Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

4. Восточная деспотия

Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:

а) полномочия главы государства неограниченны;

б) светская и церковная власть объединены в одном лице;

в) осуществление власти является делом многочисленного бюро­ кратического аппарата;

г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное ра­ болепие делают всякого человека, в том числе формально сво­ бодного, рабом «порядка», традиции, веры.

Все это, однако, не является чем-то специфическим для вос­точной деспотии. В том или ином виде указанные черты - вме­сте или порознь - можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время.

Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой - сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других об­щин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы полити­ки» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его ини­циативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению.

42

В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хоро­ший или плохой урожай зависел от того, каким было прави­тельство, заботилось ли оно об орошении или нет.

В совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ - составляли бюрократиче­ски организованный государственный аппарат власти, нуждав­шийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.1

5. Право

Первые египетские законы якобы были написаны еще Ми-ном, основателем I династии фараонов. Судя по всему, кодифи­цированные законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту. Еще при основании государ­ства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых 2-13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К 1500 г. до н.э. уже имелись общие законы в пись­менной форме2. В источниках имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис)3. Так, царю Сасихису приписывается законодательство по вопросам рели­гии, Бокхорису - кодекс в области финансов и торговли, Амаси-су - законодательство о деятельности местной администрации4. Кодексы («свитки») содержались как величайшая святыня в ар­хивах «6 палат». В одном из древнеегипетских литературных произведений, описывавшем перипетии 1-го переходного пери­ода, как о величайшей трагедии говорилось о гибели этих свит­ков. К сожалению, ценнейшие памятники права не сохрани­лись. Наличие свода законов косвенно подтверждается в «Ре­чении» фараона Ипувера (XVII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - XV вв. до н.э.) во время официаль­ных приемов держал перед собой 40 кожаных свитков с закона-

1 История государства и права зарубежных стран. Юнита 1. Л.: Наука, 1972. С. 23 - 24.

2 См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 23.

3 См.: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 2. С. 43.

4 См.: Геродот. История в 9 книгах. С. 101.

43

ми. Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т.е. были рассчитаны на длительное использование.

Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмо­вая, общинная, частная), формах владения и распоряжения не­движимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами за­ключались по ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жре­ца. Такие контракты обычно составлялись в суде.

Договоры заключались как между простыми людьми, так и царственными особами. Так, после освобождения Египта от эфи­опов двадцать царей, как пишет Геродот, а вернее царьков, за­ключили договор о том, чтобы не свергать друг друга и не отни­мать землю, жить всегда в дружбе.

Большого процветания Египет достиг при царе Амасисе. Кстати, Амасис - человек простого происхождения, в молодости вел себя неподобающе, даже воровством занимался. Но, владея выдающимися способностями, он добился возвышения, стал вое­начальником и, наконец, победив в борьбе за власть царя Априя, стал фараоном1. Река дарила блага земле, земля - людям. В Е-гипте побывали многие мудрецы из Эллады, в том числе и Со­лон, который дал афинянам по их желанию законы и затем на десять лет уехал из страны. Отплыл Солон якобы с целью пови­дать свет, а на самом деле - чтобы его не вынудили изменить законы. Ведь сами афиняне, связанные торжественными клят­вами десять лет хранить данные Солоном законы, не могли их изменить2.

Амасис издал постановление, согласно которому каждый египтянин должен был ежегодно заявлять правителю округа о размерах своего дохода. Тому, кто этого не сделает или не смо­жет указать никаких законных доходов, грозила смертная казнь. Правитель Афин Солон перенял этот закон у египтян и ввел его в афинском государстве3.

Реализация права была тесно увязана с характером того или иного царя. Так, фараон Бакхорис известен как мудрый законодатель, защитник бедняков. Он наложил узду на ростов-

1 См.: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 2. С. 106.

2 См: Геродот. История в 9 книгах. С. 19.

3 Там же. С. 131.

44

щиков и позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней соответствующие акты, нанеся тем самым ущерб храмам и жрецам, бывшим вместе с фарао­нами и номархами единственными земельными собственника­ми. В народе о Бакхорисе осталась память как о справедливом верховном судье1.

Фараон Асихис издал закон, по которому разрешалось брать деньги в долг под залог мумии собственного отца. Заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, а в случае неуплаты долга должник после своей кончины лишал­ся права погребения в семейном или каком-либо другом скле­пе, равно как и его потомки2.

Фараон Микерин освободил народ, измученный тяготами, отпустил его трудиться на своих полях. Он являлся самым мудрым судьей среди всех египетских царей, даже выдавал из своей казны деньги недовольным приговором, вынесенным им.

Династия Птолемеев последовательно проводила политику притеснения духовенства и храмов, игнорируя древнейшие за­коны. Прежде всего, это давало возможность царям как зем­ным представителям бога объявлять своей всю храмовую зем­лю. Жрецы провозглашались лишь служителями бога и царя, подчиненными последнему. Они управлялись назначенным ца­рем настоятелем-чиновником, получали свои места путем по­купки и состояли на жаловании у правительства, а на периоди­ческие съезды собирались едва ли не исключительно для состав­ления льстивых постановлений и, может быть, прошений. Хра­мы не освобождались от податей, жрецы были обременены ря­дом налогов. Храмовая промышленность, столь развитая в древ­ности и дававшая огромные доходы, была до крайности стеснена царскими монополиями. Так, оливковое масло храмы со времен фараона Филадельфа могли выделывать только для собственно­го употребления в течение двух месяцев в году, производство тканей удерживалось в храмах, но был запрещен их сбыт.

На том же основании фараон Филадельф провел реформу с налогом, собиравшимся в виде урожая с виноградников и са­дов. В 264 г. Филадельф распорядился, чтобы этот налог шел

1 См: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 2. С. 43.

