Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Часть вторая, КЛИНИКА

Наиболее демонстративный пример дает обсессивный невроз f ребен­ ка, в котором регрессия (или фиксация) садистически-анального вле* чения, будучи даже первичной, на деле всегда сопровождается регрее* сией на уровне функционирования Я.

Использование трех метапсихологических осей и клиника детского возраста

Несмотря на частые ссылки на клиническую феноменологию и ге­ нетику, детская клиника не может позволить себе «необходимого обра* щения к метапсихологии» (Лебовичи и Суле), рассматриваемой как корпус теоретических гипотез, обеспечивающих связанность,

По поводу самой теоретической концепции следует обратиться вс статье Буланже в данной книге. Мы лишь попытаемся подчеркнуть мо« менты этой теории, наиболее важные для детской клиники.

Топологическая точка зрения

Первая топика. Обращение к первой топике ставит больше проблем, чем можно было бы предположить. Слишком уж часто она представля­ ется самоочевидной.

Бессознательное «говорит» у ребенка значительно более свободно, и куда более свободно предполагается, что оно «говорит». Взрослый хотя бы мечтает уничтожить существование этого возмутительного бессоз­ нательного с того момента, как проецирует его и ограничивает у такого «отличного» от него существа, как ребенок.

Но какова структура бессознательного? В отличие от того, что по данному поводу думают некоторые современные авторы, оно не струк­ турировано как язык, за исключением, быть может, психотического ре­ бенка; следовало бы, впрочем, инвертировать предположение, сказав, что у этого ребенка язык, инфильтрированный первичным процессом, функционирует как бессознательное. Известно, что для Фрейда бессозна­ тельное —бто месторепрезентации вещей, Можно отметить его прогрес­ сивное формирование у ребенка: вторичное вытеснение является раз* витым и поздним процессом. Зато детская клиника позволяет придать смысл гипотезе первичного вытеснения, необходимого для конституирования бессознательного (в котором оно играет роль полюса притяже­ ния). По М. Фэйну, мать играет существенную роль в первичнбм вытес­ нении и его неудачах1, как, впрочем, в дифференциации и сепараций инстанций. Естественно, сепарация у ребенка менее абсолютна, чем у взрослого, что позволяет легко обнаружить, в какой степени бессозна­ тельное ребенка игнорирует противоречия, время, отрицание и действует

1См. Психосоматическая организация.

302

Глава 13. Клиника детского возраста

по принципу удовольствия: это наблюдается в детских играх, фантази­ ях и фантазмах»

Предсознательное, место репрезентации слов, формируется и орга­ низуется у ребенка относительно поздно, параллельно языку

Вторая топика (Оно, Я, Сверх-Я) создает систему постоянных от­ сылок. В процессе онтогенеза происходит прогрессивная дифференци­ ация различных инстанций: можно буквально наблюдать топологию по мере ее формирования (вместо того, чтобы обнаруживать ее у взросло­ го, возвращаясь к прошлому в процессе анализа), Но эта весьма диффе­ ренцированная топика формирует лишь «пограничную» структуру (в математическом смысле: кривая развития асимптотична ей, посколь­ ку они сливаются лишь в гипотетической бесконечности «нормально­ го» взрослого). Поэтому большое значение в детской клинике придает­ ся архаическим прединстанциям и недифференцированной топологии (отсутствие границ Я, неразличимость Оно—реальности в психозах).

Характеристики инфантильного «Оно»:

Сырое выражение влечений в определенных играх, грезах. «Пря­ мо выраженное» Оно.

Частота парциальных влечений вне всяких перверсных структур.

Значение смешения и разделения влечения.

Мы сталкиваемся с тройным явлением: сначала расщепление между либидо и деструдо и запуск очень архаических защит (проективная иден­ тификация), затем смешение и связь, допускающие вытеснение (Малле), и, наконец, прохождение через амбивалентность по отношению к объек­ ту эдиповской любви, допускающую нежную привязанность.

