Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Politologia_vtoroy_tom_itogovyy_variant.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
6.21 Mб
Скачать

19.2.6.2. Другие социально-политические теории

Современные социально-политические теории отражают новую проблематику (противоречия) современного индустриального общества, ставшего уже постиндустриальным (постмодерным, постма­териальным, информационным, цифровым и др.). Философской основой альтернативных идеологий является постмодернизм (Ж. Делез [63], Ж. Деррида [63а], Ж.-Ф. Лиотар [117а], Р. Рорти) [200в], который отрицает все метатеории, провозглашает радикальный плюрализм (множественность), обостряет сознание справедливости и будит новую чувствительность в отношении несправедливости.

19.2.6.2.1. Концепция социального государства

Социальное государство первоначально называли на За­паде государством всеобщего благоденствия. Определение "со­циальное" подчеркивает, что для государства постиндустриаль­ной стадии главным в его деятельности становятся обеспече­ние достойной жизни для своих граждан, поддержка социаль­но слабых групп населения, утверждение в обществе начал со­циальной справедливости. Автором концепции социального го­сударства считается американский ученый Дж. Гэлбрейт [57]. Од­нако у ее истоков стоял крупнейший английский экономист Д. Кейнс [95], который обосновал необходимость активного госу­дарственного вмешательства в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, по­вышения жизненного уровня населения путем справедливого перераспределения доходов между различными социальными слоями.

Согласно современным представлениям [193, с.181] социальное госу­дарство призвано осуществлять следующие функции:

  • гаранти­ровать политические, гражданские, экономические и социальные права личности;

  • обеспечивать многоукладность экономики, ох­ранять частную, коллективную и государственную формы соб­ственности;

  • сочетать плановые и рыночные механизмы регули­рования экономических отношений;

  • создавать доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспе­чения;

  • обеспечивать условия полной занятости населения, под­держку малоимущих категорий граждан;

  • вести эффективную борьбу с преступностью и другими антиобщественными прояв­лениями;

  • разрабатывать и осуществлять государственные про­граммы, направленные на решение других насущных соци­альных проблем.

Названные функции свидетельствуют, что это действительно необычное государство, рожденное реалиями современной жизни. Нет оснований относить его ни к традиционно капиталисти­ческому, ни к социалистическому. Развитие государственности в странах мира идет слож­ными путями. Но общая тенденция заключается в том, что медленно, с поворотами и зигзагами, воспринимаются формы и институты государственности, выработанные общим опытом человечества, соответствующие общедемократическим ценностям, но учитываю­щие при этом конкретные условия каждой страны.

Социальное государство вобрало в себя многое, что созда­но теорией и практикой человечества, и вместе с тем оно отра­жает особенности современного постиндустриального общества. Скорее всего, оно относится к переходно­му типу государств, идущему к какому-то новому, более высоко­му типу.

Концепция социального государства на Западе имеет нема­ло оппонентов, особенно в стане либералов. Наиболее жестко критикует эту концепцию сторонник стихийной рыночной эконо­мики Ф. фон Хайек [243]. Однако другие видные ученые Запада счи­тают, что возврат к свободным рыночным отношениям в постин­дустриальном обществе уже невозможен и политически нецеле­сообразен.

19.2.6.2.2. Феминизм

Фемини́зм (лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — это стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775-1783). Первой американской феминисткой считают А.С. Адамс (1744-1818). Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776). Предшественником современного феминизма считают суфражизм – движение в США и Англии во второй половине XIX – начале ХХ в. за предоставления женщинам избирательных прав.

Различают традиционный феминизм (который принято называть феминизмом первой волны, 1840-1960-е гг.) и его современные многочисленные разновидности (радикальный феминизм). Есть и так называемая «третья волна», но не все феминисты согласны с необходимостью выделять её отдельно в свете пропагандируемых ею идей. Эти три «волны» названы именно так потому, что подчёркивается их сходство с волнами океана, где каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей.

