Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Politologia_vtoroy_tom_itogovyy_variant.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
6.21 Mб
Скачать

13.1.3.2. Объекты власти

Объекты власти, по определению В.Ф. Халипова — лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и даже традициям, направлена деятельность властей различ­ных типов, видов и форм [120]. Среди иссле­дователей, считается общепринятым, что объектом власти могут быть не только индивиды, но и группы, коллективы, организа­ции и даже нации.

Многое зависит и от положения объектов власти в обществе. Они составляющие большую часть населения, представлены достаточно многообразно: это большие группы людей, слоев, классов, из рядов которых выходят, инте­ресы которых представляют и которым порой противостоят сами субъ­екты власти — правители и властители.

Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обще­стве людей привыкших лишь беспрекословно повиновать­ся, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Последствия же подчинения могут относиться не только к объекту, но и к другим людям; они влияют и на людей, и на животных, и на предметы неживой при­роды. Объектами воздействия выступают и социальные отношения, моральные и политические нормы, тради­ции и т.д. Другими словами, последствия осуществле­ния власти гораздо более разнообразны и неоднородны, чем непосредственный результат осуществления власти (подчинение).

Если объективность существования объектов власти не вызывает дискуссий, то по иному обстоит дело при определении оптимальной пропорции между субъектами и объектами. Вопрос о том, сколько требуется хозяев (субъектов) и менеджеров, решался во все времена во всех странах. Парадоксально, но авторитарные и тоталитарные организации властных систем требуют меньшей численности управленцев. Возможно, это объясняется ограниченность общественных ресурсов и преобладанием репрессивных методов господства над объектом. В демократических системах, где социальная база субъекта наиболее широка, требуются более тонкие методы господства (убеждение и манипулирование), а, следовательно, более многочисленный аппарат обслуживания субъектно-объектных отношений.

13.1.3.3. Методы властвования

Власть не является свойством или отношением лишь одного дейст­вующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть че­ловека над самим собой, предполагающую подчинение его пове­дения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это, как подчеркивает В.П. Пугачев, уже психологический, а не социальный феномен [98 -97].

Способы властвования имеют сложную и неоднозначную клас­сификацию. Они могут быть демократическими (власть осущест­вляется при участии в принятии решений их исполнителей), ав­торитарными (неограниченная власть, не претендующая на пол­ный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъем­лющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, про­извол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и др.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с по­мощью специального механизма власти системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механиз­мом власти выступают государственные органы и другие полити­ческие институты и право.

В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя принятие решений с выбором целей и средств их достижения, проведение этих решений в жизнь путем соответствующих действий по мобилизации ре­сурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.

Механизм власти (субъектно-объектные отношения и средства власти) су­ществует на протяжении всей истории человечества и осуществляется на всех уровнях цивилизованного общества.

Власть связана с системой иерархических отношений «по вертикали». Одна­ко всеобщность мировой иерархизации не означает всеобщность господства и подчинения в человеческих отношениях. Так рассуждать—в значительной мере обеднять как состояние самих человеческих отношений, так и состояние власти. Властные отношения могут проявляться и «по горизонтали». Наконец, власт­ные отношения необязательно предполагают подчинение, а могут выступать в форме координации интересов, сотрудничества, взаимодействия равных по силе и значимости субъектов политики. Но в то же время нельзя не понимать, что значительная часть человеческих отношений властна и их властная приро­да во многом предопределена всеобщими принципами иерархизации и взаимо­действия, взаимосвязями соподчинения в соуправлении.

В известном смысле власть как бы исходит из практического умения субъек­та реализовывать свой потенциал. Ее сущность неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в об­ласть практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства осуществления своего доминирования, его власть может сохраняться, усиливаться или уравновешиваться иными влияниями; возможен также переход к новому витку конкурентной борьбы или достижению опреде­ленных форм сотрудничества, кооперации, выработке правил взаимодействия.

Властные отношения могут представлять как принуждение и конфликт инте­ресов, так и взаимодействие на основе их учета и сопряжения. К числу основ­ных свойств власти, по определению Ю.В. Ирхина, относится ее абстрактность — власть выступает только в форме отношений [41 -270].

Под методами властвования ряд исследователей понимает способы, приемы, средства воздействия, используемые властвующей стороной с целью добиться повиновения подвластных. Они основаны на использовании механизмов подчинения и вторичны по отношению к ней. Метод властвования становится востребованным только тогда, когда способен запустить определенный механизм подчинения. Если он использован не вовремя или неправильно, то может привести к потере власти ее субъектом. Влияние или властное отношение имеет самое различное выражение. Они основываются на различных факторах: ма­териальной силе, угрозе санкциями, богатстве, престиже, нормах и ценностях и т. д. Особую, а подчас и незаменимую роль во властных отношениях играет принужде­ние.

