Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Часть лервая. ТЕОРИЯ

(«нет, я не хочу обладать моим эдиповским родителем, я хочу его зама­ рать»), затем вытеснение этих садистических тенденций («нет, я не хочу знать о моем желании его замарать»), затем реактивное образование («я совестливый, я хочу его защитить, заботиться о нем») и, наконец, смеще­ ние (объекта влечения на субститут в виде супруга, ребенка, которого нужнооберегать, или целогодома, который нужно «содержать вчистоте»).

Не следует смешивать вытеснение (англ, «repression»);

с подавлением (англ. «suppression»), актуально действующим и достаточно осознаваемым механизмом, касающимся аффекта (а не его репрезентации) и заключающимся не в вытеснении, а в его тор­ можении, практической ликвидации. Например: «Нет, я не буду думать о сексуальном наслаждении, которое я мог бы получить, гуляя с такой молодой девушкой; она —просто друг». Репрезента­ ция в этом случае сохранена, а аффект укрощен. Подавление аф­ фектов (часто смешиваемое с вытеснением репрезентаций) игра­ ет очень важную роль в рамках прегенитальной экономии;

с запретом1, сознательной и мотивированной проработкой зап­ рещения. Например: 3. Фрейд демонстрирует нам, как благода­ ря лечению маленький Ганс переходит от вытеснения (автома­ тизированного и бессознательного первичного процесса) к зап; рету своих инцестуальных желаний (вторичный процесс адаптации к реальности и ее интеграции).

Идентификация

В этом случае речь идет не о защитном механизме, а об аффективной деятельности и деятельности общения, необходимой для развития, опи­ санного в данной работе. Как все остальные виды психической деятельно­ сти, идентификация может быть также использована и в защитных целях.

Существует первичная идентификация, связанная с оральной ин­ корпорацией. В этом преимущественно прегенитальном действии, име­ ющем целью установить базовую идентичность субъекта, объект дол­ жен быть поглощен без предварительного разделения на нежность и враждебность, Себя и не-Себя.

С наступлением Эдиповой фазы появляется способ вторичной иден­ тификации, направленный на утверждение сексуальной идентичности субъекта со всеми возможными психопатологическими трансформаци­ ями. Ребенок, отказывающийся вначале от инкорпорации любимого

1В оригинале: condomnation (фр.)> имеет более широкий семантический спектр: осуждение, приговор, проклятие, запрет, запрещение. —Прим. пер.

134

Глава 4. Проблема защит

родителя| затем отказывающийся от идеи сексуального отношения с ним, утешится, включив в себя качества, представленные для негоэтим объект том. Такая деятельность может доходить до защитной регрессии со все­ ми диалектически возможными расстройствами (в частности, гомоэро­ тизмом, торможением и перверсиями), но, однако, вторичные иденти-* фикации, связанные с родителем того же пола, обычно направлены на дополнение и генитальную организацию первичных идентификаций и прокладывают путь последующим отношениям настоящего объектного и генитального типа.

Исходя из коллективной психологии, 3. Фрейд описал третий тип идентификации: в этом случае субъект идентифицирует свои собствен­ ные объекты с объектами другого субъекта и объектами группы в це­ лом, что происходит через имитаццю и заражение, вне всякой прямой либидинальной связи.

Что же касается так называемой «истерической» идентификаций, то она затрагивает только один из аспектов, общих для объекта и субъекта.

Идентификация с агрессором

Стать тем, кого когда-то боялся =* успокоиться, сразу же избавив­ шись от него. Данный механизм, описанный Ш. Фернеци и А. Фрейд, может простираться от простой инверсии ролей (играть в доктора, в волка, в привидение) до настоящей интроекции опасного объекта.

Очевидно, что такая защита предполагает магическое всемогущество другого и связана с искажением инстанций идеального, вторично преду­ готовленных для мазохистского поведения, и строгими запрещающими инстанциями, часто называемыми «садистическим Сверх-Я», хотя, конеч­ но, речь не идет о настоящем генитальном и постэдиповском Сверх-Я.

Проективная идентификация

Это механизм, описанный М. Кляйн на модели шизопараноидной фазы в виде фантазма проекции ребенка внутрь материнского тела с целью управления им, обладания и, возможно, разрушения с желанием контролировать плохце объекты, уже проецированные туда (пенис отца, экскременты, других детей).

Существенна роль материнского ответа: если ее собственная способ­ ность к фантазии позволяет ей принять подобные фантазмы (и пока­ зать, что она их принимает), то из этого вторично последует естествен­ ная потребность ребенка к восстановлению и нежности. Если мать, на­ против, запрещает эти фантазмы, мы встретим у ребенка реинтроекцию

135

Часть первая. ТЕОРИЯ

угрожающей груди и алчущей вагины-клоаки. Аффективность ребенка вместо того, чтобы обрести опыт позитивных связей, придет, оскудев, к феноменам клаустрофобии (страх быть заключенным внутри матери), деперсонализации (страх утраты материнского объекта) или даже рас* членения (психоз), а нарциссическое Я-сам окажется бесконечно фраг­ ментарно проецированным в мать.

