Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Часть первая, ТЕОРИЯ

Говоря обобщенно, ребенок на третьем году жизни может устано­ вить относительное объединение своих парциальных влечений иод оп* ределенным приматом генитальных органов и фантазмов* Пока нельзя говорить о примате генитальности, т.е*о настоящей генитализации ли­ бидо. Реально ребенок еще не располагает способностью различать «по­ ловой орган» в собственном смысле слова. Он может видеть в мужском половом органе г- пенисе —являющемся в этом возрасте преимуществен­ но объектом рассматривания и любопытства, лишь часть тела, атрибут существования и обладания, Это верно как для мальчика, наделенного им, так и для девочки, его лишенной. Для обоих пенис не «половой орган», а анатомический придаток, имеющий смысл (помимо аутоэро­ тического гедонистического потенциала) знака, приписывающегЬ чув­ ство совершенства и телесной завершенности. Если будет позволена такая семантическая вольность, пенис в это время есть Лишь «нарциссический орган»1.

В случае Эдиповой фазы мы встречаемся с той же проблемой, что была описана выше в связи с нарциссизмом и генитальностью. Вот по­ чему для того чтобы обозначить этот очереДной этап психогенеза, более правильно было 6bf Говорить о «фаллической позиции» —позиции, которая, занимай исходно диахроническую эволюционную фазу, син­ хронически присутствует в течение всей жизни, благодаря повторению или структурному постоянству.

Идеал-Я и Идеал-Себя

Термин «Идеал-Я» вызывает в настоящее время множество вопросов. Известно, что «Идеал-Я», или «Я-идеал» (исходно синонимические формулировки), есть выражения, которыми Фрейд назвал структуру Я —«наследника нарциссизма», как он Уточнял. Этот идеал, утвержден^ ный через другого, является нарциссическим материнским объектом, со­ держащим в себе собственного отца матери, и в некотором роде осуще­ ствляет функцию призвания, накладывая на ребенка виртуальное по­ будительное предписание: делай это, будь большим, красивым,

сильным —как родители.

Модель, в соответствии с которой субъект пытается сообразоваться, и то, с чем Я постоянно соотносится —Идеал-Я —есть одновременно и замена утраченного нарциссизма детства (инфантильное всемогуще­ ство), и продукт идентификации как с родительскими фигурами, так и с их социальными соответствиями.

1В оригинале: «sexe narcissique» (фр.) —нарциссический половой орган, —Прим. пер.

38

Глава 1. Генетический аспект

Заметим, что слово «Я» было использовано для перевода немецкого «Ich», что означает «Je», а не «Moi»1^ Кроме того, «Moi» —форма вини­ тельного падежа, а не именительного, таким образом, оно не может ис­ пользоваться для обозначения глагольного лица, занимающего место субъекта2. Исходя из строгой семантико-лингвистической точки зрения, следует заменить «Moi» («Я») на «Soi» («Себя»), возвратная форма ко­ торого к тому &се использовалась в этом значении как в работах Фрейда (1914), так и Абрахама, работах, в соответствии С которыми Я является локализацией либидинальной загрузки, каК и любой внешний объект. Иными словами, Я ^ это не только посредник между «Je» (Я-личное) и внешней реальностью, но и (и в этом случае речь Идет о «Себе») объект любви. Таким образом, появляется «либидо Себя» (более подходящее название, чем «либидо Я»), противопоставляющееся объектному либидо.

Эти теоретические рассуждения не безразличны для практики. В сущности, впервые после пионеров фрейдистов?использовавших сек­ суальность как ключ к толкованию неврозов^ после кляйнианцев, поме­ стивших ценависть и разрушение в сердцевину любого объектного от­ ношения, мы впервые видим третье направление исследования. Оно перемещает интерес психоанализа на смешанные расстройства, все чаще и чаще встречающиеся в повседневной клинике и называемые погра­ ничными состояниями или погранцчными расстройствами. Представ­ ляется, что они весьма тесно связаны с ощущением и идентичностью себя. Здесь мы переходим в теоретическом плане к идее Себя (Self3), ставшего объектом всякой нарциссической загрузки.

