систему разделения властей (в демократиях), либо в систему придворных ин­триг (при авторитарном или тоталитарном политическом устройст­ве). Практика и технология политико-бюрократических игр вокруг конкретных политических курсов подробным образом описаны в тру­дах Г. Киссинджера, И. Дестлера, Р. Аксельрода, Д. Дейвиса, Г. Алли-сона, М. Хэлперипа н др. Например, Г. Киссинджер пишет: «Не су­ществует такой вещи, как американская внешняя политика. Серия шагов, приведших к определенному результату, возможно, даже не планировалась ради достижения этого результата» [2].

При принятии решения договаривающиеся стороны руководству­ются не столько прагматическими соображениями, касающимися" ре­шения проблемы, сколько соображениями открытого или неявного политического или статусного торга в отношениях друг с другом, В итоге обычно принимается не абстрактно «лучшее» решение, а та­кое, по которому может быть достигнут компромисс в политическом торге внутри принимающей решение группы. Признание факта тако­го торга и его исключительно высокого значения для внешнеполи­тических решений вызвало к жизни исследования роли элит и групп давления в формировании и осуществлении внешней политики. В ра­ботах Г. Ал мои да, Г. Колко, Б. Коэна, С. Р. Милжа, П. Мотта, Ф. Хан-тера и других исследователей подробно описаны роль и значение элит и групп давления, а также объективные факторы, определяющие пре­делы их возможного влияния на политику вообще и внешнюю поли­тику в частности.

Б реальной действительности в процессе формирования и осуще­ствления внешней политики любого государства, включая к Россию,

§ 2. Теория и практика принятия внешнеполитических решении 269

можно увидеть элементы всех трех моделей, описанных Г. Аллисо-ном. Поэтому практически любая теоретическая концепция должна приниматься во внимание, так как они отражают разные аспекты и стороны такого сложного и многогранного явления, как внешнепо­литический процесс.

§ 2. Теория и практика принятия внешнеполитических решений

Проблема принятия внешнеполитических решений стала привлекать внимание с конца 50-х гг. XX в. Исследование этой проблемы начи­нается в рамках модернистского направления, стремившегося исполь­зовать для анализа международных отношений теоретические и мето­дологические подходы естественных и социально-гуманитарных наук. Особое место в ряду этих наук принадлежит политической психоло­гии. Поскольку политика, в том числе и международная, представля­ет собой деятельность людей, весьма важно понимать мотивы, кото­рыми они руководствуются.

В политической психологии сформировалось несколько подходов к изучению процесса принятия внешнеполитических решений.

Исторически первыми спали исследования на основе методологии психоанализа и идеях 3. Фрейда и его последователей. Один из осно­воположников американской политической науки Г. Лассуэл пытался через выявление патологических черт личности некоторых полити­ческих лидеров объяснить их поведение, причины принимавшихся ими решений по вопросам внутренней и внешней политики. В годы Второй мировой нойны, когда, с одной стороны, существовала ост­рая потребность знать, какие шаги предпримет руководство нацист­ской Германии, а с другой — ощущался дефицит такой достоверной информации, американский психолог У. Лапгер по заданию разведы­вательных служб провел специальное исследование личности А. Гит­лера. На основе изучения биографии нацистского диктатора, его от­ношений с матерью и отцом с помощью фрейдистской методологии были сделаны выводы о возможных решениях, которые будут при­ниматься фюрером в тех или иных ситуациях. Как указывали критики данного направления, увлечение фрейдистской методологией приво­дило к излишней исихологизации политических явлений и процессов, игнорированию факторов непсихологического характера, влияющих на принятие внешнеполитических решений. Поэтому со временем пси-

270 Глава XIV. Внешняя политика и дипломатия

хоанализ в исследовании международной политики стали применять реже.

Представители другого направления американской политической психологии акцентировали внимание на личностных качествах поли­тических лидеров, прежде всего президентов, и на условиях, в которых эти качества оказывают влияние на процесс принятия внешнеполи­тических решений. Они предполагали, что в определенных междуна­родно-политических ситуациях, особенно кризисных, личные каче­ства государственных лидеров приобретают весьма важное значение. В рамках данного направления постепенно было выработано обще­признанное и часто используемое сегодня в изучении процесса при­нятия внешнеполитических решений понятие операционального кода. В самом общем виде оно включает систему основных принципов, ко­торыми руководствуются политические лидеры при определении внешнеполитической стратегии.

По мнению известных американских специалистов в этой области А. Джорджа и О. Холсти, в состав операционального кода в первую очередь входят правила, позволяющие политическим лидерам пре­одолевать ограничения при принятии рациональных решений. К та­ким ограничениям относятся: неполная информация о ситуации, в ко­торой принимается решение: недостаточно адекватная информация об отношениях между целями и средствами, что затрудняет предви­дение последствии принятого решения; значительные трудности в определении критерия выбора между предлагаемыми альтернатив­ными решениями. В операциональный код входят и понимание того, что такое политика и каким целям она должна служить, общие пред­ставления о политических конфликтах и путях их разрешения, по­нимание закономерностей развития международных политических процессов, умение вырабатывать политическую стратегию и тактику, а также четкое отношение к потенциальным противникам и партне­рам. В операциональный код включают личностные качества поли­тических лидеров, их психологические свойства, такие как готовность идти на риск, склонность к авантюризму или. наоборот, чрезмерная осторожность и нерешительность.

В системе убеждений по проблемам внешней политики, которые отождествляются с операциональным кодом, А. Джордж выделяет две группы: первая группа убеждений условно называется философ­ской, вторая — инструментальной. Философские убеждения включают в себя убеждения о фундаментальной природе внешней политики и международных конфликтов; стереотипы восприятия противников;