Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Р-система. Экономический практикум.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
5.52 Mб
Скачать

4. Коммуникативные признаки

«состав бригады»

Обращайте внимание на состав бригады переговорщиков и раскладку внутрибригадных ролей. Как только увидите, что роли четко персонифи­цированы и выдержаны — принимайте, перед вами артисты оригиналь­ного жанра! Особенно популярны дуэты и трио «злой, плохой, хороший».

Неплохо прочесть чужую работу, когда в таком трио «мальчиком для би­тья» почему-то оказывается именно наиболее симпатичный вам персонаж. Со стороны сво­их компаньонов он может получать все шишки, якобы обсыпающие его бедную голову без вашего явного участия. Не спешите сочувствовать. Вполне может статься, что так было срежиссировано изначально.

стартовое поведение

Приготовьтесь прочесть стартовое поведение персонажа в течение первых нескольких минут контакта. Дайте ему возможность произвести на вас впечатление своей домашней заготовкой. При групповой игре верными индикаторами таких приготовлений могут служить обращенные взгляды в сторону говорящего со стороны его сотоварищей. Если же при этом один из них будет внимательно разглядывать вас, «сто пудов — бомбить при­шли». (Проверьте в дальнейшем — этот тип, скорее всего, так и будет продолжать безмолвствовать и таращиться на вас.)

Стартовое поведение манипулятора включает в себя несколько типичных характерологических манер поведения, следовать которым он намерен и настроен. В случае, если его имидж выбран некорректно, поведение будет возможно только в первое время кон­такта. Например, если вы видите проявление «крутизны» — скрытой агрессивности, что ны­не весьма модно в речи, жестикуляции, манере построения фраз и ключевых словах, попро­буйте выбить ковбоя из седла. Предложите пересесть, скажем, на диванчик, прикройте што­ры или зажгите нижний свет, снизьте голос. Весьма неплохо предложить чего-нибудь выпить самому или позвать свое длинноногое очарование и в ее присутствие поинтересоваться «ко­фе, чай, квас?» Имидж-игра улетучится. Непросто будет войти в образ по-новому, когда ан­тураж изменился столь неожиданно.

Выбивание из седла пригодно и для устоявшегося контакта, когда, видя, как ваш партнер впадает в соблазн «запустить крутого», вы интересуетесь здоровьем его де­тей. Спросите, почему у него такие холодные руки и не чувствует ли он покалывание под левой лопаткой?

личное обращение

Всевозможные приемы манипулирования личным обращением широко используются как для разрыхления почвы манипулирования, так и в ходе самого манипулирования. Так, опытный манипулятор прекрасно знает, когда можно и нужно перейти на доверительный тон и обратиться к вам на «ты». Под этим подразумевается признак сложившегося контакта.

Обращение к вам по имени-отчеству с первых же минут контакта уже становится общераспространенной практикой нормального делового общения. С другой сто­роны, если вы невнятно представляетесь, не оставляете каких-либо визиток и на следующей встрече замечаете, что ваш объект называет вас по имени-отчеству, — весьма вероятно, что он начитался Карнеги или чего-то подобного и приложил силы для того, чтобы вас запом­нить. Скорее всего, против вас работает начинающий манипулятор, пребывающий в грезах относительно силы имени человеческого

В рамках негативного манипулирования для создания «эффекта опуска­ния», объект может намеренно искажать вашу фамилию, «забыть» имя, перевирать отчест­во. Такие низкосортные уловки весьма часто соответствуют людям ограниченным, привык­шим «пря буром» решать проблемы. Вспоминается сюжет, когда один наш сотрудник раз­влекался тем, что в переговорах сомнительной ценности переставлял имена и отчества чле­нов переговорной команды Имя брал одного, а отчество другого. Причем делал это вирту­озно, ни разу не сбившись У нас он проработал недолго.

фасцинации

Представляют собой специальным образом организованное вербальное воздействие, имеющее целью, уменьшив потери вашего восприятия, уси­лить манипуляционный эффект Будучи обнаруженными, такие наблюде­ния чужой речи однозначно идентифицируют попытку атаки на ваше вос­приятие. Обычно они сопутствуют наиболее значимым информационным блокам и сообщениям оппонента и проявляют его попытки вдолбить вам в голову требуемую информацию.

Основа фасцинации может быть акустической и семантической. При ми­нимальной акустической фасцинации используют прием снижения голоса и монотонного бубнения. В случае максимальной вы услышите специально интонированную речь, расцве­ченную или нарочито резано-рваную, включая театральное декламирование.

