Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

Литература

                  1. Всеобщая история государства и права / Под ред. З.М. Чернилов-ского. М., 1984.

                  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985.

                  1. Гуревич А.Я., Харитонович Ф.Э. История средних веков. М., 1995.

                  1. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. 1. М., 1989.

                  1. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

                  1. Левандовскии А.П. Белый слон Карла Великого: Невыдуманные истории. М., 1994.

                  1. История Франции: В 2 т. Т. 1. М., 1972.

8 3ак. 1523

(ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ

Вопросы:

                  1. Сеньориальная монархия.

                  1. Сословно-представителъная монархия.

                  1. Абсолютная монархия.

                  1. Феодальное право.

1. Сеньориальная монархия

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раз­дробленности (IX - XIII вв.), сословно-представительной монар­хии (XIV - XV вв.), абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.).

После распада империи Карла Великого в состав Западно-Франкского государства вошли Аквитания, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка. В стране проживали разные на­роды: франки, кельты, фламандцы, норманны, баски, каталонцы, которые со временем сформировали основные народности - се­верофранцузскую и южнофранцузскую. Все это создавало опре­деленные трудности для становления централизованного госу­дарства и единой правовой системы.

В конце IX - начале X в. феодальная знать консолидирова­лась, стала действовать как сложившееся сословие, интересы которого являлись определяющими для короля. Первый король Франции Карл Лысый в капитулярии от 847 г. предписал, что­бы каждый свободный человек в королевстве признал над со­бой сеньора1. Под давлением знати в 877 г. он издал Кьерсей-ский капитулярий, которым узаконил превращение бенефиция в феод, признал право графов передавать свои должности по

1 См.: История средних веков. С. 51.

226

наследству. С тех пор король не мог отнять пожалованные бене­фиции, даже если его прямой вассал отказывался состоять у не­го на службе.

Домен короля был сравнительно невелик и в ряде случаев почти совпадал территориально с его личными хозяйственны­ми владениями. Поэтому дворцовые управляющие в королев­ских имениях были одновременно и должностными лицами -министериалами, заведовавшими делами домена вообще. Весь домен был разделен на округа - превотажи. Во главе каждого находились прево - управляющие главного в этом округе коро­левского имения. Министериалы в центре и прево на местах назначались королем и выполняли все его распоряжения.

Королевство состояло из множества феодальных владений (герцогства, графства, баронства и т.д.), которые формально счи­тались его частью, а фактически представляли независимые 'политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала вовсе. Лишь в своих личных владениях - королевском домене - он полно­стью контролировал ситуацию. Земельные магнаты имели свою администрацию, суд, могли чеканить монеты, вести войны, не спрашивая короля. Они были суверенами в своих владениях, зачастую уклонялись от выполнения вассальных обязанностей перед королем, которого считали равным себе. Принадлежность к феодальному сословию определялась по рождению. Духовные феодалы, епископы, аббаты получали власть от папы римского. Власть Каролингов, как и Меровингов, смутой завершила свое существование. После Людовика V Ленивого в 987 г. на съезде знати и духовенства королем был избран один из потомков гра­фа Роберта Сильного по имени Робертин Гуго Капет, положив­ший начало династии Капетингов1.

У нового короля было мало земли, его грабили даже прямые вассалы. Организация власти при Капетингах проходила по двор-цово-вотчинной системе. Многие слуги короля одновременно являлись должностными лицами в королевстве. Власть короля была ограничена советом знати - курией2. Важным чиновни­ком короля был сенешал, ведавший канцелярией. Королевским

См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 51 - 52. 2 Там же. С. 80.

227

судом руководил дворцовый граф. Должность маиордома была упразднена. Бывший маршал стал именоваться начальником королевской конницы. Изменилось также местное управление. Вместо графов была учреждена должность прево.

Король Филипп II Август провел административную рефор­му, разделив страну на округа. Прево стал подчиненным у ба­льи. На юге страны вместо бальи назначались сенешалы. Пере­стал проводиться ежегодный смотр ополчения, оно формирова­лось только в чрезвычайных условиях. Основу королевской ар­мии составляло ополчение из рыцарей.

Сложными были в тот период отношения королей с вла­стью римских пап, которые постоянно вмешивались не только в государственные дела, но даже в личную жизнь королей. Последние нередко не имели права избирать себе спутницу жизни. Когда король Роберт женился на Берите, своей родствен­нице в четвертом колене, папа обвинил его в кровосмешении и отлучил от церкви.