Радикальный феминизм иногда сравнивают с марксистским феминизмом, в основе которого лежит работа Ф. Энгельса «Об истоках угнетения женщин». Их сходство в том, что оба рассматривают мир как противостояние двух классов: мужчин и женщин, пролетариата и буржуазии. Радикальный феминизм считает патриархат формой угнетения женщин мужчинами.

Идеология феминизма отличается плюрализмом (наиболее вид­ные ее представительницы: Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарай, С. Кофман — во Франции; Э. Шоуолтер, Б. Кристиан, С. Гилберт, С. Губар — в США). В феминистскую идеологию включается множест­во идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорб­ляемой женоненавистническим фаллократическим обществом, которое создали мужчины.

Теория феминизма ставит своей целью понимание природы неравенства полов и заостряет внимание на вопросах политики, власти и сексуальности. Политическая активность феминистов сосредоточена на таких проблемах, как права деторождения, домашнее насилие, отпуска по беременности и родам, равная заработная плата, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (в особенности сексуальную), угнетение и патриархат.

Существует множество видов феминизма: анархо-фиминизм, вуманизм, (от англ. woman — женщина), духовный феминизм, культуро-феминизм, лесбийский феминизм, либеральный феминизм, индивидуалистский феминизм.

Главная цель феминизма — свергнуть господство мужчин над жен­щинами, которое проявляется в постели, на службе, на улице, в зале парламента. Для этого нужно объяснить и понять причины данного гос­подства. Идеология феминизма предназначена для того, чтобы изменить существующее положение вещей. Отсюда основной постулат феминизма: приватная сфера есть политическая сфера; и призыв: тотальное сопротивление.

Основные приоритеты феминизма:

  • борьба со всеми формами насилия над женщиной;

  • проблемы здравоохранения, болезни и смерти;

  • борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией женщин во всех профессиях;

  • борьба за равный доступ к политической власти.

К началу XXI века феминизм «второй волны» уже утратил свою былую популярность. Его сторонники постепенно приходят к мысли о том, что патриархальные отношения приводят к угнетению не только женщин, но и мужчин, которые вынуждены соответствовать ролям, навязанным им патриархальным обществом, и такое вынужденное соответствие наносит вред развитию человека как личности, независимо от его (её) пола.

19.2.6.2.3. Экологизм

Среди так называемых «альтернативных» идей особое место занимает «зеленая» идеология (экологизм). (Идеологией, ее назвать можно лишь условно, так как общим для всех ее направлений является, лишь система ценностей). «Зеленые» - общее название групп, течений, неправительственных и политических организаций, занимающихся борьбой с разрушением окружающей среды и добивающихся большей гармонии во взаимоотношениях между человеком и природой. Зеленый цвет, используемый участниками движения в качестве общей эмблемы, служит символом природы, надежды и обновления.

Экологизм возник как реакция на проблему «эйкоса» (окружающей природной и социальной среды). Как и в феминизме, в экологической идеологии существуют различные течения, зачастую противостоящие друг дру­гу по вопросам понимания как самой экологии, так и способам реше­ния экологических проблем (например, биоцентризм и антропоцен­тризм). Для решения экологических проблем современности (защита окру­жающей среды от загрязнения отходами жизнедеятельности человека) в идеологии экологизма содержатся требования радикальных социально-политических преобразований: децентрализации, отказа от насилия, ядерного оружия и атомных электростанций, демократии участия, эгалитаризма и т.д.

Исследователи, изучающие «Зеленое движение», выделяют в нем, по крайней мере, три различных направления:

  • традиционная (неполитическая) защита природы («консервационизм»);

  • прагматическая защита окружающей среды («энвайронментализм»);

  • политическая и социальная экология.

При этом, «энвайронменталисты», по общему правилу, не ставят под сомнения рамки действия, предоставляемые существующими общественными институтами, а сторонники политической и социальной экологии стремятся (в различных формах и различными методами) к изменению сложившихся отношений и моделей. Экологическое движение в его современном виде сложилось в 1970-х гг.