техника слушания

Проявлению внимания в виде напряженного слушания учат всех и все. Мы любим покататься на косточках «примерного слушателя» и можем без проблем предоставить ему возможность многочасовой отработки на­выков, если нам нечего делать. Неумение выводить оппонента из клинча монологов — признак слабого слушателя или такого же уровня манипуля­тора.

Если вы атакуете и вам дают возможность полностью выпустить пар, под­дакивают и сочувствуют — это значит, что в следующую минуту вам подсунут какую-нибудь домашнюю заготовочку и вас к этому готовят, разрыхляя ваше внимание и ослабляя контроль.

«объект произвел на вас хорошее впечатление»

Именно так можно описать совокупность ваших ощущений после конта­кта с объектом, искушенным в искусстве производить впечатление факт «диффузной перцепции», прекрасно известный оперативной психо­логии, подразумевает, что эмоциональное восприятие осуществляется вами всеми чувствен­ными каналами одновременно. Кроме того, что вы слышите конкретные слова объекта, не­сущие в ваш мозг всего около 9 процентов фиксируемой информации вербальной, вы улавливаете «невербалику» — всевозможные звуки и микрошумы: дыхание, шорох одежды, обертоновые голосовые характеристики и т.д. Зрительные рецепторы дают вам до 87 % «формальной» информации. Одновременно с этим ваш глаз, даже будучи направлен в сто­рону от объекта, видит огромную массу дополнительной информации.

Таким образом ваше внимание, высекающее из общего информационно­го потока только узкий сегмент рассудочной информации, потенциально может быть растя­нуто до невообразимых размеров, ибо то, что в вас входит, на порядок превышает то, что вы реально используете в рассудочной деятельности.

Трагедия разума заключается в том, что он не приспособлен для перера­ботки микроинформации, в которой, как правило, и присутствуют все микросигналы беды. Анализом их занимается подсознание. Но оно не имеет права голоса и до поры до време­ни его мнением гордый рассудок пренебрегает. Общеизвестно, что все люди, как говорится, «сильны задним умом». На самом деле в ваших силах изменить ситуацию так, чтобы под­сознание работало на вас тогда, когда это вам более всего нужно

два прикладных правила совершенной манипуляционной техники/ прекрасно известных злоумышленнику:

Во-первых, хорошая техника манипулирования объектом — это работа на тонком уровне, это более апелляция к подсознанию, нежели суровой рассудочной логике. Именно поэтому оперативный работник высокого класса — это человек шарма и обаяния. На самом деле, как мы видим, в силу диффузности восприятия любая фальшь сразу же про­сачивается в сознание и рано или поздно будет осознана. Вы можете сыпать комплимента­ми, но при этом какая-нибудь малоприметная надбровная морщинка выдает вас с головой. Как вы увидите в дальнейшем, мимика изобилует такими наблюдениями лживого поведе­ния. Если вы не хотите проколоться при манипулировании, лучшим средством будет возбу­ждение в себе неподдельного интереса к объекту, нежели следование вызубренным советам типа: «не забудьте поинтересоваться состоянием здоровья и улыбайтесь на прощание». Кста­ти говоря, наличие принципа открытого интереса к любому объекту — непреложное каче­ство РТ по многим соображениям, и мы с вами об этом говорили. Иначе нет совершенст­вования. Где еще набираться знаний, как не на практике, в общении со средой, пусть и не с самой дружелюбной?

Во-вторых, при дешифровке чужого поведения вы должны обращать вни­мание не только на явные наблюдения, нередко жестко и качественно «поставленные» и контролируемые объектом Вспомните, как американцы с малолетства репетируют откры­тую «чи-и-из»-улыбку! Дайте волю диффузной перцепции — откройте глаза и уши и не ме­шайте войти в себя потоку микроинформации. Ориентируйтесь на ощущения. Если даже ваш разум можно обмануть, то в области подсознания, где варится всевозможная ценная информация, вас провести невозможно. Тем более после того, как вы в совершенстве осво­или «грубую» технику манипулирования и всегда в состоянии рассмотреть чужие уловки и «пионерские приемчики».

проявление признаков апелляции к вашей невербалике

Это могут быть неявно выказанные опасения, сомнения на ваш счет. Не­высказанное недоверие, как известно, весьма эффективно включает под­сознательные ответы

построение и ведение беседы

Анализируйте используемые приемы переключения внимания и тематики разговоров. Пожалуй, лучше всего этот момент разобрать с позиций применения такого ви да воздействия, как «Раскол».