Такая же участь ждала каждого монарха, который осмели­вался сочетаться браком даже с самой отдаленной родственни­цей. Став королем, Генрих I понимал всю сложность данной проблемы, тем более что он являлся родственником почти всех европейских государей. На этой почве он лишился первой суп­руги, дочери германского императора Конрада II. В 1048 г. Ген­рих I послал в Россию епископа Шалонского Рогера просить руки дочери Ярослава Мудрого Анны. Бедная и слабая Фран­ция была заинтересована в тесных отношениях с Русью, возве­личенной к тому времени завоеваниями Олега и его преемни­ков. С богатыми подарками Ярослав отправил свою дочь в дале­кую страну.

Анна благополучно приехала в Париж и соединила кровь Рюриковичей с кровью французских королей1. Она обвенчалась с Генрихом I в Реймсе и стала французской королевой 14 мая 1051 г. Сын Анны Филипп также царствовал во Франции. На всех государственных бумагах до 1075 г. рядом с подписным именем Филиппа стояла и подпись Анны: «Подписано Анной, матерью Филиппа, короля»2. Известно также, что в 1089 г. Анны

1 См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. С. 24, 207.

2 См.: Смирнова В.Т. Франция: страна, люди, традиции. М., 1988. С. 163.

228

уже не было в живых, так как в это время король Филипп при­нес церкви крупный дар за упокой души родителей1.

Вассалы короля (герцоги, графы), оставляя себе домен, пере­давали значительную часть своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами по отноше­нию к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы «однощитовых» рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностями сеньора заста­вить его повиноваться.

Глава государства - король - в тот период был выборным. Его избирали представители знати и иерархи церкви. Как от­мечалось, власть короля на многих территориях была номиналь­ной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции прави­ло: «Вассал моего вассала - не мой вассал». В таких условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность 'оказывать влияние на положение дел в большей части страны, была Королевская курия, или Великий совет, который представ­лял собой съезд крупнейших феодалов страны.

В период раннего феодализма во Франции сложилось два вида крестьянского землевладения - лично зависимых кресть­ян, сервов, и лично свободных крестьян, вилланов.

Земельный надел серва находился в «мертвой руке» (в со­стоянии менморта), ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до XIII в. имущество серва после его смерти переходило господи­ну. Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имуще­ства, а с развитием товарно-денежных отношений - определен­ного денежного взноса. За право владения и пользования наде­лом сервы должны были ежегодно платить господину натураль­ный или денежный оброк, размер которого устанавливался по усмотрению господина. Церковные феодалы нередко освобож­дали крестьян вместе с землельными наделами, которые остава­лись в ведении у церкви. Это заставляло крестьян работать на земле не за страх, а за совесть2.

1 См.: Смирнова В.Т. Франция: страна, люди, традиции. С. 169.

2 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 81.

229

Наделы, предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам), рассматривались как неблагородное крестьянское держание земли от сеньора и назывались цензивой. Цензива -это наследственное владение земельным участком с обязанно­стью нести строго фиксированные обычным правом повиннос­ти в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам. О положении вилланов расска­зывается в «Поэме о версонских вилланах» Э. Ле Гоза. Они исполняли барщину, платили оброк в виде части урожая, печ­ной сбор, т.е. плату за выпечку хлеба, плату пошлины1, за выда­чу дочери замуж за пределы сеньории. По мере освобождения крестьян от личной зависимости цензива становилась наиболее распространенной формой крестьянского держания.

Правовые отношения между сеньором и цензитарием по французскому обычному праву характеризовались следую­щими основными чертами: последний был обязан периодичес­ки, по требованию сеньора, признавать зависимость своего учас­тка от сеньора; сеньор имел право на получение определенных повинностей с цензивы, т.е. ценза - ежегодной подати, уплачивае­мой в денежном выражении или в натуральном виде (в денежном выражении налог назывался талья, в натуральном - шампар).

На ценз не существовало срока давности и он мог быть взы­скан в любой момент, причем сразу за 30 лет; сеньор имел пра­во на десятину, т.е. на доход с земельного участка; кроме того, имел право на барщину от 3 до 12 дней в году в зависимости от местных обычаев; сеньор имел право на ренту, т.е. опреде­ленный налог с годового дохода, которую он получал помимо ценза с нового владельца цензивы в случае ее отчуждения пер­воначальным владельцем; сеньор располагал так называемыми баналитетами, т.е. правами на взимание податей с крестьян за принудительное пользование имуществом, которое принадле­жало сеньору: мельницей, виноградным прессом, пекарней и т.д.; сеньор имел право охотиться на землях крестьян.

Большинство французских кутюмов XVI - XVIII вв. наде­ляло цензитариев широкими правами по распоряжению цензи-вами: правом передавать их по наследству, дарить, закладывать, отчуждать, не испрашивая разрешения у сеньора. Но при этом

1 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 84 - 86.

