Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Литература

1. Акопов Г.В., Иванова Т.В. Менталистика как идеология психологического понимания проблемы ментальности // Психология искусства. Т.1. Самара, 2003.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

4. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994.

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Музыкальные молодежные субкультуры как отражение полиментальности и полистилистизма современности

Борисова Е.Б., Астраханская государственная консерватория

В сознании молодежи сталкиваются подчас непримиримо противоречивые ценности; это ведет к конфликтному существованию молодых в социуме, обостряя генерационные отношения. Одной из таких форм «молодежной коллективной девиации» [1] являются музыкальные молодежные субкультуры.

Музыку, по глубине эмоционального воздействия и интегративной способности, трудно сопоставить с каким-либо другим видом искусства. Ее воздействие, благодаря техническим средствам коммуникации, весьма интенсивно. Звуковая среда является постоянным фоном современной жизни. Но сама эта среда неоднородна. Современность демонстрирует парадоксальность художественного бытия, сталкивая «высокое» и «низкое». В реальности – это «постмодернистский коллаж стилей» [2]. Он проявляет себя, по классификации В.Е.Семенова, действием таких четырех ментальных составляющих национального сознания, как «православно-христианский», «коллективистско-социалистический», «криминально-мафиозный», «индивидуалистско-капиталистический», плюс «мозаично-конформистский» − псевдоменталитет «осколков» вышеупомянутых форм мышления [3, c.278]. Показательно, что в отношении российской молодежи, к аналогичному выводу приходит В.А.Луков, выделяя следующие субкультурные образования: (1) связанные с криминалом, (2) подверженные влиянию западной моды, (3) романтизированные компенсаторы повседневности и (4) воссоздающие некоторые черты советского прошлого [4, с. 80].

Чтобы выявить содержательную структуру музыкальных субкультур, функционирующих на данный момент в молодежной среде, и определить зависимость ее от полиментальной установки современной культуры, в декабре 2004 года автор проводила глубинное интервью с 40 астраханскими подростками-участниками различных музыкальных сообществ. Это предоставило возможность осуществить типологию современных музыкальных молодежных субкультур.

РОКЕРЫ. Они характеризуются контрастной разнонаправленностью музыкальных увлечений: фанаты скиновкого рока, панк-рока, советского рока, различных ветвей «тяжелого» рока. Каждый субкультурный подвид стремится дистанцироваться от другого, посредством выделения оригинальной содержательно-смысловой компоненты рока. Это: шуточно-хулиганская (скоморошья) тематика панк-групп и подчеркивающий свой патриотический настрой в националистических тонах рок скинов; стремление вернуть былое протестное идеологическое звучание русских рокеров и разрушительные мотивы современной социальности металлистов, вплоть до неоязычества блэк-металлистов. Основная черта рокеров – индивидуализм, который не способствует их целостности, зато создает условия для экспериментирования с различными моделями поведения. По той же причине, они избирательно подходят к выбору музыкально-информационных каналов, часто прибегая к Internet-услугам. Чувство независимости, личностного самоутверждения, культивирование мужских ценностей – качественные составляющие всех молодежных рок-объединений.

РЭПЕРЫ. Сплоченность, единство, солидарность характеризуют эту подростковую субкультуру, не разделяющих своих участников ни по полу, ни по возрасту. Главное – дистанцироваться от взрослого поп-мейнстрима и музыкальных увлечений других молодежных команд. Эгоцентричность рэперов демонстративно проявляется в обособлении речевой интонации и ритмической выразительности музыки, в независимых дискотечных hip-hop party и эпатажном поведении на них (драки, экстравагантность танца, особая символика одежды). Отталкиваясь от западной модели, они стремятся создать собственный российский оригинальный молодежный стиль, поэтому их субкультура не лишена поиска.

ТЕХНО. Данная субкультура опирается на авангардные искания в области современной музыки, направленные на экспериментирование с техно-звуком. Отсюда происходит разделение ее членов на «творцов» и «фанатов». Первые – это ее лидеры, увлеченные творческими задачами и желанием повелевать музыкальным сознанием и вкусами диско-массы. Вторые – преданные поклонники «творцов» и техно-музыки, готовые подчиняться их музыкальному шаманству для получения психоделического эффекта. Естественно, что техно-материал предрасполагает к такой форме обмена музыкальной информации, как Internet, а также консолидации своих участников на дискотеках.

ШАНСОН. Сугубо российская музыкальная традиция городских низов, нашедшая отклик в душах молодых людей стремящихся понять «настоящую» мужскую жизнь. Их объединяет желание быть ближе к старшим, чем к сверстникам, потому они разделяют музыкальные увлечения своих отцов (дедов). Следуя за бардами, любители русского шансона высоко ценят «живой» звук. Это делает их активными слушателями концертов любимых исполнителей, а не только собирателями фонотек. Одновременно, «лагерный» сюжет песен и подчеркнутая маскулинность отдаляют субкультуру любителей русского шансона от остальных представителей молодежного музыкального братства.

РОКОПОПСОВИКИ. Музыкальная эклектика – основа этой субкультуры. Нестабильность подросткового возраста и эмоциональная подвижность приводят к частой смене музыкальных увлечений. Но рок остается в центре внимания как символ молодежного протеста и источник музыкально-стилевых новаций. В тоже время, поп привлекает своей сентиментальностью и мелодичностью. Пожалуй, это единственная музыкальная субкультура, где ценится мелодическая выразительность. От остальных фанатов поп-музыки ее отличает критическое отношение к коммерческому шлягеру. Черты новаторства, озабоченность поиском новых звуковых решений не тяготят любителей поп-рока. Конформность – основа стиля поведения, что делает их очень общительными. Для коммуникации используются любые источники (теле- и радиозаписи, интернет-сайты, собственные музыкальные коллекции) и разнообразные места (дискотеки, концерты, клубы, сэйшены). Таким образом, субкультура поп-рока грозит стать массовой.

Итак, вышепредставленная типология молодежных музыкальных субкультур наглядно репрезентирует тезис о значимости музыки в качестве фактора внутригрупповой консолидации, ее способности влиять на становление индивидуальных стилей жизни. Разобщенность, атомизация молодежных субкультур вызвана желанием защитить свои культурные ценности от бесконечных заимствований их поп-индустрией. Поэтому в ближайшее время не следует ожидать взрыва новых музыкальных молодежных субкультур. Идет процесс их консервации. Если количественно масса юных потребителей поп-музыки будет расти, то возможен переход ряда небольших в процентном отношении молодежных субкультур (к примеру, фанатов скиневского рока и русского шансона) на позиции андеграунда.

В заключении отметим: субкультурная активность российской молодежи вызвана адаптационной реакцией на изменчивость современной социокультурной среды. Пожалуй, сущностной качественной чертой их культурного поведения является парадоксальное «мозаичное» сцепление субкультур и стилей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]