•  прием «Раскол»

Раскол объекта на разговор — это одно из самых распространенных и без­обидных проявлений техники манипулирования. «Разговорить объект» — это значит заставить его выложить вам исчерпывающую информацию о предмете вашего интереса. Программа ваших исследований объекта мо­жет включать самые разнообразные вопросы, но, если вы не подготови­тесь к такой раскольной беседе, объекту не составит труда как уйти от су­щества дела, так и увести в сторону вас. Благо накатанных приемов укло­нения и дезинформации великое множество.

Целенаправление беседы строится и планируется до ее начала. Вам необ­ходимо учесть такие особенности объекта. как уровень его культуры, отношение к теме во­просов, вероятные поведенческие реакции, психозащиты и т.д.

При этом следует учитывать и использовать динамический фактор разви­тия беседы. Часть информации вы имеете до беседы, часть ползаете из внешних проявле­нии поведения объекта во время беседы. При работе с подключением эмоциональных реак­ции объекта вы обречены на цейтнот в самой ценной части беседы — моменте истины. Ес­ли при этом у вас не будут припасены загодя различные сценарии развития беседы и заго­товки батарей вопросов — вы можете изначально обесценить операцию в целом. Иногда шанс услышать всю правду выпадает только единожды. Воспользоваться им — дело вашей техники.

Ваш арсенал:

— гибкое изменение формулировок. К одной и той же теме можно под­гребать с разных сторон, особенно если это надо делать осторожно. Во­прос в лоб почти всегда малоэффективен, если вы намерены манипулиро­вать, В лучшем случае объект «захлопнется», уйдя в глухую защиту, и вам до него не достучаться;

— постановка дополнительных вопросов: уточняющих, наводящих, пояс­няющих, контрольных. При постановке вопроса, особенно ключевого, нужно всегда иметь в виду дефекты восприятия объекта: объект может неверно понять вопрос и дать неверный ответ. У вас же может отсутст­вовать возможность переспросить и уточнить что-либо. Посему ключевые вопросы отрабатываются заранее. Однако, во время беседы вы можете по­пытаться освежить память объекта стимулирующими и. наводящими воп­росами. Не забывайте, что человек не помнит именно то, что не хочет по­мнить. В деловых темах — это закон без исключений. Особо отметим провоцирующие вопросы, в которых с вашей стороны обычно сквозит игра на чувствах и эмоциях объекта. Как только он эмо­ционально зацепится, например, на ваше неявно выказанное сомнение в его искренности, можете развить успех в нужном направлении. Объект уже частично утерял контроль над ситуацией. Признаками такого «заце­па» могут послужить различные поведенческие проявления, которые мы с вами рассматривали;

— оперативное легендирование. По ходу беседы характер ваших вопро­сов должен быть логично развиваем. Тема должна нащупываться осторож­но. Вы должны мягко подводить свой объект под требуемый вам вопрос и также осторожно уводить его внимание в сторону после получения от­ветов. Такое оперативное легендирование скрывает факт обработки вами объекта и снижает его подозрительность. Оно же представляет немалую трудность. Достаточно указать, что иногда для получения ответа на одиндва вопроса приходится много часов подряд (!) водить объект от одной темы к другой. В достижении момента истины, даже если вы располагае­те достоверной информацией о возможном ответе, недопустимы внуша­ющие интонации, темповые изменения речи, невербальные и поведенче­ские изменения с вашей стороны. Этот момент должен пройти легко и незаметно, как вдох и выдох. Грамотная техника работы раскола персо­нажа - это обеспечение максимального психологического комфорта при минимизации возможных искажений информации.

После того как вы освежили в памяти прием воздействия, вам должно быть совершенно ясно, как следует относиться к таким моментам струк­туры беседы, как

— направление и подталкивание разговора,

— переключение тем,

— вопросная эквилибристика.

В качестве противодействия попыткам раскрутить вас на разговор може­те применять аналогичные контрмеры. Логическое развитие темы, в соответствии с выше­описанным, предполагает поступенчатое ведение беседы от одной темы к другой, пока она не настигнет требуемой. Например, беседа начинается с разговора о погоде, вам что-то от­вечают, вы доходите до нужно вам места, например прогноз дождя и развиваете эту ветвь вбок: «Такие дожди плохи для крестьян, тем более когда у них нет комбайнов с высокой гребенкой...» За несколько переходов можно достаточно быстро вынудить объект припрыгать к нужной вам теме. Примерно таким образом манипулятор направляет вас к беседе на личные темы. Он ведь знает, что, по Карнеги, ему следует приблизиться к вам, чтобы завоевать ваше расположение. На этих подступах и ловите. В ответ на его логическое развитие беседы примените «ассоциативное развитие темы» — почти такой же своеобраз­ный пинг-понг, но только на разных столах. В ответ на подразумеваемое им развитие темы вы даете боковую ветвь, отстроенную ассоциативно. Уклоняйтесь почти что его же спосо­бом. Очень быстро такие обмены шарами приведут к тому, что атакующая сторона начнет распространяться о себе, вместо того чтобы принудить к этому вас. Вы выиграли, поздрав­ляем...