230

не затрагивались права сеньора. При перемене владельца сень­ор получал высокую пошлину, а все повинности в его пользу, лежавшие на цензиве, сохранялись.

Со временем положение крестьян улучшилось. Даже сервы получили небольшие участки земли. Их нельзя было убивать, они обладали некоторой гражданской правоспособностью, мог­ли создавать семьи, а с XIII в. получили право выкупа на волю. Уплатив сеньору за свои повинности подушный налог (талью), побор с наследства, брачную подать, серв получал личную свобо­ду. Он платил бывшему господину только ренту. Но сеньор со­хранял за собой право собственности на участок крестьянина. Людовик X Сварливый в 1315 г. отменил крепостное право в сво­ем домене1.

В период сеньориальной монархии велась ожесточенная борь­ба городов с сеньорами. Города вырастали на земле того или 'иного сеньора, а иногда при его прямом участии, ибо многие короли, светские и духовные знатные лица содействовали стро­ительству городов и стремились привлечь в них новых поселен­цев, что сулило им немалые доходы. Над горожанами тяготел сеньориальный гнет. Сеньор был собственником города, мог за­вещать его по наследству, делить и продавать. Феодалу принад­лежало управление городом, которое он осуществлял через сво­их должностных лиц. Суд над горожанами укреплял власть феодала и являлся одним из существенных источников его до­ходов. Сеньор чеканил монету, взимал пошлины с торговли и да­же за пользование мерами и весами.

Борьба горожан за освобождение от разнообразных тягост­ных форм сеньориальной зависимости была борьбой за возмож­ность дальнейшего развития ремесла и самих городов. Борьба эта особенно развернулась в середине XI в. Так, в Милане народ­ные массы выступили против сеньора города - архиепископа и поддерживавшей его феодальной знати. В ходе борьбы войска архиепископа и аристократии, вынужденные покинуть город, в течение трех лет осаждали Милан. Значительно позднее в Ми­лане была сформирована самоуправляемая городская община, так называемая коммуна2.

1 См: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 275 - 276.

2 См.: Лозинский С.Г. История папства. С. 11, 112, 116, 124.

231

В Кельне на протяжении XIII в. несколько раз происходи­ли вооруженные стычки между горожанами и отрядами сеньо­ра - архиепископа Кельнского; к концу XIII в. город освобо­дился от его господства и стал «вольным городом». Особенно упорной была длившаяся более 200 лет борьба богатого севе­рофранцузского города Лиона, одного из центров сукноделия, за освобождение из-под власти сеньора и превращение города в коммуну. В конечном итоге король Людовик VI даровал ком­муну жителям этого города1.

Королевская власть была заинтересована в ослаблении вла­сти магнатов. Одним из первых проявлений усиления власти короля явилась отмена его выборности в начале XIII в. Отныне престол переходил по праву наследства к старшим сыновьям королей из династии Капетингов.

Постепенно ликвидировался принцип «вассал моего васса­ла - не мой вассал». Поощрялось принесение присяги верности вассалами всех рангов непосредственно королю. Вскоре монар­хия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дво­рянства, начала расширять территорию своего домена. Уже к кон­цу XIII в. королевский домен стал самым большим феодаль­ным владением Франции, а короли - самыми могущественны­ми из всех сеньоров. В их руках сосредоточилось достаточно силы, чтобы принуждать большую часть вассалов к повинове­нию и предотвращать попытки дробления королевского домена.

В этот период были приняты важные меры, призванные ос­лабить сепаратизм (стремление феодалов к обособлению). Осо­бого внимания заслуживают реформы Людовика IX Святого (1214 - 1270 гг.)2. Вступив на престол в 1226 г., Людовик IX заявил: «Во Франции имеется только один король».

Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, король зап­ретил частные войны в королевском домене. Соперников обя­зали обращаться в королевский суд. На остальной территории были введены так называемые «40 дней короля», в течение ко­торых феодалы не могли начинать частную войну. Они должны были обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней, если суду не

1 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 195 - 196.

2 Там же. С. 273 - 274.

232

удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом становилось меньше), стороны могли начать войну. Для претво­рения в жизнь этого решения во все области страны были на­правлены королевские судьи, которые активно вмешивались в юрисдикцию феодалов.

