Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Ментальность в психологии: новые перспективы

Мазилов В.А., ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, Ярославль

Понятия «ментальность» и «менталитет», как хорошо известно, достаточно широко используются в современной психологии и социологии, регулярно публикуются результаты новых конкретных исследований. Много работ посвящено изучению того или иного национального, этнического менталитета. Особенно следует отметить многолетние исследования В.Е.Семенова, посвященные как теоретическому анализу менталитета, так и изучению типологии ментальности и полиментальной специфики России. Согласно известному определению В.Е.Семенова, под менталитетом имеется в виду «исторически сложившееся долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном (познавательном), эмоциональном и поведенческом воплощении, присущем представителям той или иной социальной группы (общности)» (В.Е.Семенов, 2001). Вместе с тем есть основания полагать, что понятия «менталитет» и «ментальность» имеют в современной психологии значительно больший потенциал. Если в современной социальной, политической и исторической психологии, в этнопсихологии эти понятия используются достаточно широко, то об общей психологии, истории психологии, психологии науки и других психологических дисциплинах сказать этого нельзя. Мы полагаем, что более широкое использование этих понятий в методологии и истории психологии обещает хорошие перспективы. Задача настоящей работы состоит в том, чтобы показать некоторые возможности использования понятий «менталитет» и «ментальность» в указанных предметных областях психологической науки.

Психологические словари обычно не включают «менталитет» и «ментальность» в число основных психологических понятий. В философских словарях обычно ментальность (от лат. mens — сознание, ум) определяют как образ мышления, общую духовную настроенность человека, группы. Ментальность выступает более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. «Ментальный — имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет — это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать (Философский словарь / Под ред.А.А.Ивина. М., 2004). «Понятие mentalite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка 20 в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю» (М.И. Рожанский, 2004).

Остановимся более подробно на дополнительных возможностях использования этого понятия. В последние годы все более актуальной становится идея интеграции психологического знания. Было показано, что существуют определенные трудности на пути интеграции (В.А.Мазилов, 2003). Некоторые из них связаны с особенностями ментальности самих психологов. Заметим, что работ, специально посвященных исследованию «способов восприятия» психологов, их «манере думать и чувствовать» и т.п. нам встречать не приходилось.

Вернемся к трудностям интеграции. Неявные, часто не осознаваемые самими исследователями представления о развитии психологической науки работают против интеграции. Поясним это. Согласно широко распространенным представлениям, развитие науки (в нашем случае – психологии), идет от частной теории к построению более общей. Таким образом, «более развитая» концепция «отменяет» («снимает», как часто выражаются в своих отчетах психологи-исследователи) предыдущую (в наших исследованиях, в которых принимали участие известные психологи, интервьируемые приводят убедительные примеры, характеризующие их научное мировоззрение: теория Эйнштейна «обобщила» ньютоновскую физику, часто встречаются ссылки на гегелевскую модель развития через отрицание и т.д.). В результате научный психолог нацелен на создание общей «универсальной» теории. Известное описание Выготским пяти стадий «развития объяснительных идей» (при всей карикатурности) оказывается достаточно адекватным и для сегодняшней науки. В современной психологии доминирует установка на «поиск отличий» (заметим, эффективно поддерживаемая существующими научными нормами: даже от курсовой работы (не говоря уже о диссертациях) требуется научная новизна, в результате чего очень легко употребляется слово «впервые»), что в немалой степени способствует чисто «вербальному» творчеству (вспомним Гете: «Из голых слов, ярясь и споря, возводят здания теорий…»). Психологи привыкают рассматривать работы других лишь как предшествующие осуществлению «собственного» синтеза. Чтобы описанное не показалось сгущением красок, приведем фрагмент из яркой статьи А.В.Юревича. Прошлое психологии «обычно предстает как скопление ошибок, нагромождение артефактов, паутина тупиковых направлений исследования или, в лучшем случае, как беспорядочное накопление феноменологии, которое по отношению к психологии грядущего призвано сыграть ту же подготовительную роль, какую философия сыграла по отношению к науке. Именно в силу такого отношения к прошлому психологическое знание не кумулятивно, а любое новое направление психологической мысли уверенно отметает все предыдущие, видя в них только «кладбища феноменологии», фон для оттенения своих достоинств и иллюстрации чужих ошибок» (А.В.Юревич, 2001, с.13).

От психологов, на наш взгляд, требуется отчетливое понимание того, что универсальные концепции сегодня разработать вряд ли удастся. Как неоднократно говорил Юнг, время универсальных концепций в психологии еще не пришло. Поэтому, создавая научную теорию, стоит помнить о том, что она должна иметь свою сферу применения, зону «адекватности». Нужна установка на кооперацию, на сотрудничество. Иными словами, психологи должны выработать толерантность к взглядам коллег, сформировать у себя установку не на поиск отличий, а на обнаружение сходства.

Другой пример необходимости использования категории ментальность в методологии психологии. Разрабатывая концепцию коммуникативной методологии, мы столкнулись с необходимостью введения категории «предтеория» (В.А.Мазилов, 1998), как комплекса исходных представлений, предшествующих эмпирическому изучению и направляющих исследование (в состав предтеории включаются зачастую не вполне осознаваемые самим исследователем представления об идее метода, моделирующих представлениях, базовой категории и организующей схеме). Оказалось, что данном случае необходимо учитывать более широкий контекст, поскольку разработка психологической концепции тем или иным психологом существенно зависит также от менталитета психолога (куда включаются, в частности, его представления о науке, и научных ценностях, о идеалах научности и т.д.). Вероятно, не стоит говорить, что этот менталитет определенно имеет культурный, национальный характер. Вспомним классические работы Поля Фресса, который указывал, что возникновение психологии «в Англии, Франции, России и Америке носит на себе глубокий отпечаток интеллектуальной традиции каждой страны и ее институтов, принявших новую науку» (П.Фресс, 1966). Это было безусловно справедливо для возникновения научной психологии. Не менее справедливо это и для всего последующего развития психологической науки. В известном смысле подтверждается старая поговорка про сапожника без сапог, т.к. психологи этим вопросам почему-то до сих пор не уделяют достойного внимания.

Представляется, что сейчас для методологии психологии, истории психологии, философии психологии использование и дальнейшая разработка понятий ментальность и менталитет чрезвычайно полезны и актуальны. При этом полезно помнить о тех наработках, которые сделаны в области ментальности и менталитета в социальной, этнической, политической психологии, других социальных науках. Не станем забывать, что термин ментальность, предложенный Р.Эмерсоном, в научный оборот ввел Люсьен Леви-Брюль, замечательный французский психолог (в первую очередь) и философ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]