Основные аспекты инфантильного Я (сопутствующие, по Лике):

-* Организатор: Я есть защитная и адаптивная система, прогрес­ сивно интегрирующая реальность, согласующая влечения и об­ разующая местолокализации психического конфликта, т.е. слож­ ная, частично бессознательная система, внутри которой Харт­ ман и Крис описали множественные интрасистемные вариации.

Нарциссический либидинальный аспект: пред-Я первичного нар­ циссизма, совершенно так же, как дифференцированное Я, для гармоничного функционирования должно быть загружено нарциссическим либидо.

Объектный либидинальный аспект: объекты влечения должны быть сначала загружены, затем прогрессивно интегрированы в Я через серию идентификаций и интроекций. Именно в связи с таким двойным либидинальным аспектом Фрейд дает очень

303

Часть вторая. КЛИНИКА

красивое определение Я +•* как «любовные воспоминания Оно» По Вильдлёшеру, функция Я —это поддержка реальности и «по­ стоянства чувства всемогущества» (даже если для удовлетворен ния Желанияиспользуется отход от реальности). Таким образов Я дозволяет конституировать мир возможного (аналог промежу­ точного пространства, описанного Винникотом).

Инфантильное Сверх-Я ймеет две формы"

Раннее псевдо-Сверх-Я не является настоящей интернализован* ной (ввиду стабильной и вторичной идентификации признан­ ным и сексуализированным отцом) инстанцией, а является про-

екцией агрессивных влечений (реинъецированных на втором этапе). Это Кляйновское Сверх-Я! —не более чем имаго, «функ­ циональный» персонаж. Клиническое значение подобного ме^- ханизма часто приводит нас к его определению как «3-й трпики» (Идеал-Себя).

Позднее постэдиповское Сверх-Я, являющееся не только запрет щающей, но и награждающей инстанцией. Знаком успешной эди* повской эволюции выступает ощущение ребенком возможно^ ти быть любимым своим Сверх-Яудающее ему настоящее «нарциссическое вознаграждение», когда он его заслуживает,

Претопика: Самонарциссизм, Идеал-Я. Использование в детской клинике термина «СверХ-Я», даже квалифицированного в качестве ран* него, чаще всего является злоупотреблением. То, что имеется в виду й что может быть определено по его последствиям, —это Идеал-Я, агент и другой полюс предобъектного нарциссизма: «Если ты хочешь, чтобы А тебя люби^г, будькак я, идеальнЫй’й всемогущественный родитель». Речь идет о прединстации* имеющей скорее материнское» нежели отцовское происхождение (в противоположность тому, что говорит Фрейд в «Кол­ лективной психологии и анализе Я»). Как определить этот Идеал-Я? Как идеал всемогущества,в равной степени активного и пассивного (Бра­ уншвейг и Лебовичи). Активное всемогущество есть защита против «сво­ бодной дезорганизующей агрессивности». Для: данных авторов это «не инстанция, а экономическая величина в ее первичной функции связи со стороны свободной деструктурирующей энергии Оно» (что является чи­ сто экономическим определением процесса первичной связи, противо* поставленной фрагментации Себя). Имеется в виду первичная идентш фикация, очень архаическая инкорпорация. Эта теория позволяет одно* временно учесть некоторые типы клинической организаций, такие, как детские психопатии, и связать ИдеаЛ-Я, нарциссизм й влечение (в про*

304

Глава 13. Клиника детского возраста

тивоположность мнению Грюнберга, для которого между развитием вле* чений и нарциссическим развитием существует расщепление).

Другим полюсом Идеала-Я 6удет, таким образом^ не Я, а Самость или Self(термин одновременно и очень модный, и очень трудный для опреде­ ления, употребляется как Хартманом, так и Е. Якобсоном и Винникотом), исследование которого восходит к изучению первичных идентификаций (см. выше) и нарциссизма, Его можно определить вместе с Хартманом как то, что «загружено либидо, не загружающим объекты» (self catherix), подразумевая, что речь идет об инстанции (?), отличной от Я, одновре­ менно и предшествующей ему, й занимающей иные границы.

