Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Глава 9. Невротические структуры

дорогостоящих как для психической жизни, так и для обычной жизни субъектов.

Нижележащие структуры —асимптотические точки истерических и обсессивных проявлений —в данном случае часто расположены по эту сторону невроза. Так, классическое описание обсессивного невроза часто парадоксальным образом соответствует оболочке психоза. Это не значит, что «невротического» обсессивного невроза не существует* просто всегда следует проверить эдиповскую природу нижележащей экономии в отно­ шении любой симптоматики, имеющей невротический облик.

Конверсионная истерия

История

Начиная с самой ранней античности, и в особенности с Гиппократа, истерия означала нервные расстройства, наблюдавшиеся у женщин, не имевших беременностей к предававшихся удовольствиям Венеры.

Всредние века к этому добавили овладение демонами, в частности, знаменитые истории шабашей ведьм.

Вдействительности же различать истерию от эпилепсии стало воз­ можным только в XIX веке, начиная с Шарко. Однако ее продолжали относить к классу патофизиологических расстройств нервной системы.

Затем Бабинский, подчеркнув внушаемость (или, по крайней мере, то, что он принимал за нее и что являлось на самом деле лабильностью симптомов) и введя термин «питиазм»1, взял на себя смелость отделить то, что относится к компетенции психиатрии, от того, что принадлежит неврологии. На деле же путаница сохранялась, и до наших дней можно обнаружить явную несогласованность различных направлений.

Согласно Жане, никогда не отходившего от организменной теории Джексона, речь идет, в основном, об ослаблении психического напря­ жения, которому могут способствовать эмоциональные шоки и травма­ тические воспоминания. Подобное состояние может объяснить действие внушения и излечение таких больных с помощью гипноза.

Другими учеными «этот незнакомец в доме», «эта сорная трава ме­ дицины», по Лазегу, будет рассматриваться просто как способ симуля­ ции.

Вто же самое время она окажется плодородной для гения Фрейда. Недавний ученик Шарко, он вернется в Вену, чтобы несколькими года­ ми позднее написать вместе с Брейером знаменитые «Исследования по истерии». В них можно будет прочесть: «Едва выйдя из школы Шарко,

1Нервные расстройства, излечиваемые внушением. — Прим. пер.

195

13-

Часть вторая. КЛИНИКА

я краснел or связи между истерией и сексуальностьюу почти совсем, как это обычно делают сами пациенты». Первое время он говорил о сексу* альной травматизации в детстве, чтобы на втором этапе отказаться от прямого травматического объяснения и ввести истерию в рамки пре* вратностей либидинальной эволюции.

Клинта

Медицинские, или так называемые «соматические» симптомы.

Прежде всего симптомы конверсионной истерии были описаны в меди­ цинском плане. Будучи классическими, они не являются самыми час­ тыми ее проявлениями, поэтому мы их опишем кратко.

Пароксизмальные явления, Большие припадки, описанные Шарко: речь идет р приступах театрального возбуждения, сексуальный симво­ лизм которого часто очевиден; они принимают рее формы, от внезапно­ го перехода в сомнамбулическое состояние до имитации эпилептиче­ ского ррипадка. При истерическом припадке мочеиспускание и прикусывание языка обычно отсутствует, тогда как при эпилептическом они обычные явления. Электроэнцефалограмма* и в особенности кон­ текст (экстравагантность, театральность, лабильность), позволяют ус­ тановить диагноз^

Малыеэквиваленты простираются от приступов «нервного» возбуж­ дения до внезапных обмороков, через тетанию без биологического суб­ страта (гипокальцемия) или спазмофилию, связи которой с истерией становятся очевидными, когда оформляется сопутствующее психоло­ гическое поведение. Наконец, нарколепещ (состояние дневного сна), служившая предметом многочисленных дискуссий q неврологами, на самом деле чаще всего тоже располагается в рамках истерии.

Расстройства неврологического типа. Наиболее часты параличи,

они крайне редко хорощо сформированы клинически* как правило, странны с самого начала, явным образом не сопровождаются нарушен нием рефлексов, Они могут поражать нижние конечности (астазия^абазия), одну конечность (моноплегия), голосовыесвязки (афония). С ними можно объединить истерическую слепоту с концентрическим сужение ем поля зрения. Дифференциальная диагностика рассеянного склероза (локальный паралич) создает порой определенные проблемы ввиду не­ связанного характера симптомов как в одном, так и в другом случае.

Анестезия, и в особенности локализованные отеки, представляет собой то, что называли «истерическими стигмами». Несоответствующая топография первой и индуцированный характер вторых редко застав­ ляют долго сомневаться.

196

Глава 9. Невротические структуры

Алгические проявления: часто встречаются и вызывают трудности дифференциаций, в особенности с ипохондрическими болями, не гово­ ря уже о реальных органических болях:. Кроме отсутствия органичес­ ких знаков, диагностически значимым в каждом случае медицинского обследования является контекст, т.е, нижеследующее.

