Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Глава 13. Клиника детского возраста

Ребенок персонифицированный третий. Если мать счастливо постигаем эдиповскую проблематику; воображаемый ребенок становит­ ся субъектом, включенным в первичную генитальную сцену, в которой фигурируют разделенные и сексуализированные родители, тогда как до этого он был лишь парциальным объектом, включенным в фантазм «со­ члененных родителей»1.

Выявление прегенитальных фиксаций у матери позволяет раскрыть глубинный смысл, который имеет для нее ребенок, и объяснить опреде­ ленные сложности беременности и первых лет развития ребенка. Но эти фиксации представляют собой лишь «условия», но не достаточные ос­ нования (условия, прогрессивно оспариваемые ребенком)* Было бы ме­ тодологической ошибкой выстраивать серию линейных уравнений типа: оральная мать—психотический ребенок. Этот ребенок-фантазм, место которого в истории маленькой цевочки мы проанализировали, существу­ ет также для маленького мальчика, который тоже должен отречься от желания иметь ребенка от отца в своей Инвертированной эдиповской позиции* Но его история куда короче, хртя многие авторы, например Беттельгейм, полагают, что у мужчины всегда существует зависть к загине и желание родить. Но если не очень верится в реальность и устой­ чивость подобного фантазма желания у взрослого, то он весьма хорошо вписывается £ рамки константной для каждого психической бисексу­ альности (бисексуальности, еще более отчетливой у ребенка).

«Реальный» ребенок и «трансактная» спираль (Лебовичи)

Что же на самом деле происходит с матерью в момент беременности, родов, первых моментов ухода, каким способом воздействия на своего ре­ бенка она располагает? Прежде всего отметим, что невозможно говорить только о матери, скорее следует говорить о месте, которое Занимает ожи­ дающийся, а затем появившийся ребенок в родительской семье.

Желание иметь ребенка, известие о беременности вводит третьего в пару, способ взаимоотношения в которой может быть диффузным, демонстративным (взаимозаменяемые роли) или, напротив, гениталь­ ным. Но в любом случае введение этого третьего имеет двойной эффект:

реактивация страхов эдиповской фазы у обоих родителей;

«разрешенная» оральная регрессия у матери.

Беременность влечет за собой важную экономическую перестройку (усиление нарциссического либидо за счет объектного либидо).

1В оригинале: parents-combines (фр.) — не имеет точного русского аналога и может быть приблизительно переведено как «составленные родители», «комбинированные роди- 1ели», «родитель-комплекс»; имеется в виду описанная М. Кляйн детская фантазия, в кото­ рой оба родителя представлены в непрерывном сексуальном контакте. —Прим. пер.

277

Насть вторая. КЛИНИКА

С этого момента воображаемый ребенок, о котором мы говорили, обретает больший вес и присутствие.

Мать вместе со всеми своими воспоминаниями и фантазмами жела­ ния создает для этого ребенка воображаемое, галлюцинаторное тело: она заранее приписывает ему те или иныефизические свойства (определен* ное лицо, волосы и пр.), которые она будет пытаться обнаружить после рождения.

Травма рождения. Ее роли предвестника страха придавалось боль­ шое значение.

На самом деле, мать также переживает резкую перестройку загру* зок, сепарацию и утрату части себя самой, что смягчается зависимостью («Hilflosigkeit») ребенка, которого она может пока воображать частью собственного тела.

При рождении маленький человек незрел (3. Фрейд). Это значит, что фантазмы материнского всемогущества имеют почву. Винникот говорит о необходимости поддержки (holding) ребенка матерью для того, чтобы он жил и нормально развивался, что является клинической реальностью. Мы также увидим, в какой степени первичный нарциссизм формируется благодаря матери. Если «первичная материнская забота» очень перегру­ жена страхом (Винникот) или если наблюдается «чрезмерная материн^ ская озабоченность» (Шпиц), у младенца появляются проблемы питаний (рвоты, колики 3-его месяца) или сна. Наделе речь идет опередаче (в двух направлениях) сообщений, аффектов, содержания. Циркулярная и про­ грессирующая реакция формируется реципроктным и смещенным по от4 ношению к желаниям, ожиданиям, отсутствию, опозданиям и встречам, обменом интроекциями. Здесь уже остается чисто воображаемое и зер­ кальное отношение, итог которогоможет бытьпозитивным и негативным (но причиной является не только мать).

С самого начала развития младенец все-таки не является просто ве* щью; у пего есть робственная активность (на которой настаивает Беттельгейм), он посылает сигналы (крик), по-своему отвечает на сигналы матери* которые прогрессивно нагружаются значением для одного и другого (Шпиц). Существует прогрессивное взаимодействие, коммуни­ кация совершается в одном направлении и прорабатывается синтети­ ческим образом. Вот почему Лебовичи вслед за Т. Бенедеком употреб* ляет весьма удачный термин «трансактная спираль». Неравенство в ди­ аде постепенно уменьшается, и «реальное» всемогущество матери сообщается с фантазматическим всемогуществом ребенка (таким, каким его описала М. Кляйн).

Постепенно в эту «спираль» включается отец, хотя точно ^атиро^ вать его появление невозможно, равно как и предписать ему единствен*

278