Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Готлиб Введение в социологическое исследование.doc
Скачиваний:
993
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Часть II • Исследовательские практики

Тема 5 • Метод анализа документов

345

в которых ощущается присутствие пишущего живого тела и живого голоса»'.

В других — сплошные клише, как будто в человека заложе­на машинка, которая пишет «за него». Самые уникальные со­бытия своей жизни здесь описываются одинаковым официаль­ным, «газетным» языком.

В третьих — обе эти разновидности письма смешаны, пе­реплавлены, дополняя и конкурируя друг с другом. Особый интерес для социологов представляют такие «человеческие до­кументы», которые люди ведут всю жизнь: меняется сам пишу­щий, и вместе с ним меняется и язык текста — ручное «само­дельное» письмо постепенно превращается в «нормальный», литературный язык.

3.2. Аналитическая индукция и grounded theory (обоснованная теория) как способы обработки информации в качественном исследовании

В качественном исследовании, ориентированном на производство теоретического знания (мини-концепции), для обработки документальной информации могут использо­ваться методы grounded theory и «аналитической индукции». О технологии осуществления grounded theory мы уже говорили в Теме 2, Часть II. Там «обоснованная теория» рассматривалась прежде всего как особый тип качественного социологического исследования, предполагающий специфическую организацию сбора и анализа полученной информации2. Между тем «обос­нованная теория» — это и определенный способ обработки уже готовой собранной информации, содержащейся в документах — транскриптах интервью. Пример, приводимый в этой теме из нашего исследования, демонстрирует такую возможность grounded theory.

Метод аналитической индукции направлен на описание «процесса разработки и верификации гипотез и определения

новых понятий в качественном исследовании»1. Мы уже гово­рили ранее, что в качественном исследовании реализуется ин­дуктивная логика получения знания: от частного — конкрет­ной первичной информации, содержащейся в документе, к общему — мини-теории, общей для некоторой совокупности случаев (в нашем случае документов). Одним из вариантов ее и является аналитическая индукция как определенная логика по­лучения теоретического знания из частных случаев, «сырых данных».

Кратко эту логику можно проиллюстрировать следующим образом. Есть некоторый набор случаев (документов — тран-скриптов интервью), например А, В, С D, E, F. Берем документ А и изучаем его характеристики. Ему присущи признаки Р, R, S. Кратко это можно записать так: А (Р, R, S). Исследуем другие документы таким же образом: В (Q, R, S); С (Q, P, S); D (К, R, S);E(K,P,S);F(K,Q,S).

Сравнивая эти случаи (документы), можно сделать вывод: общим и повторяющимся будет признак S. Остальные призна­ки либо специфичны только для отдельного случая, либо исследователь не сумел выделить нечто существенное, что объ­единяло бы эти разные признаки. Во втором случае, а у нас — именно он, для признаков К, Р, Q, R, ищутся обобщающие их объяснения, которые могли бы быть применимы для каждого случая из исследуемых. В конечном итоге вывод может быть следующим: для существования феномена N необходимым и достаточным является наличие признака S и любых других, об­щих для изучаемых случаев. Отсутствие этих признаков свиде­тельствует и об отсутствии самого феномена.

Метод аналитической индукции, таким образом, направлен на выявление типического, общего для совокупности изучаемых элементов. Американский социолог Д.Тернер' назвал эту логи­ческую процедуру поиском универсального, т.е. эмпирически ус­тановленных общих причин, основанным на тщательном изуче­нии каждого из отобранных случаев.

1 Козлова Н., Сандомирская И. Указ. соч. С. 154.

1 Впрочем, А.Страусе рассматривает grounded theory в бо­лее широком значении — как особый стиль проведения лю­бого качественного исследования.

' Плюшкина О.Б. Построение теории на основе качествен­ных данных. С. 93.

г Тернер Д. Аналитическое теоретизирование // Теория об­щества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 105.

346