Психические симптомыиистерический характер. Проявления пси­ хического порядка, если они сосуществуют с «соматическими симпто­ мами», чаще всего самодостаточны, к тому же они более часты, чем клас­ сические явления конверсии, так что всегда существовало желание про­ тивопоставить соматической конверсии психические симптомы истерии.

В реальности разрыва континуальности не существует, поскольку эти психические симптомы остаются преимущественно телесными событи­ ями, ускользающими от своего творца, и, таким образом, они тоже дол- жнырассматриваться как настоящие соматические конверсии.

Соблазн и аффективная ненасытность, Стремление соблазнить и аффективная Ненасытность служат первыми симптомами этого типа, первыми проявлениями, в особенности в связи с тем, что они в высшей степени субъективны. Этот способ существования истерика многократ­ но описан; потребность привлечения к себе внимания, эгоцентризм, аф­ фективная зависимость, неумение контролировать эмоции, кокетство, провокативность, эротизация отношений и пр. В сущности, речь идет об одном и том же феномене, о чем-то вроде аффективной торопливо­ сти, стремящейся спонтанно сократить дистанцию с другим. Эта непо­ средственная аффективная открытость, хотя и замаскированная, —в про­ тивоположность психотику, делающему признания в любви и ненавис­ ти без переходных ступеней, —лежит в основе разгадки истерии. Но на самомделе это мистификация, ибо это сближение не может переживать­ ся долго, минимальный ответ на этот «спрос и предложение» сразу же влечет за собой разрыв и неудержимое бегство.

Бегство или амнезия. Второй тип симптомов характеризует бег­ ство или амнезия. Хотя избегающее поведение при истерии и может по­ рой принимать облик настоящих фуг, чаще оно проявляется в более утон­ ченной манере; истерической амнезии. Не доходя до классических слу­ чаев «путешественников без багажа», оно заключается в простом забывании ситуаций, в Которые пациент был слишком сильно аффек­ тивно включен, и всего того, что с этим связано. Иногда речь идет о на­ стоящей амнезии слов, которые истерик хочет произнести и тут же за­ бывает. Но основной фантазией, иногда реализуемой, остается бегство посредством обморока или истощения. На минимальном уровне частым эквивалентом является бегство в сон.

197

Часть вторая. КЛИНИКА

Сексуальные отношения реально куда более часты* чем это класси­ чески считалось, а фригидность куда более редка, чем это представляет­ ся* Но сексуальное поведение может быть реализовано лишь в условиях определенного амнестического галоэффекта1, его невозможно предви­ деть и в любом случае следует сразу же забыть.

Наконец, чаще всего истерик нуждается в экранах, которые отделя­ ют его от объектов любви и позволяют забыть эсе, что сомнительно (см. историю Доры в «Пяти случаях психоанализа»). В результате —множе­ ство йокийутых один за другим объектов, ка# только двуличие более не поддерживается.

Истерический характер. Паттерн данного поведения соответству­ ет, таким образом, двойному действию соблазнения-избегания, отмеча­ ющему настоящую амбивалентность на телесном уровне, что является дифференциальным признаком истерии. Обсессивный невроз же xapaKJ теризуется амбивалентным отношением на уровне мышления. Этот фе­ номен провокации й «приманки»2 обнаруживается такжё на уровне кон­ версионных симптомов, имеющих соматический (медицинский) облик, где двойное действие является в определенном смысле сгущенным и не сразу Интерпретируемым. Оно же есть и в игре воображения, и в мифоманическом поведении, даже в суицидальных попытках, в самой фуге, неподготовленной, поспешной, но содержащей, тем не менее, элементы провокации.

Так?истерик приходит к двойной жизни (откуда и чувство раздвое­ ния личности)!

первая, жизнь симптомов, будь то физических или психических, дает ему, как кажется, легкость, завидную беззаботность, это пре­ красное равнодушие (la belle indifferance) истерика. Конверсия тотальным образом уменьшает страх. Телесная непринужден­ ность, наделенная настоящей всесущностью, придает ему отте­ нок театральности, подчеркивающий в то же время необходи­ мость в Зрителях;

другая, на заднем плане картины, оплачивает аутомистифика­ цию первой, поскольку жертвой истерика является не столько по­ кинутый объект, сколько он сам, откуда и ощущение заброшенно­ сти, бессилия, неудачи, которое может пробудить уснувший страх. Но Последний, когда он появляется, лабилен, готов к новому ис­

1ГаЛоэффект — halo (лат.) —сияние, ореол; влияние солнечного сияния на ухуд­ шение восприятия близко расположенных небесных светил. —Прим. пер.

2 В оригинале: leurre (фр.) —наживка, блесна, манок, обманка, обман; термин, очень часто используемый в психоаналитических текстах. —Прим. пер.

198