Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

3. Феодальное право

В раннефеодальных государствах Британии, как и на конти­ненте, основным источником права являлся обычай. В отдель­ных королевствах были изданы сборники обычаев, включавшие в себя также новые нормы права - результат законодательной деятельности государственной власти. В Кентском королевстве была издана «Правда Этельберта» (ок. 600 г.), которой опреде-лялся-штраф за убийство свободного, полусвободного и зависи­мого человека1; в Уэссексе - «Правда Инэ» (ок. 690 г.) о взаи­моотношениях по поводу земельных наделов, где подчеркива­лось, что имевший землю за службу, если отказывался идти в по­ход, подвергался штрафу в 12 шиллингов и лишался земли2; «Правда (судебник) Альфреда», где требовалось от зависимых защищать своего господина; законы Этельстана об ордалиях и др. В 1017 г. датский король Кнут, захвативший Британию, из­дал общие для всего государства «Законы Кнута», отражавшие феодальные порядки в стране3 .

1 См.: Хрестоматия... С. 88.

2 Там же. С. 89.

3 Там же. С. 92.

310

После нормандского завоевания продолжали действовать ста­рые англосаксонские обычаи. Вильгельм Завоеватель и его пре­емники неоднократно подтверждали, что будут соблюдать старые «добрые» законы и обычаи. В 1265 г. было решено, что к ста­ринным обычаям относятся те, которые существовали до 1189 г. Эти обычаи носили местный, территориальный характер.

В отличие от континента развитие английской правовой си­стемы пошло по пути преодоления партикуляризма и созда­ния единого для всего государства права. Это объясняется прежде всего тем, что Англия не знала феодальной раздробленности и представляла собой централизованное феодальное государство с сильной властью.

Одним из направлений усиления королевской власти после нормандского завоевания было расширение юрисдикции коро­левских судов. Первоначально король в Королевской курии осу­ществлял только «высший суд», разрешавший споры знатных людей и споры, которые не могли быть разрешены обычными судами. Затем с выделением из Королевской курии высших ко­ролевских судов к их юрисдикции были отнесены главным об­разом дела, затрагивавшие:

королевские финансы;

вопросы земельной собственности и недвижимости;

вопросы «мира» в королевстве, т.е. тяжкие уголовные преступле­ния.

Большую роль, как отмечалось, в судебной системе Англии играл институт разъездных судей. При рассмотрении споров на местах разъездные королевские судьи руководствовались не толь­ко законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел как в центре, так и во время выез­дов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, так называемое «общее право».

Начиная с XIII в. в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда. Эти протоколы назывались «свитками тяжб». С середины XIII в.

311

до середины XVI в. отчеты о наиболее важных судебных делах печатались в «ежегодниках», которые затем сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип «общего права»: решение вышестоящего суда, запи­санное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмот­рении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Принцип позже получил название судебного прецедента.

Судебные процессы формировали королевские постановле­ния, так называемые ассизы. Так, «Великая ассиза» большую роль сыграла в создании новой формы судебного процесса по делам о свободном земельном держании, о расследовании дел через присяжных рыцарей1. Инструкцией для разъездных коро­левских судов стала Кларендонская ассиза 1165 г. Она ввела ряд новшеств в область уголовного процесса, институт обвини­тельного жюри в составе 12 полноправных граждан от сотни и 4 полноправных лиц от каждой деревни, дававших клятву, что они будут говорить только правду2.

Начиная с XIV в. в Англии формируется так называемое «право справедливости». В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих прав в судах «общего права», оно обращалось к королю «за милостью» разрешить дело «по сове­сти». С возрастанием таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»).

В отличие от королевских судов «общего права» суд канц­лера рассматривал дела без тех процедур, которые предусматри­вало «общее право», без издания предварительного приказа и без участия присяжных. Ответчик должен был явиться на суд кан­цлера под страхом уплаты штрафа. В случае невыполнения ре­шения суда он мог быть заключен в тюрьму.

Формально канцлер не руководствовался никакими норма­ми права, а лишь своей совестью, т.е. внутренним убеждением. Но вместе с тем при вынесении решений канцлеры использова­ли принципы и римского, и канонического права.

«Право справедливости» было более гибким, подвижным и лишенным формализма. Формально оно дополняло «общее право», восполняло его пробелы. Однако к XVI в. оно получило

1 См.: Хрестоматия... С. 94 - 95.

2 См.: Хрестоматия... С. 95 - 96.

312

такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию «общего права». В результате в начале XVII в., при правлении Якова I, было принято решение, что в случае конфликта между «общим правом» и «правом справедливости» последнее будет иметь преимущество, но оно не должно далее расширяться за счет «общего права» и должно соответствовать прецедентам.

Существование «общего права» и «права справедливости», основанных на прецедентах, и составляет характерную черту англосаксонской системы права.

