Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Часть первая. ТЕОРИЯ

Для авторов кляйновского направления существует такая же игра постоянных взаимодействий между проективными и интроективными действиями, как между объектными внутренним и внешним мирами, что способствует поддержанию хороших объектных отношений, насущно необходимых субъекту*

Представляется, что на уровне интроекции существует некоторая путаница: прежде всего с оральной инкорпорацией, описанной М. Кляйн

восновном как фантазм, связанный более с телесными, чем с психичес­ кими, примитивными репрезентациями, а не как психический механизм

всобственном смысле слова, затем —со вторичной идентификацией, о которой мы говорили выше (которая направлена на качества субъекта, а не на упреки по отношению it &ему). Когда говорят об «интроекции» агрессивности или «родительских запретов», следовало бы скорее упот­ реблять термины обращения против себя или интернализации.

Интернализация (или интериоризация, по Лапланшу и Понталису) касается способа связи с другим, например, эдиповское соперничество с отцом, тогда как интроекция включает формирование внутри себя от­ цовского образа, замещающего отсутствующего отца.

Интроверсш, описанная К. Г. Юнгом и заимствованная 3, Фрейдом, направлена на феномены изъятия Либидо по отношению к реальным объектам. Подобное изъятие может реализоваться двумя способами:

внаправлении к Я (вторичный нарциссизм) или в направлении к внут­ ренним воображаемым объектам, фантазмам (интроверсия).

Для Фрейда психоз является «нарциссическим неврозом», для Юнга — «интроверсивным неврозом» —различие существенно.

Вреальности невротик любит внешний объект, эдиповский объект, деформированный конфликтами; психотик может только пытаться, цо безуспешно обратить своюлюбовь на себя самого; что же касается больно­ го с пограничным расстройством, то он любит воображаемое существо, похожее на его Идеал-Себя и в то же время на реальное существо, но вы­ бранное именно ввиду его удаленности и недостижимости. Представляет­ ся,чтоэтоестьистинная областьзащиты с помощью интроверсии, т.е. изъя­ тия не строго аутического, а образованного внутренними фантазмами.

Отмена (аннулирование)1

3. Фрейд говорит, что это активный процесс, состоящий в том, чтобы отменить то, что уже сделано. Соответственно нужно, чтобы стесняющие репрезентации, возникшие в действиях, мыслях или поведении субъекта,

1Во многих переводах используется термин «отмена уже сделанного». —Прим. пер.

138

Глава 4. Проблема защит

рассматривались как несуществующие, для этого субъект использует дру­ гие действия, мысли или поведение, предназначенное магическим обра­ зом устранить все» что связано со стесняющими репрезентациями.

Именно это и происходит в искупительных действиях в анимизме, в потребности проверки и в целом в любом механизме навязчивости: одно поведение аннулируется другим типом действия, предназначенным по­ давить не только последствия первого действия, но и само действие, которое поддерживает запретную репрезентацию.

Все это происходит на уровне магического всемогущества мысли, совсем как у маленького ребенка, ц вторично влечет за собой чувство всемогущества Себя и действия, поскольку мысль, говорит 3. Фрейд, может рассматриваться как действие, производимое с минимумом энер­ гии (образы и слова).

Аннулирование формирует нарциссически весьма регрессивный ме­ ханизм; оно должно действовать тогда, когда более классические пси­ хические процессы, базирующиеся на разгрузке и противозагрузке (чаще всего направленные на объектные репрезентации), оказываются недо­ статочными; аннулирование направлено на саму реальность, поскольку именно временность, важный элемент реальности, оказывается отрица­ емым, искаженным.

Отрицание1

Это также механизм, более архаичный, чем вытеснение: стесняющая репрезентация влечения не вытеснена, она появляется в сознательном, но субъект защищается от нее, отказываясь допустить, что речь может идти о влечении, затрагивающем его лично. Например, во время лече­ ния пациент заявляет: «Эта женщина, которая появлялась в моем сно­ видении, не моя мать». Репрезентация, таким образом, может стать со­ знательной при условии, что ее происхождение отрицается: «я не мог так думать» часто весомей подтверждения, поскольку так проявляются одновременно и репрезентация, и защита.

А. Фрейд рассматривает подобный механизм как предвестник вы­ теснения, М. Кляйн связывает отрицание и раздвоение Я в защите от плохого объекта. Но для М. Кляйн и плохой, и хороший объекты явля­

1Существует определенная путаница в переводах терминов, описывающих два близ­ ких, но отличающихся механизма: denegation (отрицание, запирательство) и deni (отказ, игнорирование), также переводимый как «отрицание». В данной работе мы будем при­ держиваться первого, более точного, на наш взгляд, перевода: denegation - отрицание; deni = отказ, игнорирование. —Прим. пер.

