Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Часть лервая. ТЕОРИЯ

Заметим, что по своей привычке Фрейд совершенно не останавливав ется на случае девочки и женщины вообще, которые, по его мнению, «тем не менее в большей степени предрасположены к неврозу». Для девочки* говорит он, речь идет не об угрозе утраты объекта# а напротив, с самого начала об угрозе утраты любви со стороны объекта, что, между прочим* сближает страхдевочки со страхом Сверх-Я, хотя во «Введении в нарцис­ сизм» ученый настаивал, что Сверх*Я у девочки является более поздним, чем у мальчика, образованием. Вприложениях к своей работе, являющих** ся, по сути дела, окончательной редакцией и обобщением, Фрейд, одна­ ко, уточняет, что есть основания различать реальный страх (угроза со сто­ роны внешнего объекта) и невротический страх (рожденный потребнос­ тью влечения). Страх в любом случае связан с нашей растерянностью перед лицом опасности. Фрейд называет травматической ситуацию ре­ ально пережитой растерянности, а опасной — ситуацию, напоминающую травматическую ситуацию, т.е. позволяющую индивиду предвидеть опас*1 ность и приготовиться: к ней. На данном уровне можно различать две мо­ дальности страха. В первом случае речь идет о непроизвольном страхе, объясняемом экономически, когда возникает ситуация опасности* анало­ гичная ситуаций растерянности. Это автоматический страх. Что же касается сигнального страха, то он возникает, когда ситуация подобного рода только угрожает. По всей видимости, Я подвергается страху как й целью «вакцинации», так и с целью мобилизации его защит.

Еще раз отметим, что вторая разработка воспроизводит некоторые фундаментальные аспекты первой, вносит важное понятие" экономичен кая точка зрения в целом не может дать полного обзора психической деятельности. Некоторые функции должны быть рассмотрены с инфор­ мационной точки зрения. Не воскрешает ли это, впрочем, «малые коли­ чества энергии», по поводу которых Фрейд постулировал, что они свя­ зывают процессы мышления, процессы, в который, 'что важно, есть'пре* вращение переданной информации, а не переданной Энергии (минимальной)?

Сновидения, грезы, фантазмы

Хотя Фрейд часто перерабатывал некоторые понятия и механизмы, его теория сновидений, углубленную разработку которой он предста­ вил в 1900 году в «Науке о Ыовидениях», практически не претерпела никаких изменений. Он начал интересоваться проблемой в своих рабо­ тах о бессознательном, но проект написания работы на эту тему уточ­ нился в то самое время, когда он предпринял самоанализ (в 1897 году);

100

Глава 2. Метапсихологический аспект

известно, какую значительную роль он придавал в нем интерпретации Своих сновидений.

Перед тем как уточнить механизм работы сновидения, зададимся сначала вопросом, почему оно появляется, какова его функция. Перво­ начальная идея крайне проста. Сон является физиологической потреб* ностью, состоянием, в котором спящий максимально отделен от всех внешних раздражителей. Субъект не может бесконечно выносить напря­ жение мира и периодически нуждается в возвращении в ситуацию, на­ поминающую внутриутробную жизнь. Фрейд даже говорил об йнстинк* те, толкающем живое существо к возвращению к внутриутробной жиз­ ни, —Инстинкте сна. Сон, по его утверждению, есть на самом деле возвращение в материнское лоно.

Но разгрузка от внешней реальности, временная остановка мотор­ ной активности допускают ослаблениезащитных противозагрузок, смяг­ чение цейзУрь1г так как запросы влечений более не подвергаются опас­ ности быть осуществленными. Поэтому вытеснение не поддерживается далее с прежней строгостью, репрезентанты влечений выходят из Оно, тем более что под защитой регрессии1, какой является сон, существует нечто вроде сближения Я и Оно.

Как же проявляется функция сновидения? Она захватывает опре­ деленным образом влечения, исходящие иЗ Оно, и обрабатывает их так, чтобы возбуждение, представленное внезапным проявлением желания, не побуждало Я к прерыванию сна. Как сновидение может умерить это возбуждение? Просто реализуя желания галлюцинаторным образом. В итоге именно так сновидение проявляет себя в качестве охранителя сна. В письме к Флиссу в момент отчаяния Фрейд даже пишет: «Все это приходит в? общему месту, все сновидения стремятся к реализации од­ ного единственного желания, являющегося желанием спать. Сновиде­ ния видят, чтобь* не просыпаться, поскольку хотят спать».