Проекция

Для 3. Фрейда в этом механизме существуют три последовательных этапа: прежде всего мешающая репрезентация внутреннего влечения по­ давляется, затем это содержание деформируется, и, наконец, оно возвра­ щается в сознание в виде репрезентации, связанной с внешним объектом.

Проекция действует в каждый момент психической жизни, будь то во внепатологических феноменах (суеверие, мифология, анимизм), будь то з лечении («вы мне только что сказали, что...»), образуя классическую про­ екцию пациента, также наблюдаемую в виде отрицания («но это неправ­ да!»). В патологии проекция приобретает, в зависимости от различны* типов организации, особые аспекты: например, при истерических фобиях проекций перемещает опасность влечения изнутри (сексуальноежелание) вовне (опасность потенциально сексуальных объектов), затем включается смещение (тонко меняющее репрезентацию объекта, делая егонесексуаль­ ным) и, наконец, избегание этого объекта защитный цикл, таким обра­ зом, завершен. В паранойе происходит регрессивный сдвиг сексуальных влечений 1Cсадистическим, и этого грубого и обедняющего способа доста^ точно, чтобы не прибегать к смещению: тот же самый объект остается, но становится угрожающим («он меня преследует»* «он хочет меня содомизировать»), переживание ненависти в своем обращении (защитная инвер­ сия любовных переживаний) оказывается оправданным перед внутрен­ ней цензурой. Таким образом, истерофобикидают в проекции ограничен­ но ложную интерпретацию реальности, параноики же, напротив, приходят

ксамым неограниченно искаженным интерпретациям реальности.

Вдействительности проекция означает неудачу вытеснения. Благо­ даря более развитым защитам, преимущественно вытеснению, Я обыч­ но защищается против внутренних опасностей с помощью средств, прймо, непосредственно и автоматизированно использующих бессознатель­

ное, Если эти способы оказываются недостаточными, то становится необходимым с помощью проекции трансформировать внутреннюю опасность во внешнюю* против которой, используя и обманывая созна­ тельное, действуют меры защиты Себя, более архаические, более эле­ ментарные* такие» как проекция, смещение, избегание.

136

Глава 4. Проблема защит

С одной стороны, выделяется первичная проекция, це прибегаю­ щая к вытеснению, она способствует установлению различия между Я-сам и не-Я-сам, приписывая внешнему миру причины ощущений, ко­ торые мы не хотим локализовать в себе. Это нормальный процесс, ук­ репляющий Я-сам и уточняющий схему тела, С другой стороны —вто­ ричная проекция, нуждающаяся в деятельности торможения или вы­ теснения; внешний объект заполняется проецированной ненавистью (М. Кляйн) и становится преследователем. У взрослых это может дохо­ дить до бреда, например* при ревности запретная репрезентация жела­ ния изменить может проявиться на трех уровнях уверенности в измене; простой ревности, патологической ревности* бреда ревности.

Можно сказать, что проекция образует форму возвращения вытеснен­ ного. Вероятно, следовало бы доказать это более отчетливо: если можно считать, что компромиссное образование, симптомы, забывания и т,п. яв­ ляются аутентичными возвращениями вытесненного после нормального вытеснения, то в процессе проекции следует, напротив, выделять возвра­ щение того, что должно было быть вытесненным, но не смогло им стать. В общем, так же, как в случае с; другими, менее развитыми, чем вытесне­ ние (смещение, сгущение, отрицание, расщепление имаго и пр.) механиз­ мами, «заранее произошедшая» неудача вытеснения делает его затрудни­ тельным для использования (скорее, неполноценно действующим). Бо­ лее точно проекцию и другие архаические механизмы следует понимать как способ обращения с тем невытесненным, что, оставаясь стесняющим, должно быть удалено способами, естественно менее эффективными, чем вытеснение, но и менеедорогостоящимидля противозагрузки, ввидуболь­ шей «грубости» и близости к первичным процессам.

Интроекция

Механизм, описанный Ш. Ференци, с защитной и регрессивной це­ лью повторяющий у взрослого ранее развивающую деятельность, встре­ чающуюся у ребенка на этапе детского развития и состоящую в том, что­ бы допустить в психический аппарат все большее и большее количество внешнего мира. Но тогда как Я ребенка от этого обогащается, Я взрос­ лого создает целую серию внутренних бессознательных фантазмов, фор­ мирующих интимный психический образ, так что субъект начинает их трактовать, как если бы речь шла о реальном внешнем объекте.

Интроекция как бы образует защиту от неудовлетворенности из-за отсутствия объекта; интроекция приносит ей утешение в виде его внут­ реннего присутствия. Таковы случай траура и в особенности меланхолии, когда упреки, которые субъект обращает к себе, являются теми же самы­ ми, какие в реальности он не имеет права адресовать любимому существу.

137