В 1971 г. в Северной Америке возникла наиболее известная ныне международная энвайронменталистская организация — «Гринпис» («Зеленый мир». Первоначально она занималась проблемами ядерных испытаний США, но постепенно распространила свою деятельность на весь мир и на широкий круг тем, связанных с экологией — вплоть до защиты биологических видов, захоронения отходов и др. Основная тактика «Гринпис» сводится к громким акциям ненасильственного протеста, которые призваны привлечь внимание общественности и власть имущих к тому или иному вопросу. По примеру «Гринпис» в различных странах мира возникли и другие, зачастую более радикальные группы, такие, например, как немецкая организация «Робин Вуд», ставшая известной в 1980-х гг. акциями в защиту лесов, а также течения, прибегавшие к методам экологического саботажа.

Первоначально большинство зеленых было настроено скептически по отношению к властным институтам, рассматривая их как объект для давления и рассчитывая таким путем способствовать принятию ими своих требований. Однако трудности, с которыми сталкивались радикальные выступления, с одной стороны, и далеко идущее разочарование участников движения во всех существующих политических партиях, с другой, навело на мысль о создании собственных политических организаций, защищающих интересы движения. Не веря первоначально в возможность экологических перемен и изменения общества «сверху», с помощью государственного законодательства и  правительственной технократии, многие зеленые постепенно все больше надеялись на то, что с помощью своих партий или списков кандидатов можно будет придать движению дополнительную, парламентскую опору, в качестве дополнения к основному, «внепарламентскому действию».

Соотношение сил между различными течениями в отдельных партиях колебалось. Первые документы зеленых представляли собой набор требований, выдвинутых экологическими, антивоенными, «альтернативными» и иными гражданскими инициативами, и формулировались более широко и обобщенно. Позднее, включившись в парламентскую политику, зеленые дополнили, уточили и детализировали свои программы. Как правило, они содержали обещания свернуть ядерную энергетику и принять другие меры, направленные на защиту окружающей среды, гарантировать и развивать демократические и гражданские права, а также демократизировать существующие политические институты, расширять систему социальных гарантий, обеспечить преимущественное развитие кооперативного, самоуправляющегося, «альтернативного» сектора экономики и внедрение новых, экологически чистых технологий, проведение политики мира и разоружения.

Некоторые, более левые зеленые партии (к примеру, западногерманская, в которой до конца 1980-х гг. преобладало влияние «экосоциалистов» и «фундаменталистов»), осторожно ставили вопрос о распространении «новых форм общественной собственности», отличной от огосударствления в СССР, и о поощрении прямой демократии и самоуправления. Однако участие в парламентских институтах и стремление многих зеленых доказать свою пригодность к управлению государством диктовало свою логику: в 1990-х гг. почти во всех экологических партиях взяли верх сторонники «реальной политики». Если прежде зеленые часто определяли себя как «принципиально новую» силу или даже как «антипартийную партию», то теперь они все больше становились такими же, как все другие.

Это позволило зеленым войти в правительства ряда стран, как правило, в коалиции с социал-демократами и другими левыми организациями, иногда — в составе более широкой коалиции: Франции (1992-1993, 1997-2002), Финляндии (1995-2002), Италии (1996-2001), ФРГ (1998-2006), Бельгии (с 1999). Опыт пребывания у власти оказался для зеленых достаточно противоречивым: им удалось закрепиться на политической арене и подчас даже проникнуть в государственный истэблишмент, но это было достигнуто ценой отказа от многих ключевых и основополагающих принципов движения. Они нигде не смогли добиться отказа от атомной энергетики, не настаивают на том, чтобы прекратить сокращение социальных расходов и приватизацию, стали терпимо относиться к НАТО и Европейскому Союзу и даже поддерживать проведение военных операций за рубежом (к примеру, в 1999 в Югославии).