Наиболее древним инструментом властвования является физическое принуждение. Это воздействие властвующего на личную или материальную сторону бытия подвластного в целях реализации руководящей воли. К числу форм физического принуждения относятся, в частности, штрафы и другие санкции экономического характера, исключение из сообщества или орга­низации, лишение свободы, лишение жизни. Физическое принуждение может и должно осуществляться только в рамках социальных норм, регулирующих дея­тельность как подвластных, так и властвующих. В этом случае оно применяется при наличии отклонений в поведении индивидов и их групп от требований, сформулированных в единой руководящей воле данного сообщества и выра­женных в соответствующих нормативных предписаниях. Однако история по­казывает, что, как только возникает угроза правлению господствующих верхов, на первый план нередко выходит не санкционированное законом принуждение в форме открытого произвола власти — репрессии, террор.

Следом за воздействием на тело, следует давление на психику. Под психическим принуждением понимается такое властное воздействие, когда подвластный осуществляет волю властвующего, чтобы избежать опреде­ленных негативных последствий в случае ее неисполнения. Весьма распространенным видом психического принуждения является общест­венное мнение, регулирующее поведение людей и социальных институтов по­средством выработки и «насаждения» определенных норм взаимоотношений, отклонение от которых влечет за собой, например, общественное порицание.

Убеждение как метод властвования представляет собой применение комп­лекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп. В отличие от психического принуждения, суть данного метода состоит в том, что подвластным не только раскрываются все возможные варианты действий в данной конкретной ситуации и их послед­ствия, но также оставляется и право выбора, собственного волеизъявления. При этом, однако, стимулируется выбор, заслуживающий одобрения и не нанося­щий какого-либо ущерба в пределах данного сообщества.

Одной из форм убеждения выступает влияние, когда властвующий субъект добивается выполнения своей руководящей воли не путем угрозы, а постанов­кой таких требований, которые представляются подвластному обоснованными с точки зрения его собственных ценностей. Влияние осуществляется при помо­щи трех основных средств:

  • сдерживание — это показ подвластному субъекту негативных последствий его возможных поступков и утверждение необходимости воздержаться от их совершения;

  • побуждение, напротив, подразумевает моральную ориентацию на соверше­ние действий, имеющих положительное значение для сообщества и входящих в него индивидов, и, соответственно, разъяснение ожидаемых позитивных ре­зультатов;

  • активизация ответственности предполагает напоминание о нормативных ценностях сообщества, помогающее переориентировать поведение подвласт­ных субъектов в соответствии с их представлениями о долге.

Эффект подчинения достигается при использовании манипулятивных технологий. Манипуляция как вид принуждения основывается на способности субъекта осуществлять скрытое влияние на объект. В отличие от других видов власти, манипуляция может иметь место без команды субъекта и даже тогда, когда объект не знает о самом существовании субъекта. Хотя с точки зрения объекта манипуляция выглядит как убеждение, это разные виды власти. В процессе убеждения субъект не лишает объект (созна­тельно) необходимой информации, поскольку ему нужно, чтобы объект принял его точку зрения. Напротив, в манипуляции субъект не хочет, чтобы объект мыслил также, как и он сам, и поэтому сознательно огра­ничивает поток информации для объекта.

Манипуляция, по мнению ряда отечественных исследователей, имеет две основные формы. Во-первых, субъект осу­ществляет скрытый контроль над объектом в процессе коммуникации, делая объекту замаскированные предложения путем селектирования поступающей объекту информации, например, утаивая важную ин­формацию, недоступную объекту из других источников. Этот вид ма­нипуляции проявляется в рекламной деятельности и многих формах политической пропаганды. Другой ее вид связан со способностью субъекта изменять окружение объекта; с помощью этого он вызывает желаемую для него реакцию объекта без непосредственного взаимо­действия с ним. Управляющие промышленными предприятиями мани­пулируют поведением рабочих с помощью корректировки служебных инструкций, системы начисления заработной платы, стимулов и т.д. Другим примером данного вида манипуляции является изменение цен, осуществляемое торговыми компаниями. Среди всех форм власти ма­нипуляция пользуется, пожалуй, самой дурной репутацией, поскольку объект не осознает власти над собой и считает, что действует само­стоятельно [92 -80].

Роль убеждения и манипуляции в современной политике существен­но возросла в связи с усилением влияния СМИ и появлением новых коммуникативных технологий. В демократическом обществе силовые ресурсы постепенно утрачивают доминирующее положение в системе социального контроля и политика становится все более зависимой от со­стояния сознания различных групп населения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]