Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ильинский ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

3. Развитие конституционной монархии. Становление «ответственного правительства»

Главным направлением эволюции британской монархии в те­чение XVIII в., заложившим основы британской (вестминстер­ской) модели парламентаризма, было дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых взаимоотношений ис­полнительной и законодательной власти, т.е. становление «от­ветственного правительства». Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право сформировать «правительство его величе­ства». Именно конституционные соглашения, а не акты консти­туционного значения (Великая хартия вольностей, Билль о пра­вах, Хабеас Корпус Абендмент Акт и Акт об устроении) стали основой британской неписаной конституции.

Монарх, оставаясь главой государства, фактически постепен­но превращался в номинального главу исполнительной власти. Прецеденты, способствовавшие этому, возникли уже в пер­вые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии.

Право короля отвергать законы, принятые парламентом, пе­рестало применяться с 1707 г. Король Георг I (1660 - 1727 гг., на троне с 1714 по 1727 г.), не знавший английского языка,

407

перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой целый ряд важных политических последствий. Прежде всего, такое «отчуждение» короля от кабинета способствовало сосре­доточению функций руководства кабинетом в руках первого министра короля. Кабинет стал действовать от имени его вели­чества, но практически самостоятельно.

При Георге II (1683 - 1760 гг., на троне с 1727 по 1760 г.) даже формальное участие короля в работе правительства посте­пенно прекратилось. Этому в известной мере способствовали и личные качества королей. Королева Анна (1665 - 1714 гг., на троне с 1702 по 1714 г.), по выражению английского либераль­ного историка XIX в. Маколея, при хорошем расположении духа была кротко глупа, а при дурном - сердито глупа. Первые Геор­ги были ограниченными людьми, больше заботившимися о де­лах своего маленького Ганновера (немецкого городка - родины Ганноверской династии), чем о позициях королевской власти в Англии1.

Положение монарха в дальнейшем было определено макси­мой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Прав­да, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало зна­чительным, а фактически утраченные королем прерогативы юри­дически оставались в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, «резервом» на слу­чай чрезвычайной ситуации.

Параллельно с концентрацией прерогативы монарха в ру­ках кабинета решался вопрос об ответственности исполнитель­ной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность мог­ла быть перенесена с короля на его министров.

Первым шагом к возникновению новой системы взаимоот­ношений кабинета и парламента были акты 1705 - 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможности избираться в ниж­нюю палату парламента и тем самым представлять в ней каби­нет. В 1708 - 1715 гг. стал утверждаться принцип формирова­ния кабинета на однопартийной (тори или виги), а не смешан-

1 См.: Кортман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979. С. 114.

408

ной основе. Все более типичной становится ситуация, когда ка­бинет не мог долгое время находиться у власти без поддержки (доверия) большинства в палате общин. Победившая на выбо­рах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, другая создавала в парламенте организационную оппозицию.

В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важ­ных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответ­ственность), либо распускал палату общин и назначал новые выборы.

Первый случай коллективной отставки кабинета произошел в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а роспуск палаты общин'- в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в услови-, ях которой кабинет должен был оценивать политическую ситу­ацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.

При Георге II политическое значение королевской власти еще более уменьшилось. Король потерял право вето в отноше­нии биллей, принятых парламентом. Он не мог присутствовать на заседаниях кабинета министров и получал лишь информа­цию о них. Влияние парламента так возросло, что даже появил­ся новый термин «самодержавие парламента»1.

В XVIII в. парламент по-прежнему состоял из двух палат: палаты лордов и палаты общин. Основными группировками были тори и виги. Наиболее видными лидерами этих партий явля­лись герцог Мальборо (виг) и виконт Болинброк (тори).

Еще со времен Георга I у власти прочно обосновались виги. В их руках сосредоточилось не только центральное, но и местное управление. Они превратили парламентские выборы в пустую формальность, обеспечивая себе большинство с помощью подку­па. Тори также мало чем отличались от вигов.

Уже к середине XVIII в. в Англии созрели предпосылки про­мышленного переворота, который начался в хлопчатобумажной промышленности. Вскоре машинное производство внедрилось и в другие важные области. Началась нещадная эксплуатация

1 См.: Новая история. Первый период. С. 35.

409

рабочих, включая женщин и детей; появилось движение луддис-тов (по имени Неда Лудда1, поломавшего вязальный станок, на котором работал) как форма сопротивления эксплуатации. Го­сударство объявило рабочим войну. Парламентским актом было запрещено ткачам объединяться в союзы. В 1769 г. вводится смертная казнь за разрушение машин и фабричных зданий.

В 1773 г. к власти пришли тори во главе с Питом Млад­шим2, которые, хотя и представляли интересы крупных земле­владельцев, связанных с финансистами и колониальной буржуа­зией, оказались более гибкими, чем первые, виги.

Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформирова­лись такие черты будущей системы парламентаризма, как партий­ное правление и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль коро­левской власти и аристократической палаты лордов оставалась значительной.

