Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Готлиб Введение в социологическое исследование.doc
Скачиваний:
993
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Тема 4 • Основные черты качественного подхода

135

девушка пытается создать представление о нормальности их активности, сопротивляется культурным нарративам о таких группах, существующим в обществе.

Точно так же интерпретацию фрагмента текста интервью другой девушки «я использую марихуану, потому что это дела­ют мои друзья» можно произвести двояким способом. С точки зрения реалистического подхода мы имеем свидетельство того, что курение марихуаны — это часть общения подростков. С точки зрения нарративного подхода главный акцент делается на объяснение девушкой поведения — «так делают мои друзья». Это апелляция к конформизму как к культурной нор­ме, широко представленной в обществе.

Д.Силвермен приводит еще один пример использования нарративного подхода в исследовании, проведенном американ­ским социологом Саксом. Задача этого исследования состояла в том, чтобы понять, какие категории использовали военные летчики, воевавшие во Вьетнаме, чтобы объяснить свое пове­дение. Анализируемые тексты рассматривались прежде всего как репрезентации информантов. Эту разновидность нарратив­ного подхода Сакс назвал: «Кто они такие? (What they are?)». Вот фрагмент текста:

Интервьюер: «Как вы себя чувствуете, зная, что даже при всей осторожности вы призваны только для военных целей и, воз­можно, будете убиты под бомбами?»

Ответ информанта: «Мне, конечно, не нравится мысль, что я могу быть убит. Но я после этого не потерял сон... Я оказался в Северном Вьетнаме и думал: "Я военный человек и могу стре­лять так оке, как и другой военный человек"».

Сакс показывает, что пилот присоединяется к системе мо­ральных норм, которые разделяют и исследователь, и, возмож­но, читатель. (В противном случае он должен был бы сказать: «Почему вы об этом спрашиваете?», что было бы проявлением его неподдержки этих норм.) Вместе с тем он строит свой ответ, чтобы показать себя в лучшем свете. Категория «военный чело­век» работает, чтобы защитить его. Эта категория напоминает нам, кто они такие, что военные пилоты делают. Результат это­го, по мнению Сакса, — усиление идентификации со своим противником, который — «другой военный человек, как я». Та­ким образом, пишет Сакс, пилот производит категориальную

пару «военный человек» и «военный человек» с узнаваемыми обоюдными характеристиками (бомбардировка, стрельба в другого). Отталкиваясь от существующей в обществе нормы от­носительно убийства людей, пилот, используя категорию «во­енный человек», тем самым подчеркивает, что никто не должен рассматривать его как убивающего людей: это просто игра со своими правилами.

Точно так же может быть проанализирован текст «наивного ручного» письма Е.Киселевой, который приводят российские исследователи Н.Козлова и И.Сандомирская. Здесь автор, «вы­бивая» квартиру для внука в 1987 г., пишет:

«Нет товарищи у нас же не Капиталистическая страна, у нас должны быть сознательные люди можить надо делать какие ис-хождения, копь выставите такой вопрос самовольно. Он Комсомо­лец да еще допризывник. У меня лопается терпения. Я не гений и не борец за власть советов, а простая женщина которых воспитала 2вух сыновей и в током гори тем более ыновей, а теперь у них сыно-вя уже 5 Мущин которые нужны стране защищать наши рубежы»,*

Если использовать нарративный подход к интерпретации данного текста, то аргументы, которые приводит Е.Киселева, обращаясь к властям, дают возможность понять, какие «боль­шие нарративы» были в ходу в советском обществе. Так, фраг­мент «Нет товарищи у нас же не Капиталистическая страна» говорит об идеологеме заботы о каждом труженике, каждом «простом» человеке, которая циркулировала тогда в СССР. Очень интересны и те доводы, которые она приводит, чтобы убедить «начальников»: «Он Комсомолец да еще допризывник» и далее продолжает: «У них сыновя уже 5 Мущин которые нужны стране защищать наши рубежы». Здесь явная демонстрация, с одной стороны, лояльности к советскому государству — «он Комсомолец», которая свидетельствует о норме: благами госуда­рства должны прежде всего пользоваться «проверенные», вер­ные коммунистическим идеалам люди. С другой стороны — здесь апелляция и к другой норме: защита советского государ­ства — святое дело для каждого настоящего мужчины.

' Козлова Н., Сандомирская И. «Наивное письмо» и произво­дители нормы // Вопросы социологии. 1996. Вып. 7. С. 177. В данном отрывке сохранены пунктуация и орфография автора.

136