Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

4. Право в период раннефеодальной монархии

Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это нашло отражение в его законодательстве, в ко­тором оговаривались нормы не только права, но и морали. Ис­точником права был обычай. В период V - VI вв. на террито­рии Франкского государства обычаи племен записывались в виде так называемых варварских правд. Были созданы «Салическая», «Рипуарская», «Бургундская», «Алеманская» и другие правды4. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права.

Одной из наиболее известных варварских правд является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных

1 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 61.

2 См.: Таксиль Л. Священный вертеп. С. 37.

8 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия.

Ч. 1. С. 67 - 68. 4 Там же. С. 32.

221

обычаев салических франков, произведенную, как полагают, еще в VI в. Ценность «Салической правды» как исторического ис­точника заключается прежде всего в том, что в ней отразилась эволюция франкского общества от первобытного строя к фео­дальному1. Римское влияние сказалось на ней гораздо меньше, чем на других варварских правдах, в частности «Бургундской» и «Вестготской». Это влияние обнаруживается главным обра­зом во внешних чертах - в том, что «Салическая правда» запи­сана на латинском языке и штрафы в ней исчисляются в рим­ских денежных единицах. «Салическая правда», с одной сторо­ны, отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, с другой - содержит новые данные, характеризующие франк­ское общество в процессе завоевания Галлии и непосредственно после него: сведения о зарождении имущественного и социаль­ного неравенства; частной собственности на движимость; о пра­ве наследования на землю; и наконец, о государстве. «Саличе­ская правда» в сочетании с другими источниками более поздне­го периода позволяет проследить эволюцию франкского обще­ства по направлению к феодализму.

Из «Салической правды» явствует, что уровень развития хозяйства у франков по сравнению с древними германскими племенами, описанными Тацитом в конце I в., был значительно более высоким. Крупные штрафы, установленные «Салической правдой» за кражу хлеба, скота, птицы, лодок, сетей, свидетель­ствуют о наличии у франков частной собственности на движи­мое имущество, которое решительно защищалось законом2. Но частной собственности на землю «Салическая правда» не знает. Собственником земли в пределах каждой деревни являлся кол­лектив ее жителей - землевладельцев, составлявших общину.

В первый период после завоевания Галлии, как это отраже­но в основном тексте «Салической правды», франкская община представляла собой разные по величине поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были боль­шие патриархальные семьи, включавшие близких родственни­ков обычно трех поколений - отца и взрослых сыновей с их семьями, которые вели совместное хозяйство. Наряду с этим

1 См.: История средних веков. Т. 1 / Под ред. СЮ. Сказкина. М., 1967. С. 195.

2 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 33 - 35, 41 - 42.

222

«Салическая правда» свидетельствует о появлении у франков малых индивидуальных семей. Так, дома и приусадебные уча­стки находились в частной собственности больших или малых семей1, а пахотные и луговые наделы - в их наследственном частном пользовании. Эти наделы обносились обычно изгоро­дью, плетнем и были защищены от посягательств и вторжений крупными штрафами. Но право свободно распоряжаться наслед­ственными наделами принадлежало не отдельным семьям, а всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась в ре­зультате распада больших семей, о чем свидетельствует глава «Об аллодах», согласно которой земля, в отличие от движимого имущества, могла переходить по наследству «к мужскому полу и братьям»2, иными словами, к сыновьям умершего главы боль­шой семьи. Женское потомство исключалось из наследования "еемли. Правда, Хлодвиг впоследствии изменил это положение, и женщины получили наследственное право на землю.

Важнейшей частью государственной системы продолжали оставаться «майские поля» (в древности - собрания всего взрос­лого свободного мужского населения для совещания о делах и издания законов). Во времена Карла Великого «майскими по­лями» называли собрания влиятельной церковной и светской знати. На них обсуждались вопросы, окончательное решение по которым принимал глава государства. На собраниях Карл Ве­ликий издавал указы и особые распоряжения - капитулярии. Тогда же впервые стали придавать большое значение распрост­ранению указов в письменной форме, чтобы власть короля про­являлась на всей территории государства.

С усилением королевской власти монархи начали издавать законодательные постановления, имевшие обязательное значе­ние. К источникам раннефеодального права можно отнести так­же иммунитетные грамоты и формулы. Иммунитетные грамо­ты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную террито­рию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрис­дикции государства, передавая эти полномочия феодалам. Фор­мулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

1 См.: Всемирная история: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Н.И. Сидоровой и др. М., 1957. С. 390.

2 См.: Хрестоматия... С. 86.

223

Центральное управление было в то время сравнительно про­стым: первый сановник (при Каролингах этот пост был отме­нен); маршал - начальник королевской конницы (нередко ко­мандовал всем войском); пфальцграф - председатель королев­ского суда; референдарий - начальник канцелярии; тезаурарий -«хранитель сокровищ», фактически государственный казначей.

При императоре был создан совет из знатных франков, со­биравшийся два раза в год1. Только с согласия совета импера­тор мог издавать указы. Графы, по-прежнему возглавлявшие свои графства, теперь уже не могли быть у себя безраздельными хо­зяевами, так как их деятельность контролировалась императо­ром при помощи приближенных к нему людей, которых назы­вали государственными посланцами.

Королевские чиновники награждались имениями, распола­гали частью собираемых судебных пошлин. За военную службу воины и чиновники получали землю, которая носила название феод, а ее владелец стал называться феодалом. Если феодал пре­кращал службу, то он должен был вернуть императору свой феод. Но со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследствен­ный титул.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадле­жала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в «судах сотен», но постепенно судебная власть сосредоточива­лась в руках феодалов.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты раннефеодального права. Во-первых, основное место в нем, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, и нормы, обеспечивавшие внеэкономи­ческое принуждение. Во-вторых, раннефеодальное право в зна­чительной степени было «правом привилегий», закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе. В-третьих, в раннефеодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. В-четвертых, огромное влияние на него оказывали церковные нормы, неред­ко превращавшиеся в самостоятельные нормы права.

1 См.: Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 53.

224

Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и гос­подство правовых систем, основанных на местных обычаях. Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы раннефеодальное право было первым правовым опы­том классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостно­сти и юридической технике оно в значительной степени уступа­ло наиболее совершенным образцам рабовладельческого част­ного права, особенно римского.