Именно проявление желания может прервать сон. Часто в содержа­ нии сновидения обнаруживается очевидная охваченность событиями предшествующего дня, «Дневной остаток». Есть ли это именно тот уро­ вень, где сновидение ищет удовлетворения? На самом деле представля­ ется, что внешний обстоятельства включаются лйшь в той мере, в какой они ассоциируются t куда более глубоким, более архаическим желани­ ем. Бессознательное желание —«нечто вроде капиталиста, направляю­ щего физическую энергию на формирование сновидения. Это сновиде­ ние реализуется подрядчиком, которым здесь является дневной оста-

* В сновидении процесс регрессии проявляется во многих модальностях, здесь мы видим «временную» регрессию организации Я.

101

Часть первая. ТЕОРИЯ

ток и который определяет использование этой энергии». В зависимости, от относительного значения дневных остатков и бессознательного вле­ чения можно говорить о «сновидениях Я» и «сновидениях Оно».

Если сновидение стремится к «галлюцинаторной реализации»* же-* лания (к осуществлению желания), оно никогда не достигает ее. В дет- ’ ских сновидениях реализация носит прямой и непосредственный харак­ тер. В сновидениях взрослого реализация затуманена, поскольку цензу­ ра, хоть и смягчена» но не упразднена; так Сверх-Я продолжает навязывать ему свои требования, и сновидение» так же точно, как и еимп* том, является компромиссным образованием1.

Мы видим, как работа сновидения трансформирует скрытые мысли сновидца. С описательной точки зрения воспоминание о сновидении называется явленным содержанием. То, что анализ старается открыть за этим явленным содержанием исходные идеи, подвергнувшиеся работ те сновидения, называется латентными мыслями (содержанием) енот видения. Интерпретировать сновидение — это значит открыть органи­ зацию, дискурс, выражающий желание» которое является источником сновидения. Явленное содержание и латентные мысли выступают дву­ мя разными представлениями одного и того же содержания, двумя раз­ личными языками, выражающими одну и ту же идею.

Работа сновидения, с одноц стороны, состоит в трансформации латентного содержания сновидения таким образом, чтобы сделать его приемлемым для Я, избегая его вытеснения. С другой стороны^ сновцг дение представляет собой, ввиду регрессии во сне, настоящее проник­ новение со взломом Оно в Я. Фрейд видит тому множество свидетельств; во-первых, память более обширна в сновидении, чем в бодрствующем состоянии. В сновидении обнаруживаются воспоминания, которые мо­ гут быть забыты спящим, в особенности элементы, которые; были под­ вергнуты детской амнезии. Во-вторых, сновидение обращается к сим­ волическому языку, значение которого неведомо самому субъекту, ког­ да он пробужден; представляется, что сновидение может заставить проявиться материал, принадлежащий филогенетическому наследию. Но этот бессознательный материал, проникая в Я» оставляет в нем сле­ ды работы Оно. Анализ способа, превращающего латентные мысли в яв­ ленное содержание, дает четыре следующих механизма:

сгущение;

смещение;

1Кошмар можно рассматривать как иллюстрацию симптома; в нем обнаруживают­ ся желание и наказание за него. Но страх травматического сновидения восходит к компульсии повторения.

102

Глава 2. Метапсихологический аспект

учет изобразительности;

вторичную обработку.

Мы уже говорил^ о сгущении и смещении при обсуждении первич­ ных процессов. Не будем возвращаться к этому, лишь подчеркнем, что сгущение имеет следствием сверхдетерминацию сновидения или его некоторых элементов, допускающую различные одинаково приемлемые интерпретации. Можно, кстати, отметить, что эти механизмы, которые обычно относятся к первичным процессам, выполняют работу цензуры, поскольку стремятся сделать сновидение невнятным для субъекта.

Третье действие рроработки —трансформировать идеи в визуаль­ ные образы. Здесь можно выделить два аспекта: с одной стороны, селек­ цию всех тех вариаций мысли, что готовы к визуальному выражению, с другой —тенденцию к замещению абстрактных понятий конкретными представлениями. Фрейд замечает, что э это^ обнаруживается архаи­ ческий аспект языка, И в самом деле* слова исходно имели конкретное значение и некоторые лишь впоследствии обрели абстрактный смысл, Точно так же я^ык сновидения не знает ни противоречий, ни алогизмов. Наряду с этим первоначально в языках одно и то же слово могло иметь противоположные значения (например, на латыни, altus и sacer)<

