Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная политика.Ланцов. учебник.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.8 Mб
Скачать

§ 5. Этноподитические проиессы в современном мире

воспроизводят традиционные отношения. При этом они обычно при­нимают западное подданство и продолжают преобразовывать соци­альную среду западных стран, не разделяя, а иногда даже не понимая принципов гражданского общества» [18]. На этой основе в странах Запада формируется неинтегрированный в социальную систему но­вый низший класс, своего рода «новые изгои». Поэтому неравенство по-прежнему нарастает, а следовательно, усиливается иерархичность социальных групп, что служит питательной средой для различных социальных движений, в том числе под знаменами кул ьтурного и этни­ческого фундаментализма.

В 1990-е гг. в контексте воздействия мощных глобальных сил, ко­торые в постоянно растущих масштабах перемещают финансы, тех­нологии, капитал, рабочую силу через национальные границы, круп­ные города мира становятся главной ареной социальных изменений, а следствие этого — обострение многих проблем современности. Имен­но сюда направляются потоки новых мигрантов; по прогнозам, в них уже к 2007 г. будет жить большая часть населения планеты.

С 1950 г. численность людей в мире возрастала на 1 млрд каждые 12-14 лет. И если не произойдет каких-либо катаклизмов, процесс этот будет продолжаться по меньшей мере до 2025 г. Более того, есть два тревожных обстоятельства. Во-первых, более 97% роста населе­ния приходится на слои с самыми низкими доходами и уровнем бла­госостояния, и, во-вторых, это население все больше концентрирует­ся в городах. Если в 1950 г. % населения мира составляли сельские жители, то к 2025 г., по прогнозам, У3 населения мира станут горожа­нами.

Наиболее быстрым и радикальным изменениям чаще всего под­вергаются самые крупные и развитые города стран Запада. В послед­ние годы исследователи отмечают в современных мегаполисах повы­шение степени социального неравенства, обострение культурных и этнических конфликтов, усиление политической нестабильности. Для того чтобы эту угрозу предотвратить, необходимо повернуть вспять процесс обнищания массовых слоев населения. Однако, чтобы до­стигнуть всеобъемлющего улучшения, валовой экономический про­дукт должен вырасти примерно в 5 раз за 50 лег. Валовое производст­во энергии необходимо увеличить примерно п 3 раза, а производство продуктов удвоить. Чтобы избежать потенциально катастрофических последствии для глобального климата (г. е. не увеличивать выброс углекислоты в атмосферу), нужно перевести энергетику с преоблада­ющего использования ископаемого топлива (ныне более 70%), на не-

ископаемое (довести до тех же 70%). Но сегодня нет каких-либо ин­ституциональных структур и мотивов, способных организовать этот

переход [19].

По мнению некоторых исследователей, накопление и обострение социальных противоречий в постиндустриальных странах может при­вести к возникновению конфликтов, которые будут иметь куда боль­шее значение для судеб человечества, чем развитие событий на миро­вой периферии. Крупные города являются тем местом, где большое число людей живет в тесном контакте друг с другом, в тесной взаимо­связи и где возникает большинство социальных проблем. В течение всей истории горожане, имевшие самое разное происхождение, учи­лись жить вместе или, во всяком случае, сосуществовать в рамках об­щей экономической и институциональной системы. Разным группам это удавалось с разой степенью успеха. Пространственная концен­трация была источником как социальных стрессов, так и социальных инноваций, т. е. одновременно и силой, и слабостью города.

В развитых станах мегаполисы оказались сегодня перед лицом серьезных изменений в социальной, этнической и демографической структуре, а также в самом стиле жизни в связи с большим притоком иммигрантов из бедных стран, не адаптированных к новой социаль­ной и культурной реальности.

Сумеет ли западная цивилизация культурно ассимилировать десят­ки миллионов, представителей других цивилизаций и рас, не прибегая к насилию и соблюдая права человека? Приведет ли это к взаимо­обогащению культур, творческому переосмыслению и усложнению «проекта» нации или породит новые конфликты?

Глобальные процессы и вызовы, ими порождаемые, неизбежно вы­зывают массовую реакцию отторжения. В XX в., с середины 20-х и до середины 70-х гг., т. е. 50 лет, имущественное неравенство и промыш-ленно развитых странах уменьшалось. Начиная с середины 1970-х гг. оно столь же устойчиво растет. Так, в США в 90-е гг. XX в., несмотря на экономический рост, разрыв в доходах между имеющими высшее образование и не имеющими его увеличился, по ряду оценок, на 25-30%. Восемьдесят процентов наемной рабочей силы переживает сни­жение реальной заработной платы, как это происходит в Соединен­ных Штатах. «Средний трудящийся не видит положительного итога игры, — отмечает известный американский экономист Л. Туроу, — он видит игру с отрицательным итогом, в которой больше проиграв­ших, чем выигравших. Вокруг него не хватает хороших рабочих мест, и ему приходится бороться с другими за свое экономическое выжива-

Примечания 177

176 Глава IX. Глобализаиия как основная тенденция развития...

