Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Концепция российской идентичности и.А. Ильина*

Тхакахов В.Х., СПбГУ, Когатько Д.Г., СПбГАСЭ

И.А. Ильин – известный отечественный православный (христианский) мыслитель, который внес важный вклад в исследование российской идентичности, ее культурных и цивилизационных оснований. И.А. Ильин исходил из примата духовного, религиозного (христианского) и национального начала в жизни России и ее граждан. Базовыми основаниями личности, являющиеся на его взгляд «кирпичиками» в конструировании идентичности, выступают: семья, вера (христианская), свобода, совесть, Родина, национально-патриотические чувства, государство и частная собственность. Рефлексия Ильина детерминирована представлениями о кризисе европейской цивилизации и культуры XIX-XX вв. Символами последнего являются:

1. Примат материалистической науки, основанной на позитивном естествознании; технизация, вытесняющая цель и смысл жизни и конструирующая духовную беспринципность.

2. Господство светской, безрелигиозной государственности.

3. Доминация приобретательских инстинктов и хозяйственных законов в жизни современного общества, и вытеснение религиозных и нравственных начал.

4. Распространение безрелигиозного и безбожного искусства, ориентированного на удовлетворение потребностей массы и исключающей художественность, священность и предметность. (Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб., 2004, с. 14-16).

И.А. Ильин представлял отечественную интеллектуальную традицию разделения понятий «культура» и «цивилизация». Первое относится к явлению внутреннему и органическому человеческого духа, второе – продукт внешний и поверхностный, не связанный с духовными основаниями жизни того или иного народа. Культура и цивилизация так же не взаимосвязанные понятия. Скажем «народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности» (Ильин И.А. Указ. соч., с. 28). Верно и обратное: высокий уровень техники и цивилизации народа может наблюдаться в условиях упадка его духовной культуры (нравственности, науки, искусства, политики и хозяйства). Обеспокоенный кризисом культуры И.А. Ильин искал фундаментальные пути духовного обновления. Основное направление в обретении подлинной идентичности России он усматривал в творческой христианизации российской культуры.

И.А. Ильин трактовал идентичность как сопринадлежность людей к определенной общности. С социологической точки зрения важно отметить контекст социального времени, детерминировавший рамки интерпретации. Речь идет о времени распространения в XIX-XX вв. новых принципов идентификации – интернационалистских, которые дистанцируются от принципов национал-патриотизма и государственности; традиционных представлений о пространственно-территориальной организации социальной жизни. И.А. Ильин пытается аргументировать против альтернативы интернационализма (христианского и социал-революционного) как нового основания российской и европейской идентичности. Он исходит из того, что «жизнь человечества на земле подчинена пространственно-территориальной необходимости: земля велика и человечество разбросано по ее лицу. Оно не может и никогда не сможет победить эту пространственную разъединенность и управляться из единого мирового центра. Условия расстояний, климата, расы, хозяйства, государственного управления и законов, языка и обычая, вкусов и душевного уклада – действуют на людей различающе и обособляюще (дифференциация), и человечеству приходится просто принимать эти условия жизни и приспособляться к ним» (Ильин И.А. Основы христианской культуры., с. 216).

Ложными путями конструирования идентичности, наряду с интернационализмом, на взгляд мыслителя, являются и попытки отказа от национальных языков с заменой их на искусственно созданные «синтетические» языки («волапюк», «эсперанто»), и отказ от патриотических и солидаристских оснований идентичности.

Социальные объединения и инкорпорации – результат инстинкта самосохранения, подобия, пространства, взаимной защиты, географических рубежей и оружия. «Государственная власть закрепляет все это единою системою законов и общественной дисциплиной» (Ильин И.А. Основы христианской культуры., с. 217).

Личностную самоидентификацию с социальными группами и общностями И.А. Ильин объясняет инстинктом самосохранения, краткостью личной жизни, ограниченностью личной силы в труде и творчестве, а также отсутствием времени для долгого выбора. Групповую самоидентификацию русский мыслитель толкует в контексте конструирования социальной оппозиции, в рамках которой «примкнуть к одной группе значит противопоставить себя остальным» (Там же). А какие именно группы, общности имеют приоритетное идентификационное значение в процессе конструирования идентичности? Какова их иерархия в концепции И.А. Ильина?

В эпоху широкого распространения интернационализма И.А. Ильин настаивает на интерпретации идентичности как сопринадлежности по отношению к национальным и государственным началам общественной жизни. Причем само понятие идентичности концептуализируется в культурном (культурно-психологическом) контексте, в рамках которого даже социальные институты имеют преимущественно культурный, духовный смысл. В основании иерархии конструкта идентичности как сопринадлежности находится институт семьи. Семья как первооснова родины и первичное лоно человеческой духовности (Ильин И.А. Указ. соч., с. 213) формирует или же, наоборот, деконструирует чувства сопринадлежности с нацией, государством, культурой, социальными ценностями (авторитетом, рангом, солидарностью). Институт семьи также выполняет важные функции («школа») культивирования свободного правосознания, здорового чувства частной собственности; воспитания истинного гражданина.

Российскую идентичность И.А. Ильин конструирует в сопоставлении и в противопоставлении тем разновидностям культурно-идентификационных ориентаций, которые стали доминировать на европейском континенте: интернационализму, атеизму, тоталитаризму, коммунитаризму. В этом аспекте идея Родины (национальная, территориальная, символическая) – составная часть здания российской идентичности. Причем, И.А. Ильин дистанцировался от аскриптивного понимания патриотизма. Он исходил из того, что «вопрос о родине разрешается в порядке самопознания и добровольного избрания. Можно принудительно и формально причислить человека или целое множество людей к какому-нибудь государству. Можно наказывать и казнить людей за формально совершенную измену. Но заставить человека любить какую-нибудь «страну», как свою родину, или быть националистом чужой ему нации – невозможно» (Там же, с. 225).

Ни территория, ни климат, ни география, ни пространство совместной жизни людей, ни раса, ни хозяйственный уклад, ни язык, ни формальное подданство сами по себе не определяют идентификацию человека с его родиной (Россией, Арменией, Турцией и др.) (Ильин И.А. Указ. соч., с. 223). Доминирующее значение имеет не материальное, а символическое (духовное) начало идентичности. «Родина есть духовная реальность» (Там же, с. 227). Механизм конструирования российской идентичности И.А. Ильин сопрягал с личностно-активистским индивидуальным опытом гражданина, который свободно выбирает и осознает свою сопринадлежность.

Общая позиция И.А. Ильина в мировоззренческом смысле – это социальный христианский консерватизм, постулирующий идентичность в контексте ценностно- иерархизированной системы элементов, выступающих основаниями для личностного и коллективного самоопределения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]