Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная политика.Ланцов. учебник.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.8 Mб
Скачать

Глава IV

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ 40-60-х гг. XX в.

§ 1. Политический идеализм в теории и практике международных отношений

Становление политологии как самостоятельной отрасли научных ис­следований и отдельной учебной дисциплины происходило на рубе­же XIX и XX в. Основанная на европейской традиции политической мысли, политология в 1-й половине XX в. в силу объективных при­чин наибольшее развитие получила в Соединенных Штатах Америки. Это привело к тому, что американские ученые, их теоретические кон­цепции и методологические подходы долгое время доминировали в различных направлениях политических исследований, включая сфе­ру изучения мировой политики и международных отношений.

Теория международных отношений в американской политологии начала формироваться в период между двумя мировыми войнами, тогда как ее расцвет пришелся уже на послевоенное время. Особен­ности исторической ситуации, в которой происходило становление американской теории международных отношений, наложили свой от­печаток па одно из главных направлений этой теории — школу поли­тического реализма. Само название данного направления призвано было стать некой антитезой господствовавшим среди части северо­американской политической элиты идеалистическим представлени­ям о внешней политике и международных отношениях.

Для политического идеализма первоосновой международных от­ношений являлись мораль и право. Сторонники данного подхода пы­тались анализировать цели и задачи внешней политики исходя ис­ключительно из морально-этических и абстрактно-правовых норм. Такие представители североамериканской внешнеполитической мысли 1-й половины XX в., как Д. Перкинс, Ф. Таппепбаум, Т Кук, М. Мус, Ф. Джессап, У. Лишшан, Т. Мюррей. В. Дин в соответствии со взгля­дами классического либерализма полагали, что главной задачей внеш­ней политики США должна быть зашита идеалов свободы и демо­кратии во всем мире. Они разделяли убеждения, что демократизация

международных отношений, внедрение в мировую политику норм нравственности и справедливости окончательно устранят вооружен­ные конфликты и войны между народами. По их представлениям, мировое сообщество демократических государств вполне сможет до­биться утверждения такого мирового порядка, при котором все кон­фликты будут разрешаться лишь мирным путем, т. е. на основе норм и принципов международного права при увеличении числа между­народных организаций и повышении их роли. Как видно, политиче­ский идеализм в США унаследовал многое из традиций европейской либеральной политической мысли.

Идеалистический подход, на практике вовсе не являющийся пре­пятствием для применения силовых методов достижения внешнеполи­тических целей, обнаруживался в деятельности многих видных амери­канских политических лидеров и политологов и позднее — со 2-Й поло­вины XX в. вплоть до сегодняшних дней. В период холодной войны многие внешнеполитические шаги США оправдывались соображения­ми защиты свободы и демократии, борьбы против антилиберальной теории и практики коммунизма. Фактически это тоже было рециди­вом идеалистического подхода к мировой политике и международ­ным отношениям. Особенно характерно стремление американского президента Дж. Картера сделать приоритетом своего внешнеполити­ческого курса «защиту прав человека». Идеалистические мотивы на­ходили отражение во внешнеполитических доктринах и внешнепо­литической практике не только Соединенных Штатов, но и других государств. Достаточно вспомнить хотя бы «новое мышление» Гор­бачева—Шеварднадзе.

Среди американской научной общественности уже в 1920-1940-е гг. нарастали неудовлетворенность политическим идеализмом, разоча­рование в результатах политической практики, основанной на его принципах. Прежде всего это было связано с провалом внешнепо­литической доктрины и дипломатической практики администрации президента Вудро Вильсона. Как известно, он оправдывал необходи­мость отказа от нейтралитета, вытекавшего из концепции изоляцио­низма, и вступление США в Первую мировую войну ссылками на нарушение Германией правовых и морально-этических норм, В сво­их знаменитых «И пунктах» В. Вильсон выдвинул основанный на идеалистических подходах план послевоенного мирного урегулиро­вания. В соответствии с этим планом наряду с осуществлением тер­риториальных изменений после окончания Первой мировой войны предполагалось создать универсальную международную оргапиза-

70 Глава IV. Теоретические исследования.., 40-60-х гг. XX в.

цию — Лигу Наций. По представлениям В. Вильсона и людей, разде­лявших его взгляды, именно международные организации, а не сила, должны гарантировать в будущем мир и безопасность.

Фактический провал планов В. Вильсона (Лига Наций хотя и была создана, оставалась малоэффективным институтом, в деятельности которого сами США отказались принимать участие) вызвал разоча­рование у американской политической элиты. Это разочарование было усилено в дальнейшем полным провалом Пакта Бриана—Кел-лога. Этот цакт, заключенный по инициативе министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога в 1928 г., предусматривал отказ его участников от войн как средства урегули­рования международных споров и содержал призыв разрешать такие споры только мирными средствами. Хотя Пакт Бриана—Келлога был подписан представителями почти всех крупных государств мира и стал важнейшим международно-правовым документом, его реальное политическое значение оказалось близким к нулю. Уже на стадии подписания по настоянию некоторых государств в текст документа были внесены поправки, выхолащивающие его содержание, а в даль­нейшем те же государства (Германия, Италия, Япония) своими дей­ствиями перечеркнули и дух, и букву этого пакта.