Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Литература

1. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002.

2. Акопов Г.В. Уровневая структура общения. Материалы международной конференции «Психология общения. Социокультурный анализ». Ростов-на-Дону, 2003.

3. Акопов Г.В. Формирование – развитие – созидание: смена парадигм в постсоветской психологии. Ежегодник Российского психологического общества «Антология современной психологии конца XX века». По материалам конференции «Психология созидания». Т.7, вып. 3, Казань, 2001.

4. Акопов Г.В. Российское сознание. Историко-психологические очерки (Издание 2-е исправленное и дополненное). Самара, 2002.

5. Акопов Г.В. Проблема сознания в зарубежной психологии: последняя четверть XX века. // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион. 2003».

6. Акопов Г.В. Сознание как проблема и ее интегрирующая роль в отечественной психологии. // Ежегодник российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003.

7. Акопов Г.В. Отечественные и зарубежные исследования по психологии сознания. // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Поволжье (Средняя Волга). 2004».

Территориально-региональная ментальность: определение и структура

Бороноев А.О., ф-т социологии СПбГУ, Санкт-Петербург

Исследование различных форм ментальности актуально во многих отношениях. Во-первых, это включение в научный процесс истории и состоянии массовых и индивидуальных представлений, системы образов, стереотипов, ценностей, которые презентируют субъективность, особливость жизнедеятельности людей, их образа жизни, антропологичность исторического и социального процесса, т.к. ментальные особенности определяют во многом поступки, миропонимание и поведение людей, объединенных в различные группы, страты, народы и т.д.

Во-вторых, в современном обществе, в котором активно стираются экономические, государственные, культурные границы в условиях глобализации особое значение приобретают аспекты социокультурной памяти, идентичности, т.е. все то, что связано со структурой ментальности, как системы образов, представлений, установок традиций. При размывании объективных критериев социальных групп, этносов, страт активно проявляются структуры ментальности как факторы сохранения социальных общностей и индивидуального выбора.

Среди видов менталитетных образований особое место занимают территориально-региональные формы, которые характеризуют население определенных территориальных регионов, составляя его модальные черты представления и ценности и т.д. Известно, что каждая географо-социальная территория – регион обладает своими особенностями: спецификой природных условий, сложившейся структурой культурных взаимодействий, пространством, отношениями с Центром (метрополией). Все это влияет на формирование своеобразного «типа» населения с его психологическими и нравственными характеристиками, социальным характером сложившейся общности и личности.

Современный исследователь Р.Х. Симонян, подчеркивая это, пишет, что «в подобных регионах население составляет определенную целостность, характеризующуюся выработанными веками особыми формами симбиоза с природой, специфическими видами самообеспечения, общностью поведенческих черт, сложившихся в процессе адаптации людей в природной и социокультурной среде…» (Р.Х. Симонян. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии, № 3, 2005). Это в полной мере относится к Сибири, которая обладает материально-физическими чертами (природа, ландшафт, пространства), множеством культур, традиций, верований и их своеобразным переплетением. Сибирь одна из редких территорий, где сложилась своя субкультура и соответственно структура местного менталитета. Более ста лет тому назад (1888) А. Пыпин писал, что «… Сибирь отличается от России своим гражданским положением, и, кроме того, в своем русском населении представляет этнографический тип, которого опять нельзя отождествлять с господствующим типом русской народности в европейской России» (А. Пыпин. Сибирь и исследования ее // Вестник Европы. , Кн. 4-ая, апрель, 1888). Изменения происходили и с аборигенами. В процессе взаимовлияния и смешения культур и традиций они приобщались к европейской культуре, представлениям и опыту жизни. формированию сибирского типа личности, сибирского менталитета способствовали, кроме природных условий и культурно-бытового приближения народов, сложившиеся отношения с метрополией, которые характеризовались слабой связью, отчужденностью, что во многом было связано с пространственной отдаленностью. Это одна из основ формирования «сибирской разнородности русского народа» (А. Пыпин), которая приобрела многие представления, традиции и опыт коренного населения (и наоборот), что послужило становлению особых сибирских модальных черт сознания и поведения.

