Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

Литература

                  1. Всеобщая история государства и права. М., 1978.

                  1. Галкин И.С. Создание Германской империи (1815 - 1871 гг.). М., 1966.

                  1. Жидков О.А. История буржуазного права. М., 1971.

                  1. История буржуазного конституционализма. Т. 1 - 2. М., 1983.

                  1. История государства и права зарубежных стран. Ч. 2 / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1991.

                  1. Очерки кодификации и канонизации буржуазного гражданского права. М., 1983.

                  1. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М., 1988.

                  1. Савельев В.Н. Германское гражданское уложение. М., 1983.

                  1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

                  1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

                  1. Энциклопедический справочник по истории новейшего времени. М., 1995.

Вопросы:

                  1. Основные тенденции государственно-правового развития.

                  1. Изменения в государственном механизме. «Новый курс» Ф. Руз­вельта.

1. Основные тенденции государственно-правового

Развития

Пройдя этапы становления, освободительной и гражданской войны, США к началу XX в. превращаются в могущественную мировую державу с собственной колониальной империей.

США выходят на первое место в мире по основным эконо­мическим показателям. В 1920 г. доля США в мировом произ­водстве составила: в автомобилестроении - 85%, по выплавке черных металлов - 60%, по производству стали - больше, чем Англия, в 4,5 раза, чем Франция - в 14 раз. Заграничные вложе­ния в 1922 г. составили 8 млрд долларов против 2,6 млрд в 1914 г.1

Развитие общества определялось несколькими принципи­ально важными тенденциями, которые взаимно дополняли и уравновешивали друг друга.

Первая тенденция, прогрессивная, начиная с 20-х годов ста­ла заметно проявляться прежде всего в дальнейшей демократи­зации избирательной системы. Женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (XIX поправка к Конституции)2. В соответствии с XXII поправкой

1 См.: Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1917 - 1939 гг. С. 238 - 239.

2 См.: Хрестоматия... С. 340.

501

в 1961 г. избиратели столичного округа Колумбия получили пра­во участвовать в выборах президента и вице-президента1. XXIV поправка запретила ограничивать избирательные права по при­чине неуплаты гражданами налогов, включая налог по выбо­рам2. В 1971 г. избирательные права предоставляются всем гражданам, достигшим 16-летнего возраста (XXVI поправка к конституции)3.

Соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Заметны были успехи и в области вырав­нивания других гражданских прав белых и цветных граждан.

В августе 1963 г. состоялся грандиозный поход на Вашинг­тон, завершившийся 250-тысячной демонстрацией. Опасаясь усиления расовых конфликтов, которые принимали все более острый характер, особенно в южных штатах, президент Д. Кен­неди летом 1963 г. рекомендовал конгрессу принять законо­проект, предусматривавший устранение наиболее вопиющих проявлений расовой дискриминации4.

В 60 - 70 гг. принимаются законы против расовой дискри­минации в сфере образования, бытового обслуживания, трудо­вой деятельности. Была запрещена дискриминация при аренде жилищ; принят закон о запрещении расовой дискриминации в общественных местах, при найме и увольнении рабочей силы; вступил в силу закон о правах черных граждан принимать уча­стие в выборах5.

С диффузией источников формирования государственной политики связана вторая тенденция. В этой области все боль­шую роль начинают играть предпринимательские союзы и дру­гие подобные ассоциации, известные как «группы давления». В середине XX в. их насчитывалось более 3 тыс., затем намети­лось уменьшение, главным образом за счет соответствующего укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников и Тор­говая палата. Первая объединяет около 70% промышленных

1 См.: Хрестоматия... С. 340.

2 Там же.

3 Там же. С. 341.

4 Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1939 - 1975 гг./ Под ред. СМ. Стецкевича. М., 1978. С. 271.

5 Там же. С. 285.

502

компаний. Эти объединения выполняют как экономические, так и политические функции.

Правительство в своей политике учитывает требования «большого бизнеса». Крупнейшие финансово-промышленные объединения приумножают и другие каналы воздействия на правительство, включая, в частности, партийный аппарат.

Наиболее ощутимо заявила о себе после окончания граж­данской войны Севера и Юга третья тенденция, связанная с централизацией государственной власти.

Проявлением этого явилось расширение правомочий обще­федеральной исполнительной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и усложнение исполнительно-распоря­дительных функций государства явилбсь одной из важных при­чин создания разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих-профессионалов. Его формирование завершилось срав­нительно поздно, лишь к концу XIX в. Но уже в XX в. прези­дент имел под своим началом большой бюрократический аппа­рат управления, компетенция которого распространялась на важ­нейшие сферы государственной и общественной жизни страны.

