Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Насть вторая. КЛИНИКА

Это же в равной степени объясняет всю возможную вариативность такой Клинической ассоциации (переходящей от простой картины ре4 цидивирующей меланхолии без маниакальных эпизодов к циклическое Mg колебанию между двумя противоположностями), перемежающейся эпизодами полной клинической нормальности. Существование у паци­ ентов ужеустановленной связи с целостным объектом может, кроме того, объяснить возможность дальнейшего клинического выздоровления, в котором нормальное клиническое отношение вне этих периодов деком* пенсаций позволяет, в определенных пределах» вернуться к периодам, характеризующимся непсихотическим переживанием (ни меланхоли­ ческим, ни маниакальным), что давало прежним авторам доказательства в пользу благоприятного прогноза маниакально-депрессивного психоза.

Отношения между дереализацией, деперсонализацией и бредом1

Ж. Бержере

Краткий обзор основных психических механизмов в порядке их ре­ грессии позволяет предположить, что вытеснение» главный невротичес­ кий ртвет, располагается, как правило, на генитальном уровне. В случае устойчивого неуспеха вытеснения Я изыскивает механизм» часто встре­ чающийся цри любой пограничной патологий (см. главы по проблему защиты; и но пограничным состояниям и близким к ним расстрой­ ствам), —раздвоение имаго, связанное с другими механизмами» близки­ ми проекции, форклюзии, отказу Фрейд указывал, что Я скорее предпо­ читает деформироваться» чем расщепляться, Тещ не менее, если эти меха­ низмы оказываются неуспешными, мы рискуем р посягательстве на интегрированность Я углубиться дальше в направлении психотических процессов: такое Я начинает расщепляться» раздваиваться, прежде чем достигнет возможной степени крайней деградации —разбиения, расчле­ нения на разрозненные ядра*утрачивающие между собой любые связи.

Стадия раздвоения имаго соответствует двойной связи с реально­ стью: рдна часть внешней реальности^ переживаемая как позитивная и внушающая доверие, правильно воспринимается Я, но другая часть ре­ альности, рассматриваемая как стесняющая, фрустрирующая, беспокоя­

1Речь идет об очень спорных психопатологических понятиях, частой путанице между деперсонализацией, дереализацией, бредом, расчленением Я, расщеплением субъекта, рас* щеплением Я, расцеплением имаго и определенным числом близких или выдвигаемых на первый план на определенном этапе развития теории и в определенную эпоху понятий.

236

Глава 10. Психотическая структура

щая или опасная, оказывается либо деформированной в смысле боль­ шей безопасности, либо в большей или меньшей степени игнорирован­ ной. Именно в этом заключается образ действия,, часто встречающийся у незрелых лиц Любого возраста вне (и, я бы даже сказал, до) любой четко определенной структурной организации, Подобное расщепление, направленное на объектные репрезентации, может привести к феномен нам дереализации, часто неверно смешиваемой с деперсонализацией. Совершенно типичный пример этого дает нам Фрейд в своем письме Ромену Роллану «Расстройство памяти на Акрополе».

Деперсонализация в собственном смысле слова состоит в еще более регрессивной психической операции. Если дихотомия, перенесенная на имаго, не сдерживает анксиогенное давление, Я субъекта будет двигаться к своей прогрессивной фрагментации, где оно достигает собственной дихотомизации. Это уже не только внешний объект, в отношении кото­ рого следует применять предосторожности и устанавливать дистанцию, а внутренний объект, который связан с первичным нарциссизмом и ко­ торый оказывается принесенным в жертву и более или менее утрачен­ ным. Если эта нарциссическая утрата доходит до фантастического вос­ становления в теле субъекта, мы сталкиваемся с ипохондрическими ме­ ханизмами; если же эта попытка фантастического восстановления реализуется на уровне самого психического, мы приходим к аутисти­ ческой позиции. Но существует положение, в целом мало стабильное, когда еще не существует необходимости ни в телесном, ни в психичес­ ком «помешательстве»» когда нарциссический объект утрачен (или ут­ рачивается) пока без возможности компенсаторного восстановления; ни в регрессивном предобъектном направлении, ни з спасительном объек­ тном направлении, этр —момент деперсонализационного криза.