момент воздействия

Иногда в спорных ситуациях вы можете прийти к двойственному выводу о поведении оппонента: то ли он пытается воздействовать на вас, то ли просто ведет себя несколько необычным образом? Отличие манипуляции от нормального делового информи­рования может быть отражено моментом воздействия. Если они привязаны к опорным смы­словым блокам беседы, проанализируйте момент их подачи. Что это такое — поясним на примере применения дезинформационного воздействия.

•  метод ДЕЗА

Дезинформирование в различных своих проявлениях, от дачи заведомо ложной информации до замалчивания некоторой части правдивой, под­держание объекта в неведении или заблуждении и т.п. Результаты носят краткосрочный, а преследуемые уели — тактико-оперативный характер и не могут быть основой построения длительно управляемых партнерских отношений. Тем не менее практика показывает высокую распростра­ненность применения таких методов, очевидно, в силу весьма часто толь­ко кажущейся притягательности и дешевизны метода, что и принуждает нас уделить ему больше внимания, чем нам хотелось бы.

При дезе вам потребуется управлять не только вниманием объекта, но и корректно использовать такие личностные качества объекта., как свойства, памяти, особенно­сти мышления и те качества., которые мы распространяем на РТ , — искушенность в воп­росах верификации информации, антириск-направленность и т.п.

Р-ТЕХНО:

Ход мысли при разработке дезы и манипулирования с учетом знаний оперативной психоло­гии, может строиться примерно так:

Выбор рабочей механики.

Например, вы собираетесь зарядить объект требуемой дозой и вам кажется заманчивым сыг­рать на эффектах восприятия объекта.

Для этого вы готовите свой заряд — информационный блок, в котором в обрамлении все­возможной шелухи, оперативного балласта, и легендирования, содержится требующая про­движения информация. Масса возникающих вопросов может повергнуть неискушенного в соблазн лезть «наобум» в расчете на везение или экспромт, что часто бывает у горе-манипу­ляторов. Куда поместить дезу, в начало беседы или в конец, так чтобы она врезалась в па­мять объекта, но при этом сам факт такой врезки для объекта проскочил бы ненавязчиво-неприметно ? Каким должен быть объем балласта и его содержание ? Как вести себя и как проверить усвоение заряда?

Решения лежат в знаниях общей и оперативной психологии. Для позиционирования заряда вы можете обратиться к одному из психо­эффектов восприятия: разместить дезу в начале беседы, задействуя так на­зываемый эффект первичности, при котором припоминаются детали на­чала беседы, или попробовать другой вариант, задействовав «эффект не­давности», использовать запоминаемое окончание беседы, что, как вы по­мните, любил применять товарищ Штирлиц. Третий возможный ход мо­жет включать использование краевого эффекта путем дублирования заря­да в начале и конце беседы - рисковость вашей дешифрации снижается усилением субъективной ценности информации балласта. Наконец, вы можете поступить так: разбить дезинформирование на два хода. В конце первого акта вы даете одну часть заряда, и на этом месте прерываете кон­такт. Затем вторым актом, восстанавливая контакт, начинаете его с остав­шейся части заряда. Единственно, что потребуется для срабатывания заря­да, его небольшая субъективная ценность для объекта. Этого нетрудно до­стичь, при первом акте облекая заряд в форму игры или проблемки, рас­скажи про третье лицо. Вот так классический «эффект Зейгарник» рабо­тает в области оперативной психологии. Кроме этого, вы должны учесть время перевода информации из кратковременной памяти в долговремен­ную. Вы должны знать, что объекту понадобится не менее пятнадцати се­кунд для внутренней записи вашей дезы. Именно поэтому ключевой за­ряд обкладывается различными сопутствующими разговорами, чтобы дать возможность объекту не только «въехать в тему», но и запомнить сообще­ние. Кроме того, известно, что, если вы хотите, чтобы объект запомнил фразу, она не должна быть длиннее восьми слов — всего лишь столько ре­гистров в оперативной памяти человека.

Так применяется прочтение момента воздействия, и таким вот образом специальные знания могут выдать своего носителя с головой.