Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

2. Феодальное право

Византия имела развитую законодательную систему в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним, сборников судебной практики. В середине VI в. Юстиниан в своей конституции обратился к известным юристам со следущими словами: «Император Цезарь Флавий Юстиниан... привет Требониану, своему квестору!»

Далее Юстиниан излагает свои мысли по поводу дигест. Нет ничего столь важного, как власть закона. Но все отрасли зако­нов, созданных от основания Рима, от Ромуловых времен нахо­дятся в беспорядке, их трудно объять. Поэтому их нужно со­брать в один кодекс, сделать ясными, освободить от повторений

1 См.: Лозинский С.Г. История папства. С. 27, 34, 35.

2 Там же. С. 199. 8 Там же. С. 202.

4 См.: Семенов З.Ф. История средних веков. С. 256.

355

и противоречий, чтобы законы могли служить людям: «И мы доверяем это дело прежде всего тебе...», т.е. Трибониану1.

С IV по VIII в. в Византии действовали «Кодекс» Феодосия и «Свод законов» Юстиниана. Стремление отразить в законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра «Свода законов». В 726 г. была издана «Эклога» - сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Были сфор­мулированы принципы исполнения законов: воздерживаться от всяких человеческих страстей, выносить решения на основе здравого смысла, не презирать нищего, не бояться обличать власть имущего, если он поступил несправедливо. «Эклога» требовала от чиновников не превышать полномочий, не брать лишних по­боров, для этого всем служащим выдавать соответствующее жалованье, чтобы у них не появилось желания брать поборы с других2.

Важнейшим источником византийского церковного права были постановления Вселенских церковных Соборов. Одним из памятников византийского светского и церковного права яв­лялись сборники церковного и светского права, названные номо­канонами. Наибольшее значение имели номоканон «Схоласти­ка» VI в. и номоканон VII в., переработанный патриархом Фо-тием в 883 г.

Особое внимание привлекают те страницы истории Визан­тии, которые связаны с созданием крупнейшей правовой коди­фикации всех времен - «Свода законов» Юстиниана, куда во­шел «Свод гражданского права» в 4 частях: кодекс Юстиниана в 12 книгах - собрание законов римских императоров; дигесты в 50 книгах - сборник отрывков юристов, толковавших в разное время римское право; институции - краткие юридические посо­бия для судей учеников-юристов; новеллы - новые законы Юс­тиниана.

«Свод» отразил черты рабовладельческого строя и процесс нарождающегося феодального общества3. Значение его двоякое:

1 См.: Памятники римского права. С. 153.

2 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестома­ тия. Ч. 1. С. 131.

3 См.: Семенов З.Ф. История средних веков. С. 79 - 80.

356

во-первых, он дает наиболее систематическое изложение римско­го классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, он послужил основным источником рецепции римского права в средние века - со всеми вытекающими последствиями.

Кодификационные работы были выполнены в небывало ко­роткий срок - за пять лет, с 529 по 534 г. Современное название «Свода» - «Corpus juris civilis» - не принадлежит Юстиниану. Оно было дано глоссаторами XII в. в параллель «Своду церков­ного права» - «Corpus juris canonini».

Кодификация Юстиниана преследовала разнообразные цели. Среди них не последней было стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соот­ветствовавшее новым временам, которые принесла с собой по­степенная феодализация империи; надежда укрепить монархию; желание придать блеск правлению императора - выходца из 'простых солдат.

Племянник императора Юстина, фактический соправитель, а затем император, Юстиниан отличался необыкновенной ак­тивностью. Он полагал, что, подобно римлянам, должен не толь­ко побеждать, но и создавать законы. Всю жизнь Юстиниан лелеял неосуществимые мечты воскресить былое величие Рима, снова объединить его бывшие владения.

Интерес Юстиниана к праву был велик. Вмешательство в су­дебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что «безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и за­конами... благодаря им возвысились римляне. Так было в про­шлом, так будет и впредь».

Руководителем кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государ­стве (начальник столицы). Ему было дано всего 15 сотрудни­ков. Через три года после начала работ были готовы две основ­ные части кодификации - «Дигесты» и «Институции».

«Дигесты», или «Пандекты» (переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и коммен­тируется действующее право. «Дигесты» - самая толстая книга кодификации - около 100 авторских листов (1600 страниц).

357

«Институциями» был назван учебник для студентов ви­зантийских юридических учебных заведений. В империи име­лись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утвер­ждалась государством. «Институции» были кратким учебни­ком по общим началам юриспруденции, составленным на осно­ве более старого учебника римского юриста Гая.

Третья и последняя часть «Свода» - собрание император­ских постановлений, собственно «Кодекс» Юстиниана.

Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть -«Новеллы». В широком смысле изменений и дополнений к за­конам вообще это название сохраняет свое значение и в настоя­щее время. От новелл отличались интерполяции, которыми ста­ли называть всякие «скрытые», неоговоренные изменения тек­ста, внесенные в «Дигесты».

В 879 г. был издан «Прохирон» - краткое изложение зако­нов для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного, отчасти судебного и церковного права. «Прохирон» имел зако­нодательную силу. Между 884 и 886 гг. император Василий I (при котором в 867 г. впервые крестились русские, ибо уже во времена Игоря в Киеве было немало христиан) и его сыновья Лев и Александр издали новое руководство для судей - «Эпана-гогу», которая в значительной степени повторяла «Прохирон», но с улучшенной системой изложения.

Позже сын Василия I Лев Мудрый опубликовал новый зако­нодательный сборник «Базилики» («Василики»), т.е. царские законы. С X в. по мере дальнейшего роста феодальных отноше­ний появился особый вид императорских новелл - так называе­мые хрисовулы - золотопечатные грамоты.

Важным памятником права начала X в. является «Книга эпарха»1, в которой изложены нормы, определявшие организа­цию, жизнь и быт византийских корпораций торговцев, ремес­ленников, нотариусов, слесарей, маляров. Контроль над деятельно­стью корпораций осуществлял константинопольский эпарх -градоначальник, ведавший ремеслами и торговлей города.

1 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестома­тия. Ч. 1. С. 144 - 145.

358

Одним из опытов частной систематизации византийского права является юридический сборник «Шестикнижие», состав­ленный в 1345 г. фессалонийским юристом Арменопулом. В нем излагается гражданское и уголовное право Византии. Автор ставил своей задачей дополнить «Прохирон».