ние. Поскольку ему нужны союзники в этой борьбе и враги, у которых можно отнять хорошие рабочие места, неудивительно, что средний трудящийся в нашу эпоху... сочувствует этническому сепаратизму» [20] и ксенофобии. Они находят подтверждение своих страхов и фобий в выступлениях политиков, которые говорят: «Во всех экономиче­ских трудностях виноваты не вы, а "чужие": иностранные рабочие, люди с другим языком, другой этнической или расовой принадлеж­ностью... Стоит только с ними справиться — и все каким-то магиче­ским образом изменится к лучшему».

В результате США ужесточает иммиграционную политику и пра­вила временного пребывания на своей территории (особенно после И сентября 2001 г.). Для стран Европейского союза характерным стало акцентирование внимания на проблеме иностранцев, ограни­чение прав иммигрантов, выдвижение на первый план лозунгов за­щиты национальной идентичности и даже применение насилия по отношению к этнически и расово чуждым группам. Идея открытости в Западной Европе отступает под натиском стремления сохранить «свою» зону процветания для «своих», создать своего рода эксклю­зивную европейскую демократию, что приводит на практике к со­четанию межнациональной толерантности внутри ЕС с отношением к иммигрантам как к чуждым элементам. С начала 1990-х гг. стали ужесточаться правила иммиграции и в страны Европейского союза. В результате иммиграция из-за пределов ЕС с 1991 по 1995 г, сокра­тилась более чем на треть, число удовлетворяемых заявлений на жи­тельство во Франции упало в 3, в Австрии — в 5, в Германии — в 7,5 раза. Тем не менее негативное отношение к иммигрантам раз­деляют от 27,3% французов, до 39,6% немцев и 41% бельгийцев [21], что заставляет правительства стран ЕС быть осторожными в вопро­сах либерализации иммиграционной политики и приносит новые ди­виденды европейским крайне правым.

В странах Западной Европы сегодня в невиданных прежде мас­штабах проявились центробежные тенденции. Если ранее они наблю­дались в Испании (Страна басков, Каталония), Италии (проблемы Южного Тироля, Севера и Юга страны), Бельгии (валлоны и фла­мандцы), Великобритании (Северная Ирландия), Франции (Корсика), то теперь к ним прибавились набирающее силу движение за независи­мость Шотландии, возрастающее соперничество между южными зем­лями во главе с Баварией, которая не забывает о своем статусе Сво­бодного государства Баварии, и федеральным центром, обвиняемым в превышении его полномочий. Есть некоторые признаки разруше-

ния национального консенсуса в мультилингвистической Швейца­рии, появились влиятельные праворадикалъные партии в благопо­лучных Голландии (партия П. Фортейна), Дании (Партия прогресса. Датская народная партия), Норвегии (Партия прогресса) и других странах. Европейская интеграция, как это ни парадоксально, одно­временно «является надеждой политических руководителей "внут­ренних наций": Шотландии, испанской Страны Басков, Каталонии, Галисии, Фландрии и др., видящих в европейской схеме рычаг, с по­мощью которого можно заставить считаться сначала с их стремлени­ем к более широкому суверенитету, а затем — с самыми радикальными чаяниями прийти к формальной независимости, признанной Сою­зом» [22].

В то же время глобализация в Европе как процесс над- или вне-государственной интеграции, с одной стороны, снижает значимость географических факторов, но с другой — для периферийных по отно­шению к центрам интеграции регионов и стран подчеркивает значи­мость границ и национальных/территориальных сообществ, о чем, в частности, свидетельствует актуализация проблемы границ Европы.

Совсем не случайны также электоральные и политические достиже­ния праворадикального Национального фронта Жана-Мари Ле Пэна во Франции и правопопулистской Австрийской партии свободы Йорга Хайдера в Австрии, Национал -демократической партии в восточных землях ФРГ, устойчивый рост популярности сепаратистских партий в Квебеке, Шотландии, Фландрии, «Лиги севера» в Италии. Помимо традиционных обвинений в адрес иностранцев их политическая про­паганда направлена также против неэффективного центрального пра­вительства, «брюссельской бюрократии», и в качестве панацеи со­держит требования политического обособления «своих» регионов от бедных, которые, по их мнению, живут за чужой счет.