Экологические движения вырождаются в коррумпированные бюрократические организации с раздутыми штатами и безответственным расходованием средств на безбедное существование руководителей и аппарата. Разочарование многих экологистов результатами политики зеленых партий привело во многих случаях к тому, что активисты и теоретики пытаются искать новые ответы на наболевшие вопросы взаимоотношения между обществом и природой.

К примеру, оформилось течение «экоанархистов», или «либертарного муниципализма». Его признанными лидерами считаются американские экологисты М. Букчин и Д. Биль. «Либертарные муниципалисты» выступают за  преодоление современного индустриального общества и переход к системе самоуправляющихся городов-коммун, пользующихся чистой и  «освободительной технологией». Им удалось создать собственную международную сеть и  провести ряд интернациональных форумов; в ряде стран возникли организации этого направления (именуемые «левыми зелеными» или «Демократической альтернативой»).

19.2.6.2.4. Коммунитаризм

Коммунитаризм (от англ. «community» - сообщество) - влиятельное направление в американской социальной теории, сформировавшееся в 1990-х гг. вокруг идей и работ А. Этциони [268а]. Практически с самого момента возникновения коммунитаризм развивался не только как социальная философия, но и как социально-политическое движение, отстаивающее интересы сообществ в отношениях с государством и бизнесом.

Это самое новое идеологическое течение, развиваемое в т.ч. М. Санделом, М. Уолцером и А. Макинтайром, в существенной мере представляет из себя социологическую и социально-политическую реакцию на реальные проблемы современных западных обществ. В целом мораль, ответственность и участие как основы сообщества ориентируют человека в направлении социального действия в его коммунитарной форме. Сообщество не есть лишь первичная неформальная группа или элемент социальной структуры. Сообщество есть структурированное социальное действие, утверждающее моральные устои общества.

Общая социальная эффективность этой модели сообщества неразрывно связана с коммунитарной системой власти. Ее суть в обеспечении универсального равного участия всех граждан в определении полномочий власти - это не мажоритарная власть, следующая правилу большинства, а именно демократическая власть. Данный принцип сближает коммунитаризм с идеями партиципаторной демократии, фундамент которой был заложен еще Ж.-Ж.Руссо. В перспективном понимании коммунитаризма власть - это та власть, которая непосредственно связана с делами данного сообщества. Поэтому А. Этциони постоянно подчеркивает важность социального распределения полномочий:

  • местные власти не должны решать задачи семьи;

  • национальное правительство не имеет право вмешиваться в дела местных властей;

  • рынок не должен решать задачи образования и т.д.

С точки зрения коммунитаризма, это не просто абстрактный механизм, а реальная альтернатива тем ограничениям политического участия, которые существуют в современных демократиях и существенно снижают социальную эффективность власти (коррупция, доминирующее влияние капитала групп интересов, формальное участие и т.д.).

Коммунитаризм предлагает всерьез обратиться к проблеме регенерации публичного пространства. Если большие парки представляют угрозу криминализации, то целесообразно создание зеленых зон в непосредственной близости от мест проживания членов сообщества. Данная проблематика, безусловно, определяет его как новую урбанистическую критику, последовательно рассматривающую угрозы социальности, концентрирующиеся в городской среде.

Суть коммунитаризма — обсуждение и разработка различных ас­пектов братства как состояние общества и общественного идеала. На пути воплощения данного идеала его приверженцы ставят и ре­шают ряд взаимосвязанных проблем:

  • тотальная критика современного общества в его капиталистической и социалистической форме, включая все его институты, ценности и отношения (государство, партия, демократия, справедливость, демо­кратическая личность и др.) Все они используются в манипулятивных целях и уводят людей от человеческих добродетелей, состав­ляющих основу счастливой жизни;

  • отбрасывание главных политических идеологий современности, по­скольку они породили множество непредвиденных последствий на практике. Вообще, вся современная общественная наука (экономи­ка, социология, политология и др.) должна быть заново переписана под углом зрения ошибок и фальсификаций, а не успехов;

  • обоснование значимости идеала братства [192, с.183].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]