Источником английского феодального права являются так­же статуты - законодательные акты центральной власти. Пер­воначально акты королевской власти назывались по-разному: статуты, ассизы, провизии, хартии. G оформлением законода­тельных полномочий парламента под статутами стали также понимать законодательные акты, принятые королем и парла­ментом.

Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, счи­тались высшим правом страны, способным изменять и допол­нять «общее право», однако суды имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила назва­ние «статутного права».

Вестминстерский статут 1330 г. учреждал не реже 3 раз в год (допускалось и чаще) проводить ассизы во всех графствах. Требовалось присылать людей из других графств, которые бы с участием присяжных беспристрастно рассматривали иски. Этот статут узаконивал сбор парламента ежегодно 1 раз, а по необхо­димости и чаще1.

Феодальное право собственности на землю в Англии прин­ципиально ничем не отличалось от того, которое было во Фран­ции. Оно также носило иерархический, условный и ограничен­ный характер, основанный на предоставлении сеньорами фео­дальных держаний своим вассалам с теми же правомочиями сеньоров и вассалов, которые имели место во Франции. Различа­лись свободные держания непосредственно от короля - баронии, которые предоставлялись баронам, лордам, именовавшимся «го-

1 См.: Хрестоматия... С. 101.

313

ловными держателями», и свободные рыцарские держания от этих «головных держателей». Но независимо от ранга держате­ля все свободные держатели земли считались вассалами короля как верховного собственника земли.

Борьба за право свободного распоряжения землей отрази­лась в ряде законодательных актов XIII в. Так, статут «О мерт­вой руке» 1279 г. запретил владельцам феодов без согласия их сеньоров отчуждать землю церкви или духовным лицам, по­скольку отчуждение лишало сеньора права на повинности с этих феодов. В то же время Третий Вестминстерский статут 1290 г. разрешил держателям феода продавать землю, вместе с которой к покупателю переходили и повинности, которые он обязан был выполнять точно так же, как и прежний держатель феода1.

В «общем праве» с точки зрения правомочий собственника сложилось три вида феодальных держаний', держание «фри-симпл», которым можно было свободно владеть и распоряжать­ся. Только в случае отсутствия прямых и боковых наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество; услов­ные земельные владения - земельные пожалования (дарения), котррые в случае отсутствия потомства у человека, получившего землю, возвращались к дарителю или его наследникам. Эта фор­ма владения землей была закреплена Вторым Вестминстерским статутом 1285 г.; «заповедные» держания, которыми нельзя было распоряжаться и которые переходили по наследству толь­ко нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).

В развитии английского права огромную роль сыграла Вели­кая хартия вольностей 1215 г. В ней был сформулирован ряд важных юридических принципов: судебно-административной си­стемы (ст. 12, 18, 39, 40); материальных интересов различных социальных групп (ст. 1, 2, 9, 13, 15, 18); реформирования госу­дарственного механизма английского королевства, так называе­мые «конституционные» статьи (ст. 12, 14, 61); деятельности судебно-административного аппарата (ст. 17, 20, 21, 39, 40)2. В 1225 г. Великая хартия вольностей была подтверждена Генри­хом III и в 1297 г. Эдуардом I. В XIII в. из Хартии была удалена ст. 61 - о 25 баронах, блюстителях порядка и вольностей.

1 См.: Хрестоматия... С. 95.

2 Там же. С. 96 - 100.

314

В XII - XIII вв. в английском праве оформился оригиналь­ный правовой институт, неизвестный другим правовым систе­мам, который позже получил название доверительной собствен­ности - траста. Одно лицо передавало другому имущество с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

По правовому положению крестьянского надела лично за­висимые (крепостные) крестьяне Англии получили наименова­ние вилланов. Виллан не мог иметь никакого имущества, кото­рое не принадлежало господину. За право пользования наделом виллан обязан был отрабатывать барщину, натуральные и де­нежные повинности. Вилланы разделялись на «полных», или «чистых», и «неполных». Повинности «полных» вилланов не были определены и устанавливались по усмотрению собствен­ника поместья (лорда). Они должны были также платить осо­бую пошлину (маркет) за разрешение выдать замуж свою дочь.

Повинности «неполных» вилланов за владение землей были точно фиксированы, и лорды не могли согнать их с земли или увеличить повинности по собственному усмотрению. Они могли свободно оставить свои наделы, судиться с лордом в королев­ских судах.

Со временем возникла новая форма крестьянского земле­владения - копигольд, т.е. крестьянское владение землей на ос­нове обычая феодального поместья (манора), представляемое кре­стьянину (копигольдеру) путем выдачи ему выписки из прото­кола суда манора, которая подтверждала его право владения участком. По сути, копигольд носил характер наследственной аренды. В Англии также существовали крестьянские земли, сво­бодные от повинностей в пользу феодалов - фригольды.