Примечания

1. Куклипа И. Права человека: политическое и гуманитарное изме­рение // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №11. С. 29.

2. Цит, по: Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и граж­данства// Нации и национализм. М., 2002. С. 377.

11. Литовина О. Л,, Межевич И. М. Глобализм и регионализм — тен­денции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб., 2002. С. 9

178 Глава IX. Глобализация как основная тенденция развития...

4. Цит. по: Мацонашвили Т. И. Синдром «усталости демократии»? О кризисных явлениях в европейских демократиях на исходе XX века // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок? М., 1998. С. 99.

5. Цит. по: \\га1еп М. СЬЬаНгайоп. Ъэпаоп, 1995. Р. 96.

6. Аррааигаг А. Мос1егш1;у а! Ьаг§е: Сн1(;ига1 О1теп5юп5 оГ С1оЬаН-/аСюп. МтпеароИз, 1996. Р. 19, 23.

7. Заззеп 5. Ьозпг^ Соп(го1? 5оуеге1§шсу т ал А§е о^ С1оЪаНза1юп. N. V., 1995. Р. 31-59.

8. Кауфман Ф.-Х. Глобализация и общество // Глобализация: Кон­туры XXI века: Реф. сб. / Отв. ред. Ю. И. Игрицкий, П. В. Мали­новский. М., 2002. Ч. I. С. 111.

9. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 99.

10. Цит. по: Глобальное сообщество. Картография постсовременного мира / Ред.-сост. А. И. Неклесса и др. М., 2002. С. 9.

11. Ий&тз М. СЬЪаНгаглоп. Ьопйоп, 1995. Р. 3.

12. Ваитап 2.. 1п зеагсЬ оГроШлсз. Згапкж! 1999. Р. 109-113.

13. Труд в Германии станет еще дороже // Ведомости. 2002, № 78 (14 февраля).

14. Мартин Г.-П., Шумами X, Западная глобализации: Атака на про­цветание и демократизацию. М., 2001. С. 29.

15. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 264.

16. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и рис­ки. М., 2002. С. 318.

17. Е(;Ьшс ЫепйЬу: РотаИоп а. гтапзптякш атоп§ Шзрашез а оЬЬег тшопйеа / ЕсЬ. М. Е. Вегпа!, С. Р. Кт^М. А1Ьапу, 1993. Р. 1.

18. Иноземцев В. Л., Кузнецова Е. С. Глобальный конфликт XXI в. Раз­мышления об истоках и перспективах межцивилизационных про­тиворечий //' Полис. 2001, № 6. С. 137.

19. См.: Стайпбрупер Дж. Глобализация и преобразования в области международной безопасности // США — Канада: Экономика. По­литика. Культура. М., 2002. № 8. С. 72-73.

20. Туроу Л, Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир, Новосибирск, 1999. С. 283.

21. Иноземцев В. Возвращение Европы. В авангарде прогресса: соци­альная политика в ЕС (Статья вторая) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2. С. 12.

Литература 179

22. Фуше М. Европейская республика. Исторические и географиче­ские контуры / Пер. с фр. М., ]999. С. 83.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные подходы к интерпретации процессов глобали­зации в научной литературе?

2. Каково воздействие глобализации на экономические процессы в мире?

3. Как влияет глобализация на изменение системы международных отношений?

4. «Культурная глобализация»: в чем суть данного феномена?

5. Перечислите противоречия процессов глобализации.

6. Как меняется роль национального государства в условиях глоба­лизации?

7. В чем специфика процессов глобализации в индустриально раз­витых странах «золотого миллиарда»?

8. Дайте краткую характеристику антиглобалистского движения.

9. Как можно оценить политические взгляды глобалистов и анти-глобалистов?

Литература

Актуальные вопросы глобализации // Мировая экономика и международ­ные отношения. 2000. Л» 4, 5.

Амкасов В. А. Этнополитология: Учебник. СПб., 2005.

Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

Век У. Политическая динамика в глобальном обнц-'С'ше риска // Мировая экономика » международные отношения. 2002. № 3,

Век У. Что такое глобализация? М., 2001.

Володин А. Г., Широков К. Г. Глобализация, истоки, тенденции, перспективы // Политические исследования. 1999. Х° 5.

Глобализация: человеческое измерение / Отв. ред. А. В. Торкунов. М., 2002.

Клапацкий Л. Глобализация и национальные интересы // Международная жизнь. 2000. № 1.

Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов. М, 2003.

Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П. А. Цы­ганкова. М.. 1998.

Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергер?! и О. Хантингтона. Пер. с англ. М., 2004.

Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М.. 2001.

1. Третий мир в условиях глобализаиии 181