Исследования, проводимые во Франции (Грюнбергер4, Бержере5), привели к глубокой проработке теоретических и практических концеп­ ций, таких, как «нарциссическая диада и триада», «ранний травматизм», «базовое насилие», «эссенциальная депрессия» и пр.

1Во французском языкеJe —безударное личное местоимение первого лица един­ ственного числа, которое употребляется только с глаголом и является показателем его личной формы. Мог —ударное местоимение первого Лица единственного числа, которое используется самостоятельно, не в глагольной форме. —Прим. пер.

2 В русском языке в данном случае полностью адекватный перевод невозможен*^ и Moi переводятся одним местоимением Я в именительном падеже, тогда как «Себя» соот­ ветствует винительному падежу. Поэтому в зависимости от контекста мы будем исполь­ зовать термины «Себя», «Я-сам», «Самость». —Прим. пер.

3Термин, широко распространенный в англоязычной Литературе.

4 GrunbergerВ. Le narcissisme. Payot, 1971.

5 BergeretJ. La violence fondamentale / / Bibliotheque scientifique. Payot, 1994.

39

Часть первая. ТЕОРИЯ

Депрессия

Это общее и квазиспецифическое название нарциссической пато­ логии. Нам представляется столь же естественным, сколь и обязатель­ ным завершить наше изложение теоретико-клиническим обзором этой так часто встречающейся в клинической практике патологии.

Сначала в качестве первого наблюдения коснемся стойко укоренив-' шегося предрассудка, бытующего даже в среде специалистов. Этот пред­ рассудок ясно выражен в значении» которое придается тому, что приня­ то называть «реактивными» депрессиями. Иными словами,многие пси­ хопатологи в соответствии со рдравым смыслом обнаруживают для значительной части депрессий непосредственные и устанавливаемые «причины» пе только эмоциональные или аффективные* но и соци­ альные, экономические и прочие, с чем трудно безоговорочно согласить­ ся. Подобные депрессии, в сущности, крайне редки, ?штя даже состоя­ ние скорби, пусть и глубокой, следующее за тяжелым трауром, часто превращают в «депрессию», которой оно не является. Тем не менее, дан­ ная концепция в терапевтическом Плане не является незначащей.

Второе Наблюдение основано на том, что специалисты Часто Замеча­ ют: « Что же так его (ее) печалит? Унего (нее) ведь есть все, чтобы быть счастливым (ой)», поражаясь Тому, что «счастье» не является эффектив­ ной вакциной или пилюлей Ьтдепрессии. По правдеТоворя, Немногие кли­ ницисты, к сожалению, задаются этим вопросом, большинство же подда­ ется соблазнулегкости применения симптоматического воздействия, удоб­ нопозволяемого использованиемсовременнойфармакопеи, успехкоторой, как и ничтожный долговременный результат, мы знаем.

Привести в соответствие: «скорбящие» обычно себя лучше чувству­ ют —факт широко известный, но непонятный* — когда преодолевают реальные трудности, дорой тяжкие, в том числе и объективный, особен* но болезненный траур. Странная загадка, противоречивое, парадоксаль­ ное, непонятное, едва ли не беспокоящее замечание, В то же время пси­ хоанализ нам просто объясняет, что мазохистическая и бессознатель­ ная потребность в наказании у подавленных или депрессивных пациентов естественным образом удовлетворяется реальным несчастьем.

Отметим также, отвлекшись от точки зрения нейронаук, сводящих всю психическую деятельность, а следовательно, любую патологию этой области к четкой «научной» игре синапсов и нейротрансмиттеров, что сегодня лишь психоанализ рискует предпренимать адекватную попыт­ ку понимания этиопатогенеза депрессии. В сущности, до нынешнего дня нейронауки не преуспели в обосновании удовлетворительного каузаль­ ного объяснения психических болезней. Биологическая терапия, кото­ рую они развивают, есть не более чем симптоматическая терапия, «хи­

40

Глава t* Генетический аспект

мическая смирительная рубашка» —острое словцо, удачно найденное уже в 60-е годы,*

К тому же психоаналитическая практика демонстрирует нам, что депрессивность и депрессия развиваются на уже подготовленной и бла­ гоприятствующей почве*иными словами, в рамках определенной струк­ туры, определеннойличностной организации* Депрессия не просто слу­ чается, к ней нужно иметь предрасположенность. Вопрос заключается в том, чтобы выяснить происхождение этой предрасположенности.

Не будем говорить о больших психотических депрессиях, которые встречаются в рамках маниакально-депрессивного психоза И в отноше­ нии которых нельзя исключить действие биогенетических ^нграмм, в той или иной степени, как это показывают некоторые исследования, наследственных.

У депрессивных пациентов, какого бы типа не была их депрессия, можно обнаружить симптомы, которые можно было бы назвать «родо­ выми». Помимо всегда встречающейся психомоторной заторможенно­ сти на первый план часто выходит чувство малоценпостщ выражен­ ное идеями разрушения, недостойности, стыда, вины За настоящие или прошлые, касто воображаемые «ошибки» или «проступки». Эти идеи, свидетельствующие о глубоких изменениях процессов мышления, мо­ гут доходить до бреда и приводить к суицидам, весьма рискованным при любых настоящих депрессиях. Что означает это самоуничижение, эта утрата самоуважения, реально определяющая феноменологию де­ прессии^

В сущности, любая депрессия в своем основании в определенной степени является «реактивной»* но не в том смысле, который мы крити­ ковали выше. Реальный смысл депрессии —внутренний траур, утрата нарциссического объекта, образующего Самость, т.е. чувства ценности. Испытываемое страдание существенным образом связано с обесцени­ ванием нарциссического образа себя самого* каким бы ни был фактор стечения обстоятельств. Это то, что лучше объясняет страх быть поки­ нутым или страх утраты объекта, который характеризует экономию де­ прессии, а, скорее, так называемое «анаклитическое» объектное отно­ шение (от греческого «анаклинейн», означающего «опираться на» или «о другого»), представляющее собой нечто вроде позитивной попытки постоянного восполнения испытываемой внутренней нехватки.

Но внутренний нарциссический объект у депрессивных и/или по­ давленных субъектов никогда не был установлен, во всяком случае, — полным и удовлетворительным образом. Траур —это, видимо, в боль­ шей степени «недосоздание», нежели утрата, что функционально, если

41

Часть лервая* ТЕОРИЯ

не структурно, сводится к одному и томуже. К этому следует добавить, что, установившись в раннем детстве во время развития психики, это «недосоздание», зависящее от причин, на которых мы не можем здесь задерживаться (главным образом, несостоятельность или осложнения ранних отношений на нарциссическом уровне), имеет в силу этого ис­ торический характер*Депрессивность, нарциссическая «болезнь» совер­ шенно так же, как и депрессия, является расстройством развития нар­ циссизма. У личностей данного типа она смогла стать постоянной, т.е. структурной.

Замечания терапевтического порядка

Заниматься депримированными пациентами не столь уж просто, да и порой рискованно.

Первое, что требуется от психотерапевта или аналитика, это пони­ мание наблюдаемых феноменов и терпение. Терапия депрессий всегда длительна и деликатна#

Второе; следует остерегаться любых незрелых интерпретаций того, что может показаться «эдиповским материалом», что может наилучшим способом послужить вовлечению в заговор сопротивления (именно эдиповского)* охотно используемого пациентом. Это именно то, что обеспе­ чит неудачу лечения. Не стоит забывать о компульсивном чувстве вины, которое защищает от нарциссической раны.

Третье: следует быть настороже по отношению ко всем проявлениям контртрансфера, которые рискуют (более или менее осознанно) превра­ титься взапечатление активной заботы. Правилом остается нейтральность

изакрытость.

Вконце концов, следует помнить краткий совет, который Бела Грюнбергер дал всем психотерапевтам: конечно, ф руст рироват ь влечения, но, преж де всего, поддерж иват ь нарциссизм , Именно в восстановле­ нии последнего следует сотрудничать на первом этапе, который может про­ длиться весьма долго. Сам Фрейд говорил, что <гвоздерж иваясь от т ого чт обы дават ь пациент у обычные (генитальные) инт ерпрет ации, м ож ­

но, без сом нения, легче продвигат ься вп ер ед ».__________________________ _________________

Генитальные стадии

Комплекс Эдипа

По своей фундаментальной роли центрального организующего эле­ мента структурирования личности Эдипов комплекс* которому Фрейд дал это имя по аналогии с античным мифом, представляет собой для

42