Речь идет о том, говорит М. Буве, чтобы ускользнуть из анксиогенной ситуации, не находясь более в ней и не слишком пока расшатывая структуру Я. За границами данной стадии мы достигаемраздвоения лич~ ности, доходящего иногда до полной фрагментации на разрозненные ядра. Начиная с этого момента, целая часть Я возводит более успокаи­ вающую фантастическую неореальность; это и есть бред*

Дереализация, деперсонализация, раздвоение имаго, фрагментация и бред суть лишь последовательные этапы в направлении регрессии Я, но не в простом конфликте генитального действия с объектами (как в класси­ ческом неврозе), т.е. не во внутреннем конфликте с самим собой, а в реаль­ ных затруднениях контакта с внешними и внутренними объектами; со­ вокупность их репрезентаций оказывается более или менее экстернализированной в отношении всего того, что делает их слишком устрашающими.

237

Часть вторая. КЛИНИКА

Дереализация^ говорит нам 3. Фрейд, может случиться и с нормаль­ ным человеком, это простой дефект психической деятельности: некото­ рая часть реальности становится чуждой его собственной личности; тогда как деперсонализация соответствует части Я, которая становится чуж­ дой себе самой, — это «сомнение сознания». Когда защиты от влечений (в особенности вытеснение) или от реальности (в особенности отказ) оказываются недостаточными, часть предварительно удаленных репре­ зентаций влечений и объектных репрезентаций возвращается в созна­ ние, не опознающее их. Отсюда оттенок «чуждости», ощущаемый субъек­ том как в феноменах дереализации, так и деперсонализации. Это ре­ грессивный обвал Я перед неудачей старых защит; субъект болёе не рискует инвестировать либидо ни во внешние объекты, ни в собствен* ное тело, как и не может более идентифицироваться с объектом, сохра­ няющимся в целостности. Часть того, что является «внутренним»,дол^ жно переживаться как «внешнее» по отношению к границам Я. Здесь мы оказываемся очень близки к описанию детей с «аналитической де­ прессией» (Р, Шпиц) или «симбиотических» детей (М. Малер). Как и образ самого себя, чувство «целостного Я-сам» формируется у ребёнка с момента познания объекта; позднее все трудности опознания, понима­ ния, утраты объекта могут привести к расстройствам ощущения реаль­ ности (дереализация) или ощущения себя (деперсонализация), v

Однако деперсонализация ни в коей мере не совпадает во времен­ ном плане с бредом, поскольку фантастическое состояние объекта пока еще не полностью скрыто, место, в котором должен располагаться объект, сохраняется, хотя и пустым, пациент пока еще знает это именно в той мере, в какой ой ощущает, что это место оказывается незанятым (нега­ тивная галлюцинация). *

Мы не можем закончить параграф, не проведя четкого различения между истинной деперсонализацией (криз, вызванный значительным фантастическим предобъектным регрессивным явлением) и простым деперсонализационным страхом, часто встречающимся при незрелых, еще неструктуированных организациях, как, например, при различных вариантах пограничных состояний.

Эти два феномена связаны с проблемами утраты объекта, но пер­ вый располагается на уровне предобъектной регрессии, тогда как вто­ рой чаще всего остается фиксированным на уровне оральных взаимо­ связей. Истинная деперсонализация соответствует первичному ослаб­ лению нарциссизма, этапу тревоги и защиты от бреда. Простой деперсонализационный страх есть лишь знак прогрессивного и вторич­ ного ослабления нарциссизма; это —прежде всего, знак, этап и защита

238