Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Художественное творчество и российская полиментальность

Семёнов В.Е., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург

Творческая личность, направленность и характер творчества во многом определяются социально-историческими условиями, духом времени, тем или иным менталитетом в социуме. В понимании автора менталитет – это исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении. У того или иного народа или страны безусловно имеется более чем один менталитет. Следует говорить о разных менталитетах, в том числе о региональных, как в глобальном смысле (западный, восточный и т.п.), так и в более узком региональном аспекте (например, традиционно описывается специфика московского и петербургского склада характера, художественных традиций, стиля, школ). Поэтому нами введено понятие полиментальности – множественности менталитетов в социуме (В.Е.Семенов, 1999).

В нашей концепции основные российские менталитеты дедуктивно закладываются философскими универсальными категориями-оппозициями: Дух (Бог) – материя (идол) по вертикали: общество (коллектив) – личность (индивидуальность) по горизонтали. Индуктивно менталитеты подкрепляются культурно-историческими и социопсихологическими реалиями. Обобщение всех этих данных позволяет выделить следующие базовые российские, русские менталитеты (Семенов В.Е., 1994).

православно-христианский (вверху вертикальной координаты): имеет тысячелетнюю историю на Руси и в России, активно возрождается с конца 80-х годов XX века.

коллективистско-социалистический (справа по горизонтальной координате): зарождается в крестьянской общине, рабочей артели, партийных ячейках, сформировался за три четверти века в СССР.

индивидуалистско-капиталистический (слева по горизонтальной координате): возник на Западе, постепенно проникал в Россию, где сформировался в XIX в., возрождается (скорее в одиозном виде) с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.

криминально-мафиозный (внизу вертикальной координаты); существовал всегда, порожден пороками людей, стал заметно проявляться в СССР с конца 70-х гг. XX века. В 90-х годах XX века превратился в феномен «великой криминальной революции».

Помимо указанных четырех основных менталитетов в аспекте художественного творчества в России следует также рассматривать менталитеты других конфессий и этносов. Необходимо выделить и так называемый мозаично-конформистский псевдоменталитет (порождение «массовой культуры» и СМИ, конгломерат «осколков» вышеуказанных менталитетов). Аналогичные российским базовым менталитетам ментальные образования можно наблюдать и в других странах (например, в Италии это христианско-католический, левый коммунистический, буржуазный и все тот же криминально-мафиозный менталитет).

В личностно-персонифицированном аспекте истоки четырех базовых российских менталитетов просматриваются в традиционных русских фольклорных и легендарных образах святого, крестьянина-воина, «иноземца-немца» и разбойника. Замечательное персонифицированное воплощение упомянутых менталитетов обнаруживается также в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в образах светлого одухотворенного инока Алеши, страстного мятежного Мити, рефлексирующего рационалистичного Ивана и их брата по отцу, маргинала-делинквента, отцеубийцы Смердякова. Российские менталитеты вообще чрезвычайно ярко и талантливо отражаются в отечественном художественном искусстве, как прошлого, так и современности.

Православно-христианский менталитет сформировал многих великих и выдающихся художников, выражается в многовековом творчестве церковной архитектуры, иконописи, духовной музыки, живописи и литературы (Барма и Постник, Андрей Рублев, Г. Державин, Александр Иванов, М. Глинка, К. Тон, М. Мусоргский, Ф. Достоевский и многие другие), активно продолжавшемся в России и в XX веке до советской атеистической эпохи, позднее в эмигрантском и неофициальном искусстве (А. Ахматова, Н. Клюев, И. Шмелев, П. Чесноков, М. Нестеров, Б. Пастернак, А. Солженицын и др.). Ныне наблюдается возрождение этих традиций, вплоть до создания сообществ православных писателей, живописцев, музыкантов, кинематографистов (В. Распутин, В. Крупин, И. Глазунов, В. Клыков, иеромонах Роман, Ж. Бичевская, Н. Бурляев и др.).

Коллективистско-социалистический менталитет выражали многие художники, в том числе такие выдающиеся как В. Маяковский, М. Шолохов, А. Твардовский, Д. Шостакович, И. Дунаевский, А. Дейнека, В, Мухина, С. Эйзенштейн, Г. Александров и др. В наше время творчество в русле этой ментальности продолжается слабо, но преемственность прослеживается в виде современного левого оппозиционного искусства (А. Проханов, Э. Лимонов, «красные барды» и «красный рок» и т.п.).

Индивидуалистско-капиталистический менталитет в русском искусстве XX века выражался представителями разных направлений от натуралистов до модернистов (М. Арцыбашев, И. Северянин, 3. Гиппиус, В. Набоков, А. Шнитке, Иосиф Бродский, Виктор Ерофеев, М. Шемякин и др.). В настоящее время этот менталитет имеет широчайшее выражение и пропаганду на телевидении и радио, в книго-журнальной продукции, в кинорепертуаре, в шоу-бизнесе и выставочной деятельности.

Девиантно-криминальный менталитет имеет свое широкое представительство в массовой культуре XX века: всегда существовали так называемые блатные песни, своеобразное подпольное «изопорно» и соответствующее литературное «творчество». В последние годы снова широко зазвучал уголовный мелос и так называемый «русский шансон» (Г. Сукачев, М. Шуфутинский, С. Шнуров и т.д.). Происходит героизация и мифологизация уголовного мира и мафии в беллетристике, кинематографе, телесериалах, тиражируются самые патологические «чернушно-порнушные» произведения (В. Сорокин как «вершина» жанра).

Характерно, что некоторые очень талантливые, поистине народные художники в своей жизни и творчестве выступают своеобразными «полименталами», выразителями всех основных российских менталитетов. Таков Сергей Есенин, совершивший эволюцию: деревенский «богомолец» – «большевик» – городской щеголь в цилиндре и лайковых перчатках – «хулиган», завсегдатай «Москвы кабацкой». Также полиментален был в своих песнях и ролях Владимир Высоцкий. Более сложным художественным языком российскую полиментальность выразил и Андрей Тарковский.

Дух эпохи, социально-психологический климат времени неизбежно влияет и на художника и его творчество. Если в начале XX века до революции в русском искусстве в основном выражался индивидуалистско-капиталистический и православный менталитеты (основные герои – буржуазный индивидуалист и праведник), то в советское время в искусстве господствовал коллективистско-социалистический менталитет (нередко схематизированными героями были труженик, воин и вождь). С конца 80-х годов в российской художественной культуре снова преобладает выражение индивидуалистско-капиталистического менталитета, прежде всего в его прозападных подражательных образцах (основные персонажи – одинокие супермены, аморалисты и аутсайдеры), а также массово-мозаичного и криминального менталитетов (персонификации всевозможных пороков и патологии, бандиты, современные вариации бедных «золушек» и богатых «принцев» и т.п.). Вместе с тем, неуклонно усиливающееся значение приобретает православно-христианское искусство.

Таким образом, вывод Питирима Сорокина, сделанный еще в 30-х годах XX века, остается актуальным и в начале XXI века: «Современное искусство – преимущественно музей социальной и культурной патологии» (П. Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». М., 1992, с.456). Однако представляется, что рост интереса к духовно-нравственному творчеству в современной России является закономерным показателем начала смены парадигмы сензитивной, чувственной культуры – культурой идеациональной, духовной, что и предсказывал П. Сорокин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]