Активное восприятие европейцами местных традиций связано относительно гуманистическим характером колонизации этой территории, что отметил Ф. Достоевский, который писал: «Мы впервые объявили миру, что не через подавление личностей иноплеменных нам национальностей хотим достигнуть собственного преуспеяния, а напротив, видим его лишь в свободнейшем и самостоятельнейшем развитии всех других наций и в братском единении с ними, восполняясь одна другой, прививая в себе их органические особенности и уделяя им от себя ветви для прививки, сообщаясь с ними душой и духом, участь у них и уча их…» (Ф.М. Достоевский. Биография, письма и заметки из записной книжки. М. 1998, с. 357).

Менталитет сибиряков включает в себя первичное мировоззрение (отношения человек – природа, основы пространственной и временной картины мира, нравственные представления), ценностные ориентации и предпочтения, понятие жизненных перспектив и определенный настрой. Он определяет коллективные отношения и взаимодействия, жизненный стиль людей, нравственно-психологические характеристики, что позволяет говорить о сибиряках, сибирском образе жизни и его особенностях. Можно утверждать, что менталитет населения Сибири – это своеобразное сочетание представлений, ценностных ориентаций, верований, нравственных и других норм, который определяет модальные черты этой территориальной общности, личностные характеристики, стиль жизни, поведения. Это активно функционирующий феномен, который определяет специфику отношения к окружающей среде, социально-трудовую практику населения, социальную память, жизненные стратегии и их перспективы.

В менталитете проявляется особое качество населения региона, его «закодированный» опыт жизни (экология и хозяйственная деятельность), особенности чувствовать и мыслить (М. Блок), т.е. своеобразная картина мира и логика повседневной жизни.

Сибирский менталитет. кроме сказанного, характеризуется особым сочетанием культурных традиций, верований и опыта различных народов. Это фактически наднационально-территориальная форма субъективности, связанная с определенной географо-социальной территорией. Безусловно, нельзя говорить, что на всей территории Сибири существовала и существует единый менталитет. Сибирская ментальность имеет, на наш взгляд, два проявления: это ментальность русских (и других) старожилов и ментальность сибирских аборигенов. Эти формы имеют свои особенности. Например, в ментальности коренных народов Сибири преобладают черты этнической принадлежности и традиций. У них историческая территория проживания ставится ниже по значению этнического феномена. У европейцев – старожилов сибирство имеет большее значение, чем этническое происхождение. Особо выделяются «новые» поселенцы, о приверженности которых к сибирским традициям, стандартам жизни или о «сибирском патриотизме» пока говорить трудно. Поэтому среди этой категории населения Сибири наблюдается активный отток.

Таким образом, сибирский менталитет – это реальный феномен, имеющий свою структуру и функции.

В современных условиях чрезвычайно актуально изучение менталитета населения Сибири. Во-первых, это путь углубленного изучения социальной истории края, дополнение ее антропологически-гуманитарным аспектом, что сделано до сих пор недостаточно. Подобные исследования включают в историю края духовное содержание, проблемы человека. Это является основой регионально-территориальной антропологии и социологии. Только исторические, экономические, политические исследования региона недостаточны. Включение в исследовательский процесс социально-антропологического направления – основа системного представления о Сибири как особом регионе страны.

Во-вторых, это важно для выявления готовности населения к адаптации к новым формам социальных отношений, и новым практикам современного общества.

В этих условиях нужно возрождение и развитие регионального самосознания (патриотизма), достоинства, ценности жизни на этой территории, пробуждение интереса к прошлому опыту, традициям, верованиям, в целом социальной истории.

В-третьих, проблема территориально-региональной ментальности возрастает в связи с глобализацией, когда регионализация становится одной из тенденций современного развития.

При этом вместо национально-государственных образований определяющую роль начинают играть региональные структуры. Так, в Европе выделяются не государства, а такие регионы как Средиземноморье, Северные страны, Скандинавия, Балтия и т.д. Они выделяются на природно-климатической основе. Они составляют определенное культурно-историческое единство. Региональность характерна почти для всех стран, в том числе и для России. Так, в России выделяются кроме Сибири, Уральский регион, Северный, Дальневосточный, Волжский, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поморский и т.д.

Таким образом, актуализация ментальности один из путей системного познания территориальных общностей и основа поиска субъективно-антропологических факторов развития территорий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]