Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная политика.Ланцов. учебник.doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.8 Mб
Скачать

§ 1. Россия и Африка 431

Более позитивной и эффективной была политика Советского Сою­за в области борьбы с апартеидом и расизмом на континенте.

Оплотами расизма в Африке были ЮАР, Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Юго-Западная Африка (ныне Намибия), оккупирован­ная в то время Южно-Африканской Республикой. Власть в этих стра­нах оказалась в руках белых поселенцев, которые установили раси­стские режимы. Вопрос о необходимости прекращения расистской политики в этих странах, а также в отношении всего цветного насе­ления неоднократно поднимался лидерами освободительного движе­ния и Организацией африканского единства (ОАЕ) в ООН и в ее ко­митетах. СССР не только поддерживал борьбу с расизмом, но и сам неоднократно ш.ктупал шшциатором разработки и обсуждения в ООН деклараций и резолюций, осуждающих расизм и апартеид.

Наиболее уродлиным проявлением расизма являлся апартеид (от слона я;н,[ка африкаанс арапЪсМ - раздельное проживание, т. ё. изо­ляция чернокожего населения от светлокожего). По инициативе аф­риканских и социалистических стран Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1973 г. международную конвенцию «О подавлении и нака­зании преступлений апартеида». В ней апартеид квалифицирован как преступление против человечности, составляющее серьезную угрозу международному миру и безопасности. Объявлены преступными все организации, учреждения и индивидуумы, которые совершают пре­ступление апартеида. К преступлению апартеида конвенция относит все бесчеловечные действия, совершаемые с целью установить и под­держать господство одной расовой группы над любой другой расо­вой группой, систематически угнетая их. Ими являются:

а) отрицание за членами расовой группы права на жизнь и свободу человека путем убийства участников расовой группы или групп, причинения участникам расовой группы серьезною физического или умственного вреда, посягательства на их свободы или досто­инство, произвольного задержания и незаконного ареста участни­ков расовой группы или групп;

б) преднамеренное создание группе условий существования, направ­ленных на ее физическое уничтожение целиком или частично;

в) любые законодательные и другие меры с целью исключения расо­вой группы из политической, социальной, экономической и куль­турной жизни страны и создания условий, лишающих ее членов основных прав и свобод человека, в том числе права на работу, на образование, права на ассоциации, права на свободное перемеще­ние и выбор местожительства и др.

§ 1. Россия и Африка 433 432 Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

Расовая дискриминация и апартеид пагубно сказались во всех об­ластях общественной жизни. С целью преодоления их последствий по инициативе африканских стран и СССР Генеральная конферен­ция ЮНЕСКО приняла 27 ноября 1978 г. декларацию «О расах и ра­совых предрассудках».

К сожалению, ни международные соглашения, ни всемирные кон­ференции против расизма и расовой дискриминации не изменили сколько-нибудь серьезно положение дел в данной области. Даже Ге­неральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей ре­золюции 52/111 вынуждена была выразить сожаление о том, что, не­смотря на усилия, предпринятые международным сообществом на различных уровнях, проявления расизма, расовой дискриминации, ненависти ко всему иностранному и связанная с ними нетерпимость не только не были уничтожены, но даже усилились. Более того, по­явились новые их проявления в форме пропаганды расизма и ксено­фобии через Интернет.

Общественный прогресс, интернационализация международной жизни, рост образованности населения мира и его жизненного уров­ня не только не ведут автоматически к исчезновению расовых пред­рассудков и расовой дискриминации, но и нередко порождают новые формы их проявления. Вопросы об эффективных путях борьбы с ними обсуждались на Международной конференции ООН «Против расиз­ма, расовой дискриминации, ненависти к иностранному и связанной с ними нетерпимости» (Дурбан, 31 августа —7 сентября 2001 г.). «Расизм — это болезнь ума и души, которая убила намного больше людей, чем некоторые болезни тела, и дегуманизировала все, к чему она коснулось», — не без оснований сказал видный деятель освобо­дительного движения в Африке и экс-президент ЮАР Нельсон Ман-дела при открытии этой конференции 31 августа 2001 г.

СССР и его союзники оказали определяющее влияние и на борь­бу за независимость народов Анголы, Мозамбика, Зимбабве, Нами­бии, а также на формирование их политических режимов.

Противостояние Запада и Востока, США и СССР во всем мире своеобразно повторялось и на африканском континенте. Это имело как негативные, так и позитивные последствия для самой Африки и ее народов. Ускорились не только поляризация африканских обществ, но и их экономическое развитие, рост жизненного уровня населения. Народы Африки впервые получили возможность стать активными участниками мировой политики. Независимые государства Африки стали ядром движения неприсоединения и Группы 77, сыгравших важную роль в определении политики ООН и других международ-

ных институтов в последующие годы. Это они сформулировали пять принципов мирного сосуществования, стали инициаторами приня­тия в мае 1974 г. Программы действий но установлению нового эко­номического порядка. Это они требовали расширения возможностей развития отсталых стран путем увеличения процента от националь­ного дохода развитых стран, выделяемого в помощь развивающимся странам, расширения их представительства в специализированных учреждениях ООН, защиты окружающей среды и многого другого.