В итоге значение судей возросло. К ним обращались не толь­ко сеньоры, но и все свободные и подневольные люди, недоволь­ные решениями сеньориальных судов. Вскоре рассмотрение дел «высшей юстиции» стало исключительной компетенцией коро­левских судей. Усложнившиеся в этих условиях функции ко­ролевской юстиции потребовали обособления Верховного суда от Королевской курии. И в 1260 г. была выделена особая судеб­ная палата - Парижский парламент1, который собирался четы­ре раза в год.

С территории Франции берут начало крестовые походы. Еще • в 1074 г. Папа Григорий VII выразил желание лично «повести христианских рыцарей на борьбу с врагами Господа до гробни­цы Спасителя»2. В 1095 г. на церковном Соборе в Клермонте папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и про­стой народ взяться за оружие и отвоевать Гроб Господний от «неверных». Обещая участникам похода спасение их душ, папа вместе с тем посулил материальные блага: «Те, кто здесь горестны и бедны, будут там радостны и богаты». Этот призыв нашел широкий отклик. Многие из слушавших речь Урбана II сразу же дали обет отправиться в поход и в знак этого нашили на свою одежду кресты, в связи с чем участников похода назва­ли крестоносцами3. «Так хочет Господь!» стало боевым кли­чем крестоносцев4.

Тяжелая эксплуатация, неурожай, голод гнали в «святую» армию крестьян, городскую бедноту, стариков, женщин и детей. Армия впитала в себя немало профессиональных преступни-- ков. Обманщики, воры, тунеядцы, грабители и убийцы, как пи­сал Альберт из Экса, в большом количестве вошли в состав кре­стоносных отрядов. Обещания Урбана II развязали им руки.

1 См.: История средних веков. С. 153 - 154.

2 См.: Таксиль Л. Священный вертеп. С. 144.

3 См.: Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1959. С. 181.

4 См.: Таксиль Л. Священный вертеп. С. 145.

233

Особым преследованиям со стороны крестоносцев подвергались евреи. В течение мая - июня 1096 г. в пиренейских городах от рук «освободителей Гроба Господня» погибли 3,5 тыс. евре­ев1. Крестоносцы отправились в путь 8 марта 1096 г.

В начале 1098 г. северофранцузские рыцари захватили в Северной Месопотамии г. Эдессу и основали здесь первое госу­дарство крестоносцев - Эдесское графство во главе с Болдуи­ном Фландрским.

Наиболее грандиозным крестовым походом на Восток был третий по счету (1189 - 1192 гг.), когда во главе немецких ры­царей стоял Фридрих I Барбаросса, французских - король Фи­липп II Август, английских - король Ричард I Львиное Сердце. Однако этот поход с самого начала постигла неудача: при пере­праве через горную речку в Киликии утонул Фридрих I Барба­росса, и большая часть немцев вернулась в Германию2.

Несмотря на совместные походы, между английскими и французскими королями не утихала вражда. Франция и Анг­лия находились в состоянии войны, и временное перемирие было достигнуто только при посредничестве папы римского в связи с крестовым походом.

Ричард I Львиное Сердце захватил остров Кипр, ставший позже последним оплотом крестоносцев. Затем началась осада Акры. Но вражда между французами и англичанами разгоре­лась с новой силой, и Филипп II со своим ополчением ушел на родину, чтобы готовиться к войне. На обратном пути в Англию Ричард I Львиное Сердце попал в плен к своему противнику, сыну Фридриха I Барбароссы германскому императору Генриху VI, человеку, склонному к невероятной жестокости. Ричард I Льви­ное Сердце получил свободу только полтора года спустя.

Следует также упомянуть о «походе бедноты». Петр Пу­стынник (Альменский) (1050 - 1115 гг.), монах и народный проповедник, действовавший в Центральной и Северной Фран­ции, зимой 1095 - 1096 г. призвал к крестовому походу. Аске­тический образ жизни, пламенные проповеди, щедрые раздачи

1 См.: Лозинский С.Г. История папства. С. 109.

2 См.: Сиротенко В.Т. История международных отношений в Европе. Пермь, 1975. С. 353.

234

бедноте (за счет даров верующих) снискали монаху славу «бо­жьего человека», который, однако, шел на прямой обман. Он рассказывал, как во время паломничества в Иерусалим якобы заснул в церкви Святого Гроба и во сне увидел Спасителя, ска­завшего ему: «Петр, дорогой сын мой, встань, пойди к своему патриарху и расскажи на твоей родине о гонении на крестьян и побуди верующих освободить Иерусалим от язычников». И ему верили, хотя, по свидетельствам современных историков, Петр никогда не бывал в Палестине. Собранный им отряд насчиты­вал 14 тыс. крестьян, но поход закончился неудачей. Петр бро­сил отряд на произвол судьбы и бежал в Константинополь, где дождался прихода рыцарей1.