Английский народ хорошо знал, что парламентские выборы не имеют ничего общего с действительным волеизъявлением не только народа, но и V4 миллиона избирателей.

В сельских избирательных округах вопрос об избрании того или иного кандидата обычно решался крупным лендлордом, от которого зависели и которому не решались противоречить сосе­ди - средние фригольдеры, сквайры. Почти половина «депута­тов» вообще не избиралась, а приходила в парламент из так называемых «гнилых» местечек - маленьких населенных пунк­тов, находившихся в собственности лорда. Здесь лорд бесцере­монно назначал члена парламента, обычно продавая этот пост за 1,5 - 2 тыс. фунтов стерлингов. Но если кандидату приходи­лось бороться за место с конкурентом, он обращался к прямому подкупу избирателей - благо их было немного. Избиратели на­столько привыкли получать взятки, что считали их вполне за­конным источником дохода. Сюжет остроумной сатирической комедии Генри Филдинга, одного из крупнейших английских писателей XVIII в., «Дон Кихот в Англии» на том и построен, что избиратели пришли в ужас: на предстоящих выборах ожи-

1 См.: Новая история. Первый период. С. 38.

2 Там же. С. 35.

410

дается лишь один кандидат и при отсутствии конкурентов он не станет давать взятки. В Англии того времени недаром говорили о парламентариях: «У каждого из этих людей есть своя цена».

В 1832 г. была проведена избирательная реформа. В акте о реформе, принятом по инициативе вигов, 56 «гнилых» месте­чек с населением менее 2 тыс. жителей были лишены предста­вительства в парламенте, 30 небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо че­тырех. В итоге высвободилось 143 депутатских места, распреде­ленных между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей1. В графствах активным избирательным правом наделялись 'все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 фунтов стерлингов, а арен-... даторы - с годовой рентой не менее 50 фунтов стерлингов. В го­родах такое право получили мужчины, владеющие правом соб­ственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 фунтов стерлингов. Другими условиями участия в выборах стали уплата налога для бедных и проживание не ме­нее шести месяцев в данном избирательном округе.

Наиболее радикальные требования были выдвинуты рабо­чими чартистского движения 30 - 40-х годов XIX в. В «Народ­ной хартии»2 чартистов предусматривалось:

                  1. равное представительство. Соединенное королевство должно быть разделено на 200 избирательных округов с возможно равным числом жителей в каждом: каждый округ посылает в парла­мент одного представителя;

                  1. всеобщее избирательное право. Каждое лицо, представившее клерку, в приходе которого прожито более шести месяцев, дока­зательство того, <1то ему 21 год от роду или больше, имело право на занесение его имени в списки избирателей. Время для реги­страции - с 1 января до 1 марта;

                  1. годовые парламенты. 24 июня каждого года должны происхо­дить общие выборы, а если место в палате общин оказывалось вакантным среди года, то оно должно быть занято не позже двух недель после освобождения. Время голосования - от шести ча­сов утра до шести часов вечера;

1 См.: Хрестоматия... С. 168.

2 См.: Новая история. Первый период. С. 157 - 159.

411

                  1. отмена имущественного ценза. Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов. Если 200 из­бирателей представят клерку своего прихода письменное заяв­ление в пользу какого-нибудь кандидата, то последний офици­ально признается в этом качестве. Список всех признанных кандидатов округа вывешивается на дверях церкви каждого при­хода, дабы избиратели имели возможность составить себе суж­дение о пригодности кандидатов;

                  1. подача голосов путем закрытой баллотировки. Каждый избира­тель должен подавать голос в том приходе, где он имеет посто­янную оседлость. Каждый приход должен иметь столько балло­тированных ящиков, сколько в приходе предложено кандидатов, и в приходской церкви должно быть устроено временное поме­щение для тайной подачи голосов;

                  1. сессии и вознаграждение депутатов. Депутаты занимают свои места в первый понедельник октября, ближайший после их из­брания, и продолжают заседать ежедневно (за исключением воскресенья), пока все дела сессии не будут закончены, но не позже 1 сентября следующего года. Каждому члену палаты общин должно выплачиваться из государственной казны (по чет­вертям года) вознаграждение в 400 фунтов стерлингов в год.

Ведающие выборами должностные лица избираются путем всеобщего голосования.

Однако требования чартистов в 1838 г. были отклонены парламентом.

В период избирательных реформ 30 - 60-х годов XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивающей принципы либерализма. Тори выражали интере­сы преимущественно земледельческой аристократии и финансо­вой верхушки. Партии теперь стали называться либеральной и консервативной. В связи с введением порядка регистрации из­бирателей возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Была централизована предвыборная деятельность партий, упрочена процедура выдвижения кандида­тов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867 - 1868 гг. был основан Национальный союз консервато­ров и образован Центральный офис партии. В 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Либералов возглавил Уиль­ям Гладстон (1809 - 1898 гг.), а консерваторов - Бенджамин Дизраэли (1804 - 1881 гг.).

412

Поскольку организация выборов окончательно перешла от пра­вительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление. Выборы вели к смене кабинета.