После распада СССР переживающая глубокий внутренний кри­зис Россия снизила уровень активности своей политики на других континентах. Соответственно прекратилось соперничество великих держав, а вместе с тем и необходимость привлечения развивающихся стран на сторону того или иного блока. Как отмечал Генеральный секретарь ООН, Африку после окончания холодной войны практи­чески бросили на произвол судьбы, прекратилась или сократилась экономическая и финансовая помощь африканским странам. Но да­же та помощь, которая была оказана, не привела к позитивным сдви­гам на континенте.

По оценке ООН, «техническая помощь» странам Африки в 1960-1980-х гг. оказалась не только не эффективной, по даже вредной для Африки. Первоначально она была задумана «как средство уменьше­ния разрыва в техническом потенциале промышленно развитых и развивающихся стран путем ускорения процесса передачи знаний, навыков и опыта, а тем самым и разлития национального потенциа­ла. В некоторых случаях эта цель была достигнута, однако во многих других случаях оказание технической помощи имело диаметрально противоположный эффект: не раскрывало национальный потенциал, а, напротив, сдержало его развитие. В результате этого более чем 40 лет спустя после начала осуществления программ технической помощи, 90% из 12 млрд долл. США, ежегодно расходуемых па оказание тех­нической помощи странам континента, по-прежнему тратятся на при­влечение иностранных специапистов, несмотря на то что сейчас в них имеются собственные национальные эксперты во многих областях» [1].

Б итоге экономика современной Африки осталась примерно на том же самом уровне, что и 40 лет назад, а численность населения резко возросла. Так, экономический рост в 1990-х гг. в Африке со­ставлял в среднем 2,1% в год, в то время как прирост населения — 2,8%. За период с 1977 по 2002 г. средпедушевое потребление здесь со­кратилось на 20% [2]. К началу XXI в. внешняя задолженность стран Африки превышала в общей сложности 500 млрд долл. США. Только лишь обслуживание этого долга в полном объеме потребовало бы

434 Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

от африканских стран перечисления донорам и внешним коммерче­ским кредиторам более 60% (86,3 млрд долл. США) получаемых ими экспортных поступлений в объеме примерно 142-145 млрд долл. США [3].

После распада СССР новая Россия, проводя внешнюю политику, уделяла недостаточно внимания африканскому направлению. Было ограничено даже дипломатическое присутствие на этом континенте. Многие посольства и консульства закрылись, а российские диплома­ты перешли на так называемый кустовой метод работы, когда одно дипломатическое представительство обслуживает несколько сосед­них государств. Резко сократились торгово-экономические и другие связи со странами африканского континента. Со временем ситуация стала меняться. Активизировалось сотрудничество по политическим вопросам. Россия приветствовала создание на основе Организации африканского единства Африканского союза, призванного вывести взаимодействие африканских государств на более высокий уровень. В последние годы с официальными визитами Россию посетили ли­деры таких африканских стран, как Нигерия, Габон, Гвинея, Эфио­пия. В 2002 г. состоялся первый в истории России визит председателя российского правительства на африканский континент, в ходе кото­рого он посетил Эфиопию, ЮАР и Танзанию.

В Африке у России есть серьезные экономические интересы. Это перспективный рынок сбыта для российских товаров, источник цен­ного и редкого сырья для промышленности. Африка потенциально привлекательна и для инвестиционного сотрудничества. Если в со­ветское время экономические отношения с Африкой строились ис­ключительно по государственным каналам, то сегодня в них активно участвуют крупные частные российские компании. Акционерная ком­пания «Алроса» участвует, например, в разработке алмазного место­рождения «Катока» в Анголе, ОАО «Русский алюминий» разрабаты­вает месторождение бокситов в Гвинее, ОАО «Норильский никель>> приобрел крупный пакет акций южноафриканской золотодобывающей компании «Голд Филдз». Общий объем торговли России со страна­ми Африки превысил 800 млн долл. в год, хотя эта цифра невелика, если принимать во внимание потенциальные возможности сторон.

Кроме традиционных торгово-экономических связей между Рос­сией и Африкой существуют и иные отношения. В последние годы развивается сотрудничество с Нигерией и Южно-Африканской рес­публикой в исследовании космического пространства. Россия при­нимает участие в миротворческих операциях, осуществляющихся под эгидой ООН, в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре,