Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная политика.Ланцов. учебник.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.8 Mб
Скачать

339

§ 2. Россия и Европейский союз

338 Глава XVI!. Россия и Западная Европа...

В-третьих, можно было ожидать, что со вступлением в Евросою:* стран Центральной и Восточной Европы в политике ЕС усилятся ан­тироссийские настроения. Часть новых членов Европейского союза постараются получить финансовые и политические дивиденды от ста­туса «прифронтовых» территорий или государств «санитарного поя­са», раздувая тему своего положения на границе с якобы не слишком дружественным Европе государством. Можно предположить, что до­полнительное недовольство России могут вызвать и попытки вос­точноевропейских членов ЕС выступить в роли «адвокатов» госу­дарств СНГ в «Большой Европе».

В-четвертых, политическое решение ЕС превратить «Европу-15» в «Европу-25», а также радикальная перестройка институциональ­ной структуры Европейского союза уже приводят к тому, что, с одной стороны, все его основные финансовые и экономические ресурсы на­правляются на «переваривание» новых членов союза, приспособле­ние их к европейским стандартам, с другой — политические усилия сосредоточиваются на выработке и согласовании конституционных основ «новой Европы». Поэтому интерес к России как потенциально­му стратегическому партнеру ЕС неизбежно отходит на второй план.

В этой ситуации неприятной неожиданностью для Брюсселя ока­залась твердая позиция Москвы по проблеме минимизации для Рос­сии экономического ущерба от расширения ЕС (распространение на новых членов ЕС правил таможенной защиты европейского рынка, квотирования поставок ряда товаров из РФ (стали и текстиля), анти­демпинговых процедур, правил по диверсификации источников энер­госнабжения, практики ограничения поставок товаров ядерного цик­ла, введение вязового режима для граждан РФ и др.). Европейский союз раздражают попытки Москвы увязывать воедино проблемы, ко­торые, как им кажется, напрямую друг с другом не связаны. В резуль­тате не решаются даже относительно простые вопросы и нарастает общий конфликтный потенциал. Так, ЕС готов сегодня обсуждать лишь технический перечень проблем отношений Россия — «Боль­шая Европа», поскольку не считает, что обязан компенсировать внеш­нему государству (тем более не члену ВТО) негативные следствия своих внутренних решений.

В результате в состоянии стагнации пребывают все основные инте­грационные проекты: энергетический диалог ЕС—Россия, построение четырех общих пространств1. Сложно идут переговоры о вступлении

На саммит Россия—НС, прошедшем 6 ноября 2003 г. п Риме, было решено начать раооту по формированию общего экономического пространства, обигего пространства

1'оссии в ВТО. Отчасти это связано с завышенными первоначальны­ми ожиданиями сторон, а отчасти — с объективной неготовностью нашей страны выполнять взятые на себя обязательства, что ужесто­чает претензии государств ЕС к России. Часто приводимым примером стало зафиксированное в ст. 55 СПС намерение России в односто­роннем порядке привести внутреннее законодательство в соответст­вие с европейским. Полное отсутствие прогресса на этом направле­нии возмущает европейцев. То же самое касается открытия рынка банковских и страховых услуг, а также некоторых других вопросов. С точки зрения Евросоюза Москва не желает учитывать его инте­ресы и интересы стран — членов ВТО. Россия, например, не торо­пится снять опасения европейцев в вопросах экологии (хотя сегодня Федеральным собранием России уже ратифицирован Киотский про­токол), не только не предоставляет своим регионам достаточную са­мостоятельность во внешнеэкономической деятельности (а именно этого добивается европейский бизнес, не желающий действовать ис­ключительно через Москву), но и отнимает уже имеющиеся возмож­ности, усложняет процедуры получения российских виз гражданами стран ЕС и т. д.

И наконец, на отношения с Россией проецируются внутренние неурядицы в Европейском союзе. Иракская война продемонстриро­вала неспособность Евросоюза проводить единую политику в отно­шении США, а саммит ЕС-Россия в Риме (ноябрь 2003 г.) выявил ту же проблему в отношении Москвы. Однако без формирования об­щей внешней политики и политики безопасности нечего говорить о какой-либо глобальной роли ЕС в мире.

Попытки преодолеть внутренний кризис и отсутствие возможно­стей противостоять американскому давлению вызывают у европей­цев желание добиться результата на российском направлении общей политики ЕС. Незавершенность урегулирования проблем в Чечне, внутриполитические процессы в России после террористического акта в Беслане, ведущие к формированию моноцентрического политиче­ского режима в стране, дают институтам ЕС все новые широкие воз­можности проявить себя на поприще защиты демократических норм и прав человека в РФ. ЕС и другие европейские институты не уста­ют критиковать Россию, призывая занять по отношению к ней более жесткую позицию и даже перейти к политике санкций.

внешней безопасности, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общею пространства науки и образования, включая культурные аспекты.