Четвертый механизм несет метку вторичного процесса. Вторичная проработка (называемая еще учетом осмысленности) стремится сделать сновидение в целом связным и понятным, Еще в большей степени, чем другие, она отмечена вмешательством цензуры, Сверх-Я, и представля­ ется, что наиболее связные сновидения снятся во время наименее глу­ бокого сна. Реально вторичная проработка происходит не только во вре­ мя формирования сна, она также вмешивается в момент его воспомина­ ния, Никогда нельзя быть уверенным, что сон, который рассказывается, точно соответствует тому, что было увидено. Эта вторичная переработ­ ка в качестве защитного процесса может быть очевидным образом соот­ несена с рационализацией.

Мы отметили, что в самом своем способе проработки сновидение имеет архаический регрессивный характер. Этот регрессивный аспект обнаруживается и на других уровнях, особенно на временном уровне, в той мере, в какой он допускает возвращение вытесненного, т.е. возвра­ щениелибидинальных образований предшествующих стадий эволюции. Сновидение интересно прежде всего постольку, поскольку оно являет­ ся образцом иллюстрации топической1 регрессии. Напомним, что в со­

1В Данном случае названный термин не имеет никакого отношения к инстанциям психического аппарата.

103

Часть первая. ТЕОРИЯ

стоянии бодрствования возбуждение покидает сенсорный аппарат и, пересекая определенным образом психический (или нервно-психиче­ ский) аппарат, разряжается в действии, тогда как в сновидении возбуж­ дение поднимается от некоторых идей к чувственному или* точнее, ви­ зуальному восприятию. Это то, что также называется обратным (регредиентным) путем сновидения.

Также можно обратить внимание на формальную регрессию в той мере, в какой она реализуется прй Переходе or абстрактного к конкрет­ ному. Напомним, что Фрейд даже постулировал регрессию, выходящую за пределы индивида и поднимающуюся к филогенетическим источни­ кам, &тот вклад есть символизм сновидения. Символический репрезен­ тант является не только символическим образованием, но и образова­ нием, которое находится в постоянной связи С символизируемым; такое постоянство обнаруживается не только у данного индивида, но и у всех индивидов независимо от формы цивилизации. В Данной связи отме­ тив по атому поводу, что эти символические элементы проявляются в анализе тем, что они не соответствуют ассоциации.

Другая особенность^ несмотря ‘на то что эти символы мнбгочисленны, их область Ограничена. В основном они касаются сексуальности (ауто- и гетероэротической), половых органов, рождения, смерти, роди­ телей, детей. Мы не будем их здесь детально изучать, а простое перечис­ ление было бы неинтересным (тем более что самые важные йз них дос­ таточно известны). К тому же между символическими репрезентация­ ми й теми, что возникают, благодаря общим путям смещения,, не существует ^четкой границы.

Понятно, что участие бессознательного в проработке сновидения заставило Фрейда сказать, что интерпретация сновидений есть «царе* кие врата, ведущие к познанию бессознательного» (которые, напомнйм, создают лишь один аспект психоаналитической работы).

Очевидно, что велико сходство между ночным сновидением и грезой при бодрствовании, дневном сновидении. Естественно, науровне внешней мотивации они очень различны, поскольку в последнем случае речь не идет об охранении сна. Но онй обладают общей фундаментальной харак­ теристикой, обеспечивающей субъекту некоторое удовлетворение, при* чем независимо от внешней реальности. Более того, существует сродство и в том, что касается механизмов формирования: дневное сновидение так­ же часто обращается к элементам истории детства. В нем равно обнару­ живаются феномены сгущения, перемещения и визуального выражения, хотя они имеют меньшее значение, чем в сновидении.

Вторичная переработка занимает в них куда более значительное место, поскольку изначально они предстают в виде связной истории.

104

Глава 2. Метапсихологический аспект

К тому же можно констатировать, что дневные сновидения часто вклю* чаются в ночные. Они даже могут служить сценарием, вокруг которого разворачивается вторичная переработка. Это то, что Фрейд называл «фасадом сновидения»*

Фактическидля него дневное сновидение не ограничивалось толь* ко мечтаниями, более или менее любезными субъекту, поскольку он предполагал, что большое число этих сновидений может оставаться бес­ сознательным. На самом деле эти мечты всегда являются не чем иным, как более или менее проработанным способом, в котором выражается

