Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Politologia_vtoroy_tom_itogovyy_variant.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
6.21 Mб
Скачать

20.1.4.2. Пессимистическая тенденция в либеральном гуманизме

Развитие второй тенденции актуализировалось тем, что трансформация западной цивилизации с середины XIX в. сопровождалось массовыми и масштабными катастрофами, многочисленными и непреодолимыми конфликтами, породившими у многих мыслителей критическое отношение к современной им цивилизации. В философии начало этому было положено в XVIII в. учениями Дж. Беркли [15] и Д. Юма [143]. Большую лепту в утверждение подобной тенденции внесла критическая философия И. Канта [65]. Однако в XIX в. наибольшее выражение подобное мировоззрение нашло в учениях А. Шопенгауэра [138], С. Кьеркегора [76] и Ф. Ницше [99]. Но их критика традиционных философских и религиозных учений оказалась настолько разрушительной и негативной, что поселила сомнение и пустоту, а также тягу к бессмысленному бунту во многих, в т. ч. и незаурядных умах.

По мнению Э. Сандагийна [118, с.140], хотя ницшеанство сознательно и эпатажно конфликтует с христианской и либеральной формами гуманизма, но, вместе с тем, делает заявку на «переоценку всех ценностей» и создание морали будущего человека, для которого предшествующие люди только переходная стадия. И эта мораль была предложена, и имела много сторонников, и совсем не обязательно только примитивных (национал-социализм). Ницше не защищает интересы отдельной локальной группы, а представляет интересы одной всеобщей категории человечества, противостоящей другой по интеллектуально-волевым качествам — «в интересах будущего человечества». Они есть в любом народе, это, пользуясь более поздним гумилевским термином, «пассионарии» — активистская часть человечества. Именно они — подлинный субъект большинства творческих и исторических событий. Гуманизм и любовь должны быть нормой жизни внутри этой категории «настоящих людей», остальные — низведены до уровня слуг, ручных животных. Ницше в «Воле к власти» туманно распространяется о «подготовке будущей революции», «часе Х», когда власть на планете перейдет в руки «сверхлюдей» [98].

По мнению Э. Сандагийна [118], концепция Ницше непосредственно относится к гуманизму, но это гуманизм, «элитарный», в котором критерии «человека» резко укрупнены до обязательности личностной яркости, творчества и сильной жизненной интенсивности. И, далее, речь идет именно о всеобщей категории человечества, присутствующей «во всех племенах и расах». В этом плане ницшеанство вряд ли существенно отличается от марксизма — здесь ведь также вначале предполагается борьба и геноцид эксплуататоров, с тем, чтобы перестроить общество.

Ницшеанство, как и любая другая элитарная концепция, раскалывает человечество. Это, может быть, и имело некий смысл, но лишь при условии решения нерешаемой проблемы «критериев и судей».

20.1.4.3. Современные направления либерального гуманизма

Современный философ А.С. Горбунов [32] утверждает, что философское развитие гуманизма в XX в. вызвало к жизни два главных направления.

Первое состоит в участливой и тревожащейся за судьбу человека непосредственной реакции на ситуацию времени - экзистенциализм, персонализм, в некоторой части неотомизм.

Второе направление заключается в попытке отдельных философских течений найти себе "нишу" в виде разработки частных, малообязывающих вопросов, далеких от основных философских проблем - герменевтика, феноменология, неокантианство, частично неопозитивизм.

Но в любом случае всё это, за редкими исключениями, всего лишь разработка старых и даже древних знаний. И не случайно поэтому, что именно в XX в. появилось столько философских течений, имеющих в своем названии приставку «нео» - неокантианство, неогегельянство, неотомизм, неопозитивизм и др. К концу XX в. на Западе, по сути дела, встал вопрос о самом полноценном существовании философии. Ибо, по мнению С. В. Перевезенцева [103], из науки об «общих вопросах», о «вселенском», о «мудрости» и «смысле жизни», философия постепенно превращается в несвязанную систему узкоспециализированных «ниш». Гуманизм в философии, по его мнению, явно исчерпал себя. К познанию, осмыслению и объяснению всех проблем мироустройства человек оказался неспособен. «Великое чудо» человек явно не оправдал надежд, возлагавшихся на него многими поколениями философов.

Наиболее удачной формой развития гуманизма в индивидуалистической плоскости, Э. Сандагийн [118, с.141] считает, экзистенциализм. Экзистенциализм аппелирует к каждому человеку, побуждая его проснуться от зачарованности повседневностью и заурядностью, начав собственный проект существования. Гуманизм тесно увязывается с ценностями самобытности и творческого активизма, которые, не навязываясь всем, становятся общественно престижными. Экзистенциализм пытается соединить умеренный социальный активизм борьбы за мир, права меньшинств, экологию с внутренней душевно-самоопределительной работой.

Современные наиболее заметные формы, которые принимает гуманизм это, с одной стороны, концептуальные продолжения прежних его линий, с другой — это переописание старых идей в новом контексте более глубоких интеллектуальных проникновений, революционных технологических событий и стремительной интернационализации. Можно назвать, по крайней мере, три обновления, которые более всего привлекают внимание людей.

Проект постмодернизма, объявивший причиной политического, экономического и духовного диктата, насилия древние структуры сознания и шаблоны миропредставления, сформировавшиеся на заре цивилизации. Они уже более двух тысячелетий незримо организуют власть дискурса и дискурс власти, воспроизводя стереотипы насилия, жесткое разделение среди людей и в сфере духовности. Постмодернисты предлагают деконструкцию языка и мышления, полагая, что тем самым только и можно создать новую человеческую цивилизацию на основах плюрализма и толерантности.

Западный истэблишмент пытается монополизировать «рынок» современного гуманизма с помощью мировых информационных монополий. В качестве глобальной парадигмы будущего человеческого развития он навязывает слегка перелицованную, «нарумяненную и надушенную» форму старого абстрактного либерального гуманизма. Она удобна как манипулятивное средство и средство прикрытия реальных корыстных интересов именно в силу своей абстрактности. В качестве нового вектора мирового развития предлагается идеология глобализма, в которой понятия и стандарты гуманизма эпох Просвещения и буржуазных революций:

  • стандартизация и рационализация умов;

  • интернационализация как гомогенизация различий посредством «прогрессивной культуры» —

приобретают вид навязывания жизненного стиля, ценностей и стратегии развития. Абстрактное равенство оборачивается реалиями двойных стандартов и империализма «с демократическим лицом».

Давление рождает противодействие. Идеология антиглобализма, формирующаяся на наших глазах в последние 10–15 лет, аккумулирует в себе как достижения, идеи прежних гуманистических форм, так и их современные обновления. Тем более что электорат антиглобализма — нонконформистская, конструктивная часть социума, традиционная среда эмансипационных движений. Это леворадикальная интеллигенция, молодежные контркультуры, феминистские и экологические движения. Основные их идеи:

  • плюрализм;

  • диверсификация общечеловеческого развития;

  • отказ от империализма;

  • реальное равенство;

  • реальная взаимная ответственность людей.

Ими предлагаются альтернативные пути модернизации и интернационализации. Но пока ключевые понятия их доктрин находятся в стадии формулировки и проверки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]