Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Региональная идентичность и этническая толерантность жителей агинского округа*

Янков А.Г., Читинский институт БГУЭП, Чита

Идентичность и толерантность представляют собой атрибуты ментального комплекса того или иного народа. Соответственно, в полиэтническом регионе достаточно важно выявлять существование региональной идентичности, уровень межэтнических отношений. Данный материал представляет некоторые результаты социологического исследования проведенного в Агинском бурятском округе в 2004 г. Было опрошено 1000 человек, по репрезентативной двухступенчатой, районированной выборке.

Вопрос о региональной идентичности является вопросом об осознании себя принадлежащим к определенному территориальному образованию. Нередко на основе формирования региональной идентичности, которая может включать несколько этнических групп, формируются единая этническая группа (например, долгане). Для нас было важно выяснить, в какой степени респонденты осознают свою принадлежность к той или иной территориальной общности. Выясняя степень региональной идентичности, мы задавали вопросы, соответствующие уровню территориальной идентичности, выяснялась степень принятия той или иной идентичности (см. таблицу № 1).

Таблица 1. В какой степени Вы себя считаете: (данные в %)

В полной мере

В некоторой степени

Едва ли считаю

Не считаю

Не задумывался

Россиянином

72,3

5,7

1,1

0,4

2,3

Сибиряком

43,1

17,3

4,1

2

4,1

Забайкальцем

61,7

11,8

2,2

1,1

2,8

Агинчанином

68,1

7,1

2,2

4,4

1,9

Распределение ответов свидетельствует о наличии иерархий территориальной идентичности: на первое место выступает общегосударственная идентичность – принадлежность к россиянам. На второй позиции микротерриториальная идентичность – принадлежность к Агинскому округу (агинчане). На третьей позиции принадлежность к идентичности среднего уровня – мы забайкальцы. На последней позиции принадлежность к сибирякам.

Существуют значимые различия региональной идентичности в зависимости от национальности респондента (см. таблицу № 2). Респонденты бурятской национальности в большей мере себя считают агинчанами, затем россиянами, далее забайкальцами, потом сибирками. Респонденты русской национальности в первую очередь ощущают принадлежность к россиянам, затем к забайкальцам, далее к сибирякам, в последнею очередь к агинчанам. Мы видим, что в зависимости от национальности меняется территориальная идентичность.

Таблица 2. Соотношение степени территориальной идентичности и национальности (данные в %)

Считающие себя в полной мере …

Национальность

Буряты

Русские

Россиянином

87,6

90,4

Сибиряком

62,3

57,1

Забайкальцем

76

80,6

Агинчанином

91,2

51,2

Выясняя уровень этнической толерантности в Агинском округе мы задавали следующий вопрос «Как бы Вы оценили межнациональные отношения в округе?». Ответы распределились следующим образом: спокойные – 78,3%, внешне спокойные, но внутренне напряженные – 16,2%, напряженные – 3,3%, на грани столкновений – 0,5%. Приведенные данные свидетельствуют о благополучном в целом восприятии людьми межнациональных отношений в округе. При этом 20% респондентов полагают, что межэтнические отношении в округе неидеальны. Распределение данного вопроса относительно этнической принадлежности респондентов показывает значимые различия. Респонденты бурятской национальности в большей степени оценивают межнациональные отношения как спокойные – 86,6% и 11,8% как внешне спокойные, но внутренне напряженные. Респонденты русской национальности в меньшей степени оценивают межнациональные отношения как спокойные – 62,1% и 28,3% русских (в два раза больше чем буряты) оценивают отношения как внешне спокойные, но внутренне напряженные. Русские гораздо в большей степени оценивают отношения как напряженные – 8,5% (буряты 1,3%). Данные показатели свидетельствуют о наличии некоторого межэтнического напряжения в округе.

Другим индикатором уровня этнической толерантности явился вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, если Ваш ближайший родственник вступит в брак с представителем другой национальности?». Ответы: положительно, все равно, какая национальность – 57,2%, в зависимости от национальности – 23,4%, брак должен быть только с представителем своей национальности – 15,4%. Почти 60% респондентов, полагают, что брак не должен зависеть от национальности. При этом 15,4% респондентов можно классифицировать как группу, которая стремится защитить чистоту своего этноса, они могут являться потенциальными приверженцами националистических идеологий и практик. Распределение вопроса о браке относительно национальности респондентов так же, как и в предыдущих вопросах, обнаруживает различия. Респонденты бурятской национальности в большей степени обнаруживают закрытый тип брака (меду представителями своей этнической группы): 28,6% полагают, что брак должен зависеть от национальности, 18% – брак должен быть только с представителями своей национальности. Эти данные свидетельствуют во многом о традиционности семейных, брачных отношений, о стремлении сохранить свою этническую культуру. У русских в меньшей степени брак связан с национальностью: 75% респондентов русской национальности считают, что брак может быть с представителями любого этноса, 13,3% в зависимости от национальности, 11,7% только с представителями своей национальности.

Последний вопрос выявлял структуру несправедливости по отношению к респонденту. «Приходилось ли Вам в жизни испытывать несправедливое отношение к себе?». Ответы: не приходилось – 68,9%, приходилось из-за моих политических взглядов – 8,4%, приходилось из-за того, что я не местный – 5,4%, приходилось из-за моей национальности – 10,1%, приходилось из-за моего пола – 2,8%. Распределение ответов на вопрос свидетельствует, что в структуре несправедливостей, которые испытали люди, несправедливость, связанная с национальностью респондента, занимает первое место из четырех возможных, несмотря на общий небольшой процент. Это является тревожным показателем уровня этнической толерантности. По структуре видов несправедливости в зависимости от национальности респондентов имеются существенные различия. У лиц бурятской национальности на первое место выходит несправедливость из-за политических взглядов – 9,4%, на второй позиции несправедливость из-за этнической принадлежности – 8,4%. У лиц русской национальности на первом месте несправедливость (достаточно высокий процент) из-за национальности – 15,7%, на второй позиции из-за политических взглядов – 7,9%. Данные показатели свидетельствуют, что жители АБАО русской национальности объясняют несправедливость по отношению к себе этнической принадлежностью. Другими словами, существует в определенной степени этническая напряженность, локализованная в этническом сознании русских.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]