Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Фактор образования в формировании интегративных и дезинтегративных стратегий коренными малочисленными народами севера на примере студентов санкт-петербурга

Васильева Д.А., факультет социологии СПбГУ, Санкт-Петербург

В рамках дискуссии о культурной и этнической плюральности современного национального общества проводится исследование влияния фактора высшего образования на конструирование студентами, представителями коренных народов Севера, этнокультурной идентичности. Политика интеграции национальных меньшинств и этнических групп в национальное сообщество осуществляется через систему институтов государства (в том числе и института образования) в форме централизации отношений государство – регионы или, в категориях Э. Шилза «центр – периферия». В ходе исследования было важно выявить, как работает данная латентная функция образования, как влияют на индивида и этническую группу в целом усвоение норм социального поведения, основных ценностей данного общества, овладение принципами политической культуры общества.

Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных «границ». Кроме того, она должна иметь свою собственную культуру. Какую-то часть своей культуры она по необходимости разделяет с другими обществами, от которых происходит и с которыми поддерживает отношения. Дру­гая же часть этой культуры самобытна и принадлежит только ей. Общество здесь можно рассматривать, как совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обмени­вающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под об­щей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специа­лизированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество. На каждой из составных пастей лежит печать принад­лежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другому.

Европейское сообщество, вслед за государством, предназначает институту образования выполнение интегрирующей функции. Здесь у индивида должна сформироваться общесоциальная идентичность. Каким образом индивид формирует свою идентичность в полиэтническом государстве? Как интегрируется в общество? На данные вопросы нельзя ответить, не проанализировав на уровне повседневного взаимодействия, что меняется в самосознании, поведении и представлениях, индивида, принадлежащего определенной этнической группе, когда он попадает в совершенно иную среду для реализации общегражданского права на получение образования.

Интервью и наблюдения подтверждают, что актуализация этнокультурной идентичности необыкновенно ситуативна и используется респондентами, как ресурс. «Дома я как-то не задумывалась, что я – саами», – говорит студентка второго курса. В университете же для нее актуальна эта идентичность. Это маркер принадлежности к определенной студенческой группе, «один из символов дома». Для других студентов это доступ к определенным материальным ресурсам (стипендия, льгота и т.п.). В определенном социальном контексте актуализуется один или несколько элементов структуры идентификации («я(мы)-северянин(е)», «я(мы)-россиянин(е)», «я(мы)-ненц(ы)»).

Респонденты через институт высшего образования воспринимают нормы, ценности т.н. «центральной культуры», согласуя их с воспринятыми в родной культуре, характерными для их группы. Многие респонденты замечают, что по-разному идентифицируют «ощущают себя» в этнокультурном плане дома на каникулах и в университете. «Дома родители и друзья говорят, что я изменилась, по-другому отношусь к разным вещам». Приезжая к родителям они демонстрируют новые (зачастую ожидаемые ими) образцы поведения, чувствуя при этом свою общность с Петербургом, «Большой Землей». При этом намного острее, чем до поступления респонденты ощущают, что «дома все намного проще», что там «свое», поэтому более обоснованно идентифицируют себя с данной этнической группой. Появляется новой ощущение себя «северянкой» («северянином»), что также определяется локализацией «студентов народов Севера» на одном факультете и, зачастую, в одном общежитии, и соответственно определенным кругом общения.

Сокурсникам, особенно на старших курсах, демонстрируется определенная компетентность и включенность в городскую среду. Шанс найти работу и поселиться в Санкт-Петербурге заставляет индивида «выдвинуть» на первое место общегражданскую идентичность. В то же время формируется, ранее не существовавшая идентичность «северянин», ощущение принадлежности к «малым коренным народам Севера».

В рамках высшего учебного заведения у студентов есть возможность ознакомиться с международным научным и политическим дискурсом о положении и правах коренных малочисленных народов. На факультете читаются тематические лекции и проводятся общероссийские и международные конференции с данной тематикой, что предполагает принципиально иной уровень международной и правовой информированности. Профессиональные и коммуникативные навыки, приобретаемые здесь, дают индивиду возможность вернуться домой или остаться в городе. Запускаются разные механизмы идентификации, в зависимости от социальной ниши, которую теоретически может занять выпускник.

Усвоенные социальные формы как обобщенный паттерн социального поведения или паттерн распределения ресурсов и времени, продуцируемый процессом социальной жизни, дают возможность локальным общностям объединяться в сложное глобальное плюральное общество, в котором не существует оснований для выделения изолированных объединений или дихотомизации современных и традиционных институциональных комплексов: социальная жизнь в каждом конкретном месте заключает в себе элементы очень разного происхождения. С другой стороны, в ходе исследования было выявлено, что фактор образования не всегда только интегративен. Он в равной степени способствует консолидации микрогруппы по отношению к внешней этнокультурной среде. Мы видим, что процесс межкультурной интеграции очень далек от «синтеза культур» – это значительно более тонкое и многогранное событие.

Изучение данного процесса в свете этого представляется чрезвычайно важным. И так как огромную роль в здесь играет этнокультурное становление личности и обеспечения ее адаптивности, мобильности, существенное значение для реальных образовательных программ приобретает выработка эффективной модели коммуникации с учетом культурного своеобразия различных этнических групп и организация технологии обучения, управления и педагогики, наиболее эффективной для обучения людей других культур. Это станет элементом согласия между национальным большинством и этническими меньшинствами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]