2 См: Геродот. История в 9 книгах. С. 122.

45

на культ его супруги Арсинои и часть его выдавалась храмам по усмотрению фараона1.

Обычное право Древнего Египта содержало и нравственный аспект. Так, в «Книге мертвых», которая представляла собой своеобразное руководство, имелись указания на то, что должен был говорить человек, когда он после физической смерти пред­ставал перед богом Осирисом. «Я не причинил людям страда­ния» ~ вот главное, чем обязан был завершить человек свой земной путь2.

В период царствования сатрапов Александра Македонского в Древнем Египте не раз вспыхивали восстания. Особенно мощ­ным было восстание в 165 г. до н.э. во время правления фара­она Птолемея VII Филомитора, которое подавили лишь на тре­тий год. Фивы были разрушены до основания, и их жителям предложено было расселиться по окрестным деревням. В то же время восстание благотворно сказалось на социальном положе­нии населения. Жрецы были освобождены от унизительного ежегодного приезда в Александрию и получили право собираться где угодно, вне бдительного ока власти.

Храмовые земли или освобождались от налога, или послед­ний сокращался. Кроме того, храмам и более мелким святили­щам было дано право убежища. В начале I в. до н.э. разреше­нием жертвовать храмам земли без ведома правительства от­крывалась возможность возникновения феодальных храмовых владений. Туземные вельможи получили право добиваться вы­соких гражданских, придворных и военных должностей3.

Таким образом, было достигнуто подчинение религии и ду­ховенства государству. Юридически жречество превратилось в корпорацию мирян, обособленную от храмов, так как храмо­вые должности стали наследственными и перешли в частную собственность, как и прочие владения жрецов, изъятые у храмов и попавшие под контроль и фискальную политику государства.

Вообще, формализм в распоряжении недвижимой собствен­ностью - характерная черта юриспруденции многих стран Древ­него Востока.

1 См.: Тураев В.А. История Древнего Востока. Т. 2. С. 215.

2 См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 23.

3 Там же. С. 218. '

46

Браки также оформлялись письменно и имели вид догово­ра. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуще­ством. Если развод начинался по инициативе мужа, жене воз­вращалась часть приданого и часть совместно нажитого имуще­ства. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить - только свою долю. Как видим, закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы о браке и семье. Родители и близ­кие принимали самое активное участие в подборе жениха и не­весты, причем согласия молодых спрашивали далеко не всегда. Браки между кровными родственниками запрещались. Только фараоны могли жениться на сестрах'и даже дочерях.

Так, Птолемей II Филадельф был женат на родной сестре Арсиное1, египетская царица Клеопатра имела мужем родного брата2. Фараон Рамсес II за 67 лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамсес III имел три жены и также любил женское общество.

В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». В отличие от греков егип­тяне не целовались, а прикасались друг к другу носами.

Законы и обычаи Древнего Египта фиксируют превосход­ство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - сестру, однако «в разумных пределах», так как увечья наказывались. Виновный должен был доказать, что больше не тронет свою жену, иначе он мог получить 100 палочных ударов и лишиться прав на совместное проживание и приобретенное имущество. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. В одной из надписей на саркофаге говорится, что жена, которая обманы­вала и поедом ела мужа, была сожжена.

Женитьба, размеры приданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в Доме жизни - деловом центре. При всех этих актах должны были присутствовать свидетели.

1 См.: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 2. С. 213.

2 См.: Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М. С. 27.

47

В числе преступлений, которые упоминаются в источниках, фигурирует неповиновение властям. В «Речении Ипувера» («Чте­нии Ипувера») рассказывается о всесокрушающей народной революции, которая произошла, очевидно, около 1700 г. до н.э. Восставшие захватывали города и имения, землю и скот, унич­тожали податные списки, разрушали присутственные места, рас­правлялись с ненавистными чиновниками.

Как преступления классифицировались отказ от участия в общественных работах, взяточничество, грабеж, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности.

Вид наказания зависел от общественного положения пре­ступника и тяжести преступления. Участники восстания, на­пример, подлежали поголовному истреблению. Жестоко посту­пил с восставшими фараон Амасис: руководителя восставших, бывшего царя Априя, он отдал воинам, и те его задушили1. Пре­ступников казнили, ссылали на рудники, а за грабеж в царских гробницах отрубали руки, носы, уши, садили на кол. За хище­ния храмового имущества взыскивался штраф в стократном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Подделка документов каралась отсече­нием руки. Лишение чести считалось одним из самых тяжких и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство в ар­мии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

Уже в начальный период Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функ­ция перешла к судье, который мог иметь до 40 кожаных свитков с законами. Предания содержат нелестные отзывы о представи­телях судейского сословия за их крючкотворство и пристраст­ность. Есть основания полагать, что уже в древности существо­вал свод правовых предписаний. На одном изображении вель­можа держит в руках свиток, возможно, законник. Есть сведе­ния, что фараон Рамсес I издал указ о наказании взяточников. Помимо того что наказывался сам виновный, его дети также лишались всех привилегий: «И твой сын не будет на твоем месте».

1 См.: Геродот. История в 9 книгах. С. 131 - 132.

48

По свидетельству Геродота, преступников, которые грабили гробницы, привязывали к столбу, избивали палками, отправля­ли в каменоломни, хоронили живьем, но ничто не помогало. В на­чале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и разграблены.

В «Речении Ипувера» говорится: «Свитки законов судеб­ной палаты выброшены, и по ним ходят на перекрестках». Ипу-вер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о рас­хищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении спис­ка рабов. Народное восстание, свидетелем которого он был, до основания разрушило весь государственный правовой механизм.

К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информирован­ность о египетской правовой системе.