Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

К вопросу о сравнительном изучении политических представлений студентов нового независимого государства

Халлисте О.В., ф-т социологии СПбГУ, Санкт-Петербург

Значительная часть русскоязычного населения после распада Советского Союза оказалась, не меняя места проживания, в новых независимых государствах, в частности, в Эстонии. Нередко отличаясь от эстонцев внешне, сохраняя русский язык в качестве основного средства общения в деловой жизни и в быту, обладая некоторыми особенностями поведения, русскоязычные жители Эстонии имеют во многих случаях специфическое правовое положение (не-граждане) и лишены возможности принимать активное участие в демократических формах политической жизни. В Эстонии сформировались две социальные группы, отличающиеся не только языковой и национальной принадлежностью, юридическим статусом. Они являются носителями различных культурных норм, ценностей, ментальностей. Очевидно, что различны их политические представления и предпочтения. Существуют также и определенные отличия русскоязычных граждан, проживающих в Эстонии, от русскоязычных граждан, живущих в Российской Федерации.

В рамках пробного исследования мы попытались разработать методологию сравнительного изучения политических представлений и предпочтений русскоязычных и эстоноязычных студентов Эстонии. В ходе исследования было опрошено 50 респондентов методом раздаточного индивидуального анкетирования. Выборку составили студенты от 17 до 25 лет Таллинского Педагогического университета. Половина из них относит себя к русским, половина к эстонцам. В качестве контрольной группы были взяты студенты СПбГУ (50 чел.). Учитывая пилотажный характера исследования, мы можем сделать лишь предварительные, крайне осторожные выводы. Тем не менее, коррелируясь с результатами других исследований, они, как нам представляется, в первом приближении достаточно верно фиксируют действительное положение дел.

Опрошенные русскоязычные студенты как России, так и Эстонии в большинстве своём не активно участвуют в политической жизни. Основной формой является участие в выборах, причём участвует в выборах менее половины опрошенных. Эстоноязычные студенты более активны: из 25 респондентов 16 принимают участие в выборах. Эстоноязычные респонденты регулярно участвует в выборах, в то время как почти половина опрошенных студентов Санкт-Петербурга вообще не участвует выборах.

Причиной нежелания участия в политической жизни общества подавляющее большинство называет бесполезность участия, неверие в значимость своего голоса, а также уверенность в том, что их голос ничего не изменит. Люди разочарованы в политике, осуществляемой государством, разочарованы во власти. Большинство респондентов единогласно утверждают, что необходимым условием повышения политической активности является уверенность в том, что их деятельность принесёт положительный результат.

Практически все опрашиваемые студенты как российского, так и эстонского вузов полагают, что в политической системе общества существует много недостатков, но их можно устранить путём постепенных реформ (политическая система устраивает лишь 2 студентов Таллина и 2 студентов Санкт-Петербурга). Половина респондентов не смогли оценить международную политику своей страны. Однако общая картина всё же вырисовывается: по полученным результатам мы можем сказать, что россияне оценивают международную политику своей страны скорее положительно, чем отрицательно. Жители Эстонии же, наоборот, характеризуют международную политику скорее отрицательно, нежели положительно. В прогнозах эстонские респонденты наиболее оптимистичны, и большинство утверждает, что международное положение Эстонии в ближайшие годы скорее улучшится.

Наибольшие затруднения вызвал вопрос, касающийся особенностей национального характера эстонского/российского общества. Русскоязычные студенты Таллина не смогли определиться, к какому обществу себя отнести. Часть респондентов ответила на вопрос, отнеся себя к эстонскому обществу, в то же время отстранившись от него, и описывала особенности нации, не отождествляя себя с ней. Часть студентов причислили себя к российскому обществу (правда, таких оказалось гораздо меньше). У эстонцев и россиян не возникло такой проблемы.

На основе проведенного исследования не следует делать далеко идущих выводов. Мы лишь обозначили проблему, полагая, что её детальное изучение и исследование социологическими методами ещё впереди.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]