139

Чайть пер&ая. ТЕОРИЯ

ются внешними, тогда как для 3* Фрейда речь идет только об интроецировании того, Что является хорошим, и отбрасывании того, что являет­ ся плохим| to, что оказывается внутри, становится субъективным, то, что вне, — объективным, Отрицание действует прежде всего на уровне внешних восприятий, тогда как вытеснение направлено на обе стороны влечения.

Отказ1 (игнорирование)

Следует хорошо отличать этот механизм от аннуляции и отрицания: речь идет об удалении стесняющих репрезентаций, не отменяя их (ан­ нуляция) или не признавая, как касающихся нас (отрицание), но отрицая в данном случае саму реальность восприятия, связанного с этой ре­ презентацией.

Всвоей работе по поводу «анатомических различий между полами»

3.Фрейд показывает, как этот механизм автоматически и насильствен­ но действует у маленького мальчика, когда он впервые обнаруживает женский половой орган: все выглядит, как если бы он ничего не видел; знание, что могут быть существа с неясной «фалличностью», недопусг тимо, ибо различие существует, прежде всего, в плане первичного нар­ циссизма, телесной целостности.

Потребность в вытеснении не существует, отказ направлен на саму реальность, никогда не становившуюся осознаваемой как таковая.

Вразвитии маленького мальчика обязательно встречается этот пер­ вый инициальный этап отказа: я никогда не видел, что нехватка (нар­ циссическая) может существовать. В момент Эдиповой фазы наступает второе, йараллельное, но другое аффективное переживание: страх каст* рации (генитальной) отцом. Преобладающие в этот момент защиты Я зависят от структурного выбора: вытеснение при неврозах, регрессия влечения при пограничных расстройствах, новый отказ от реальности при психозах, тогда как при перверсиях инициальный архаический от: каз остается интактным.

Таким образом, отказ является механизмом, преимущественно дей­ ствующим при психозах (отказ от всей угрожающей реальности без уточ­

1В оригинале: deni {фр.) —отрицание, отказ, игнорирование. Данный термин в рус­ скоязычной литературе традиционно переводился как «отрицание». На наш взгляд, бо­ лее адекватно употребление термина «отказ», поскольку это позволяет избежать пута­ ницы с другим защитным механизмом —dinegation исемантически подчеркивает оттенок активности, существующий в данном защитном механизме; deni —не просто отрицание, это игнорирование существующей реальности. —Прим пер.

140

Глава 4>Проблема защит

нения) и при перверсиях, но в случае последних отказ направлен толь­ ко на одну, очень ограниченную часть реальности: женский половой орган воспринимается как пенис у совсем маленького мальчика, осталь­ ная часть перцептивного поля при перверсии остается интактной. К это­ му прибавляется лишь нарциссическая компенсаторная сверхзагрузка фаллоса, тогда как при психозе нарушения: реальности вследствие пер­ цептивных отказов могут быть направлены на любую область, и бред, если необходимо, сверхзагружает компенсаторную неореальность.

Рядом с отказом уместно упомянуть три с разным успехом описан^ ных механизма.

Форклюзия}. Подобно отказу, касающемуся исключительно женского полового органа, Ж. Лаканом был описан под названием форклюзии тиЦ отвержения репрезентации без вытеснения, касающийся «имени отца». Но в том и другом механизме мы не оказываемся на одном и том йсбуров­ не проработки, здесь действие скорее Тенитальное и фантазматическоё, чем нарциссическое И перцептивное. Это отвержение чего-то вовне субъекта связано с невозможностью символизации и очень близко к определенным психотическим процессам, поскольку часть реальности оказывается, таким образом, разгруженной и отброшенной вовне. Но форклюзия может расчистить путь бредовым процессам, если только Я не будет доведено до еще более регрессивной дезорганизации, чтб не так часто случается. Напротив, представляется, что форклюзия больше связана с раздвоением имаго* чем с раздвоением Я*

Инверсия влечения и обращение против себя. Два механизма, описан­ ные 3. Фрейдом как трудно разделимые. Первый касается цели влечения, например, переход от любви к ненависти, от вуаеризма (активной: ви­ деть) —к эксгибиционизму (пассивной: быть увиденным), от садизма(му­ чить) к мазохизму (подвергаться мучениям). Второй механизм касается объекта влечения; переход от садизма к мазохизму заключается в обраще­ нии садизма против себя самого, переход от вуаеризма кг эксгибициониз­ му —в обнажении себя самого вместо обнажения другого.

Изоляция

Начиная с 1894 года 3. Фрейд описывал этот механизм, действие которого заключается в отделении мешающей репрезентации Q T ее аф­ фекта. В 1926 году он уточняет тип этой репрезентации: она может ос­

1Термин, заимствованный из юридической практики, fordusion (фр.) — утрата пра­ ва за просрочкой, объявление недействительным. —Прим. пер,

141