фантазмК

Фантазирование есть фундаментальная психическая активность, движущей силой которой является желание или, точнее, желание, не удовлетворенное в реальности. Фрейд связывает его появление в пси­ хической жизни с введением принципа реальности. Последний очень быстро устанавливается в области влечений Я: галлюцинаторное удов­ летворение пищевого желания скоро разочаровывает. Напротив, сексу­ альные влечения могут легче избежать этого, определенные модальнос­ ти мышления используются для их воображаемого удовлетворения, ко­ торое и является фантазированием. Интересно отметить, что данное открытие коррелирует с открытием Эдипова Комплекса, Первая концеп­ ция йевроза основывалась на реальности травматизации, соблазнении взрослыми, йо это предполагало такую частоту перверсии у последних, что вскоре потребовало другой реальности: реальности инцестуозного желания, Эдипова комплекса и его вытеснения. Ибо на самом деле во фрейдовском предприятии открытие фантазма обнаруживает вместе с желанием и защиту от него, т.е. здесь вновь появляется понятие ком­ промиссного образования. Однако такое фантазматическое образование, зачастую слишком отмеченное своим происхождением от влечения, может подвергнуться вытеснению.

Реально основная часть фантазматической продукции бессознатель­ на, по крайней мере в описательном смысле, поскольку топологический статус фантазма, не достигающеюго сознания, изменчив. Можно гово­ рить о фантазмах, переработанных в Без согласно первичным процес­ сам и никогда не покидавших его, или же о фантазмах, которые имеют доступ к сознанию (или, по крайней мере, к системе Псз) и которые,

1В оригинале:fantasme (фр.) —термин, широко используемый в современной фран­ цузской психоаналитической литературе для обозначения продукта фантазирования. Нам представляется удобным сохранить этот термин, поскольку он лишен семантического оттенка нереальности, который присущ более привычному термину фантазия, и дает воз­ можность четкого разделения процесса и продукта фантазирования. —Прим. пер.

105

Насть первая. ТЕОРИЯ

будучи вытесненными в Без, могут подвергнуться там новым транс* формациям, полностью сохраняя организацию, помеченную вторичны* ми процессами. Наконец, некоторые фантазматические образования, проработанные в Псз, пребывают там, никогда не достигая системы со* знания* пока не получат прибавочной загрузки, делающей их опасными для Я и порождающей их вытеснение, перемещение в Без1.Для этих фантазмов существенно то, что соответствует сравнению Фрейда, данному им в статье «Бессознательное», а именно: «Их следует сравнивать с людь­ ми со смешанной кровью, которые в основном похожи па белых, но ис­ ходная раса которых выдает себя некоторыми поражающими чертами и которые из-за этого остаются исключенными из общества и не пользуют­ ся никакими прерогативами белых», Вытесненные таким образом фантазмы могут тем не менее «выражаться» без того, чтобы достигать созна­ ния. Таковы невротические симптомы,, художественное творчество, детс­ кие игры, исполняющие для фантазма ту же роль» что явленное содержание по отношению к латентным мыслям для сновидения,

Можно заметить по этому поводу, что становление данного фантаз­ ма весьма различно в зависимости от структуры субъекта. При так на­ зываемой нормальной структуре речь идет о фантазме, проработка ко­ торого делает его приемлемым для Сверх-Я и совместимым с реальнос­ тью, тогда как при невротической структуре условия, благоприятные для реализации фантазматического желания, рискуют иметь травматич­ ный результат и запустить декомпенсацию, т.е. появление симптомов. Что же касается психотиков, то они галлюцинаторно переживают свой фантазм, отрицая его несоответствие реальности.

Мы только что отметдли защитную функцию фантазма. Можно по­ лагать, что эта функция не имеет такого значения для приверженцев кляйновской школы, поскольку фантазм рассматривается ими, по край­ ней мере исходно, в качестве простого психического выражения, психи­ ческого представления инстинкта (но в то же время и в качестве сома­ тического процесса). Следует отметить, что эти примитивные архаичес­ кие фантазмы соответствуют не идеаторным процессам, а ощущениям, опыту. Таким образом, существует большая близость между галлюци­ наторной реализацией желания и этими фантазмами. Однако очевид­ но, что их проработка очень рано помечается такими архаическими ме* ханизмами, как расщепление, интроекция, проекция. Более того, имен­ но в качестве фантазма эти защитные механизмы и обретают свое существование. Проекция, например, основывается йа модели оральной

1 Размещение понятия фантазмов в рамках первой топики не ставит, разумеется, под сомнение инстанции второй топики.

106