Государственная власть Англии вмешивалась в экономиче­ские отношения и процессы производства и торговли. Раньше всего она начала принудительно регулировать трудовые отно­шения. Начало этому было положено «рабочим законодатель­ством», появившимся в середине XIV в. В 1349 г. был издан ордонанс «О рабочих и слугах», который предписывал всем муж­чинам до 60 лет наниматься на работу. За отказ или уход с работы ранее обусловленного в найме срока виновное лицо подлежало тюремному заключению.

315

Статут «О рабочих» (1350 - 1351 гг.) конкретизировал плату за каждый вид работы и цены на определенные виды ремеслен­ной продукции. Нарушители постановлений статута, помимо тюремного заключения, подвергались штрафу.

В 1563 г. вышел статут «Об учениках», который установил обязательный семилетний срок обучения ремеслу, количество учеников и подмастерьев для каждого мастера. Он уполномочи­вал мировых судей устанавливать размер заработной платы в сво­ей местности и изменять ее в зависимости от текущих условий, а также устанавливать цены на готовую продукцию. Устанав­ливался также государственный контроль за качеством выпус­каемой продукции.

Заключение брака и отношения между супругами регулиро­вались каноническим правом. Имущественные отношения - об­щим правом. Приданое, приносимое женой, поступало в распо­ряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после ее смерти, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела пра­ва заключать договоры, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа.

Наследование феодальных держаний происходило на основе майората. Остальное имущество делилось на три части: треть шла жене, треть детям и треть церкви (так называемая доля мертвого). Господствующим видом наследования было насле­дование по закону.

В англосаксонский период преступления и наказания в Анг­лии основывались на тех же общих принципах, что и у фран­ков. После нормандского завоевания англосаксонские обычаи долго еще упоминались в памятниках права. Так, в Хартии Генриха I, сына Вильгельма Завоевателя, содержится прямое ука­зание на применение наказаний в виде штрафа, существовавших до завоевания Британских островов.

Развивались нормы права о преступлениях и наказаниях как под воздействием статутов, так и под влиянием судебной практики королевских судов. Вильгельм Завоеватель устано­вил коллективную ответственность общины за убийство нор­мандца: в случае обнаружения трупа на территории сотенного округа его жители коллективно платили штраф, если не был

316

i

обнаружен убийца или не было доказательств, что убитый не нормандец, а англичанин.

В Хартии Генриха I предусматривалась уплата штрафа за нарушение вассальной верности королю, а Нортгемптонская ас-сиза 1176 г. рассматривала в качестве врагов короля тех, кто отказывался принести ему клятву верности. Ассиза содержала также перечисление наиболее тяжких преступлений: тайное убий­ство, грабеж, разбой, изготовление фальшивых денег, поджог и др. В XIII в. преступления были разделены на три группы: касаю­щиеся короля; касающиеся частных лиц; касающиеся и короля, и частных лиц.

Несколько позже сложилась трехчленная классификация преступлений: тризн (измена), фелонйя (тяжкое уголовное пре­ступление) и мисдиминор (проступки).

Статут 1352 г. выделил два вида государственной измены: высшую и малую (которая по существу не была государствен­ной изменой). К государственной (высшей) измене относились: замышление убийства или убийство короля, королевы, их стар­шего сына и наследника; изнасилование королевы, старшей не­замужней дочери короля или жены его старшего сына и наслед­ника; восстание против короля или оказание помощи врагам короля внутри или вне страны; подделка большой или малой королевской печати, подделка королевской монеты или ввоз в стра­ну фальшивых монет; убийство канцлера, казначея или любого королевского судьи.

Малой изменой являлось убийство слугой господина, убий­ство женой мужа, убийство мирянином или клириком выше­стоящего прелата. За измену предусматривалась смертная казнь.

Вообще наказания в английском феодальном праве были чрезвычайно жестокими: повешение, разрывание на части, со­жжение и т.д. Все остальные преступления, кроме измены и фе-лонии, классифицировались как мисдиминор. К ним относились преступления, касавшиеся интересов только частных лиц и не затрагивавшие интересы страны, короны. За мисдиминор смерт­ная казнь не назначалась.

После нормандского завоевания в сотенных судах, судах графств и судах феодальных сеньоров действовал обвинитель­ный процесс, основанный на тех же принципах, что и на конти­ненте. Он осуществлялся в строго установленной форме с со-

317

блюдением определенных обрядов, и основными видами доказа­тельства являлись свидетельские показания, очистительная при­сяга совместно с соприсяжниками и ордалии. Завоеватели при­несли с собой новый вид доказательства - судебный поединок.

Очень скоро в английском процессе появился новый эле­мент, неизвестный континентальному феодальному праву, - суд присяжных. Его зародышем был опрос под присягой местных жителей, осуществлявшийся Вильгельмом Завоевателем при проведении всеобщей переписи населения и имущества для со­ставления «Книги Страшного суда».