Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Часть вторая, КЛИНИКА

стей, их несоразмерную и патологическую гордость, их презрение к ок­ ружающим,за которыми они наблюдают с недоверчивым любопытством и к которым они могут приблизиться лишь с крайней осторожностью, чтобы выведать о них возможные мерзости.

Неспособный к любому желанию, которое он считает опасным, пара­ ноик, слабый в своем псевдовсемогуществе, пытается без конца уверить себя в своей добросовестности по отношению к другому: таким образом он не обнаружит своего желания быть любимым. Для этого он охотно ис­ пользует дезаффектированный путь к справедливости, которую он будет искать в бесконечных процессах, в логических дискуссиях, иногда техни­ чески изумительных, где прямолинейными рассуждениями постарается скрыть от себя самого и от других трагическую убогость своего двуличия.

Короткое Описание параноика, сверхструктурированного и систе­ матизированного в том, что можно было бы рассматривать как жесткий «характерологический панцирь», весьма близко подводит нас к размы­ тости, отсутствию границ, словом, к ирреальности и совершенной имматериальности его шизофренической пары —параноидного больного.

Депрессия

Другой уровень предобъектной организации Я может быть представ­ лен так называемой клинической депрессивной позицией, оральная орга­ низация которой выражается в другой характеризующей ее функцио­ нальной модальности — я имею в виду так называемую интроективпую активность, противопоставляемую проекции. Вданном случае, который, по Мелани Кляйн, наиболее близок к истинной Объектной позиции/все выглядит, как если бы субъект, утрачивающий свои мегаломанические и нарцисссические иллюзии вездесущности и всесилия, устанавливал первую реальную и объектную связь с внешним миром, в котором он рикошетом оказывался бы слабым и беспомощным, зависимым, совер­ шенно неспособным уверить свое Я в своих возможностях и реальном доминировании1над объектами, объектами отныне отделенными (и тре­ бующими завоевания), фундаментально отличающимися от Первыхоп­ ределяющих объектов первичной идентификации.

Напротив, именно в ослабляющем и опасном испытании зависимо­ сти по отношению сначала к материнскому объекту, а затем к самым близким объектам, воспринятым в базовом опыте трагической слабос­ ти и мольбы, вырабатывается новое чувство существования.

Дереализующей утопии шизофреника (утопии в этимологическом смысле отсутствия места) и манихейской гиперутопии параноика, осно­

1В значении обладания.

234

Глава 10. Психотическая структура

ванной на отрицании реальности, ускользающей от всемогущества Я, противопоставлен депрессивный опыт, характеризующийся реальным признанием объекта как существующего и этим же самым погружаю­ щий субъекта, который оказывается «редуцированным к своим собствен-

ным размерам», в драматическое ощущение своего бессилия, У некото­ рых пациентов вследствие определенных событий (траур, неудачи, ут­ рата любимого существа или любимого объекта либо, напротив, неожиданная удача или успех) можно встретить возвращение на де­ прессивную позицию, в которой, как это прекрасно показал Фрейд в сво­ ей работе «Траур и меланхолия», урон, нанесенный субъекту (а он не может решиться окончательно оставить фрустрирующий объект), вов­ лекает его в обратное регрессивное действие — восстановление в нем самом посредством идентификации через интроекцию плохого объекта, обреченного на сохранение любой ценой.

Идентификация, содержащая плохое свойство новой интроекции, будет выражаться особой аффективной окраской депрессии: базовым обесцениванием,печалью, выраженным пессимизмом и отсутствием вся­ кого жизненного порываК В клиническом плане она выражается психо­ моторным упадком, замедлением речи и жестикуляции, идеаторпой за­ торможенностью, душевной болью.

Упадок может продолжаться у различных субъектов в течение раз­ личных периодов времени и часто разрешается обратным явлением, на­ зываемымманией, в которой отрицается мучительный характер объект­ ной очевидности. Почти как при шизофренической недифференциро­ ванное™ или проекций вовне у параноика, в определенном виде это явление встречается и при мании (магическое псевдопреодоление Отри­ цаемой объектной зависимости, несмотря на конституирование объек­ та как реально и отдельно существующего).

Можно сказать, что маниакальные состояния, протекающие с воз­ буждением и маниакальным торжеством кипучей, а иногда и обваль­ ной радости, психомоторным возбуждением, скачкой мыслей, игривыми ассоциациями, игрой слов, усиленной жестикуляцией Иречевым напором, представляют собой защитное отрицание депрессии.

Это позволяет понять существование у одних: и тех же пациентов то маниакальных, то депрессивных периодов, один из которых является, так сказать, защитной позицией по отношению к другому, формируя класси­ ческую картину креплиновского маниакально-депрессивного психоза.

1В оригинале: elan vital (фр.) «жизненный порыв», термин, использованный А. Берг­ соном для описания врожденной способности живого к активности. —Прим. пер.

235