К этому времени в США действовали по меньшей мере три типа государственных учреждений. Во-первых, департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления. Во-вторых, «национальные агентства» - учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых. В-третьих, многочисленные и разнообразные временные «комис­сии», «бюро», «советы», «коллегии», «администрации», создавае­мые на время для выполнения определенных задач.

Во многом стимулировали совершенствование партийной жизни демократические преобразования, особенно в области избирательного права, с помощью которого традиционно обеспе­чивалось кадровое комплектование органов власти и управле­ния представителями господствующей элиты.

Организационная структура сложившейся еще в XIX в. двух­партийной системы (республиканцы - демократы) была сори­ентирована на удовлетворение требований избирательных кам­паний. Основным звеном партийной организации явились ко­митеты избирательных участков, а формально высшими орга­нами - национальные партийные комитеты и национальные

503

партийные конвенты (съезды), хотя многое, и подчас решающее, в партийной политике определяют частные юридические лица, оказывающие партиям негласную, но значительную финансо­вую помощь.

Принципиальные различия между демократами и респуб­ликанцами в основном постепенно исчезли после войны между Севером и Югом. Тем не менее накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая из этих партий вы­ражает интересы соперничающих в борьбе за власть группиро­вок, доминирующих в экономике и политике.

Существенным для США был вопрос о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией на­значение президентом глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц требует предварительного согласия Сената; назначение всех других федеральных чинов­ников предполагает их последующее утверждение Сенатом; за­мещение всех второстепенных постов Сенат может доверять президенту.

На практике роль президента в этом процессе, как правило, оказывалась значительной. Этому косвенно содействовало фак­тически установившееся еще в XIX в. деление аппарата на «граж­данскую службу», состоящую из высших должностных лиц, не­сменяемых чиновников-профессионалов, и «правительственную службу», чиновники которой назначаются вновь избранным президентом и уходят со своих постов вместе с ним (так назы­ваемая «система добычи»).

Согласно американскому прецеденту президент, назначая таких должностных лиц, вправе рассматривать их не более как своих доверенных советников. И Сенат обычно признает это. Назначение президентом глав исполнительных департаментов осуществляется по «совету и с согласия Сената». Сенат одобря­ет эти назначения большинством в 2/3 голосов и редко отказы­вает президенту в своей санкции. В 1981 - 1989 гг. президент Р. Рейган неоднократно «перетряхивал» свой кабинет, и всегда это происходило по «совету и с согласия Сената»1. Соответ­ственно на образуемые такими должностными лицами колле-

1 См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2000. С. 251.

504

гиальные органы обычно не возлагается солидарной ответствен­ности. Эти лица считаются доверенными президента и несут ответственность перед ним.

В структуре управления отчетливо проявилась одна особен­ность, обусловленная федеративным устройством США. В стра­не не сложилось единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что, впрочем, не означает его фактической общегосударственной разобщенно­сти. Указы президента и глав общефедеральных ведомств вы­полняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, и в первую очередь - финансовые. В итоге централизация оказалась нераз­рывно связанной с усилением власти во главе с президентом.

Особую значимость к середине XX в. приобрели такие уч­реждения, как Федеральное бюро расследования, Центральное 'разведывательное управление, Совет национальной безопасно­сти, Министерство обороны. История показала, что президенты, опираясь на них, получили возможность принимать важные го­сударственные решения, превышая при этом правомочия, пре­доставленные им конституцией.

Особенно это давало о себе знать в такой важной сфере, как вопросы войны и мира. Не считаясь с предписаниями конститу­ции, президенты неоднократно без предварительной санкции конгресса отдавали приказы о ведении военных действий за границей, что, по существу, означало ведение войны.

Авторитетно действовала исполнительная власть и внутри страны. Показательно в этом отношении ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых «исполнитель­ных приказов», формально призванных конкретизировать дол­жное исполнение принятых законов, президенты приобрели в из­вестном смысле право на «делегированное законодательство».

Усиление исполнительной власти не означало подмены ею других властей. Законодательная и судебная власть продолжа­ют оставаться важным звеном системы «сдержек и противове­сов». В этом качестве особое значение имеют финансово-бюд­жетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение Сенатом пред­ставленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

505