Современные клинические исследования, проведенные на взрослых, позволяют выделить два характерных типа структуры Идеала-Я и нарциссизма. По Кохуту, это может быть идея внешнего всемогуществен­ ного объекта, приводящая либо к идеализирующему переносу на этот объект, либо к созданию грандиозного к мегаломанического Я-сам, ко­ торое проецируется на окружение (зеркальный перенос).

Представляется, что подобная схема может применяться у ребенка как в аспекте его развития, таки на уровне патологии* Хотя и не следует полагать, что Идеал-Я представляет собой лишь архаическую и регрес­ сивную инстанцию, Ж, Коснье от мегаломанического, архаичного и рег­ рессивногоИдеала-Яотличаетзрелый Идеал-Я, способствующий прогрес­ су ребенка. Можно также различать Идеал^Я, проецированный на ре­ бенка его родителями (часто совершенно нереальный и противоречащий собственному и автономному развитию Идеал-Я ребенка)* ц Идеал-Я ребенка, проецированный на родителей (нормальный процесс, угасаю­ щий, когда реальные и сексуализированные родители признаются как таковые на Эдиповой фазе).

Динамическая точка зрения

По мнению Люке, эта точка зрения могла бы свестись к порожде­ нию Я и его загрузок, но порождению, представленному в аспекте кон­ фликта. Таким образом, она сразу же отсылает нас к топической (какие инстанции вступают в конфликт?) и экономической (какова интенсив­ ность й распределение участвующих сил?) точкам зрения, размечающим развитие нормального ребенка или способ формирования определен­ ных патологических организаций.

Какие конфликты встречаются у ребенка? Поскольку инстанции часто еще малодифференцированы (или интернализированы), одна из них является в каком-то смысле родительской инстанцией: родитель­ ское Сверх-Я или Сверх-Я воспитателей, нарциссический и мегалома-

305

20-5299

Часть вторая. КЛИНИКА

нический материнский Идеал-Я. В чисто клиническом плане можно принять различение, введенное А. Фрейд;

внешних конфликтов между инстанциями Оно и Я, противопо­ ставленными миру объектов в родителям, конфликтов, порож^ дающих страх, направленный вовне;

интериоризованных конфликтов между системой Я, Сверх-Я и Оно, проявляющихся через чувство вины;

внутренних конфликтов (т.е, интрапсихических) или же интрасистемных конфликтов (внутри одной инстанции)», Они могут локализоваться среди репрезентаций недостаточно слитных или несовместимых влечений или идентификационных образов {не­ разрешенная амбивалентность, конфликт активности—пассив^ роста, мужественности—женственности). Поскольку Я недоста­ точно зрело, эти репрезентации влечений сосуществуют^ но ста­ новятся источником конфликтов, как только функция синтеза Я прибегает к тем из них, что сопровождаются аутентичной тревогой.

Можно также различать три уровня конфликтов:

конфликты инстанций:Я —Сверх-Я, Оно —Я и пр.; конфликты влечений:конфликты между сексуальными влечений ями и влечением к самосохранению (в первой топике), либидинальными и агрессивными влечениями (во второй топике). Сек* суальность всегда остается одним из подразумеваемых полюсов^

и, наконец, мы приходим к дуализму и последовательному ви­ дению диалектики психической жизни ребенка: в последней по­ стоянно встречаются влечения к жизни и влечения к смерти, Эрос и Танатос, связь и разрыв, Подобная драматическая точка зрения разделяется, как мы это увидим, далеко не всеми.

Существует ли у ребенка сфера Я, свободная от конфликта? По Хартману, подобная сфера с самого начала инвестирует нейтральную энергию*она обеспечивает когнитивную и праксическую деятельное Подобную концепцию можнодопустить q известными трудностями

по генетическим, так и по клиническим причинам; слишком значитель­ ная часть в этом случае отводится навыкам, и теория влечении утрачи­ вает свой общий характер. Если же отказаться от понятия нейтральной энергии, то в нормальном развитии следует допустить идею нейтрали-

зации и прогрессивной деконфликтуализации; деконфликтуализация и сублимация влечений делают возможным развитие когнитивной сфёры и школьного обучения без особого торможения (но деконфликту* ализация может быть обратимой, если существует точка фиксации

306