Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Учение л.Н. Гумилева и этническая ментальность

Сугакова Л.И., НИИКСИ СПбГУ, Санкт-Петербург

Лев Николаевич Гумилев не употреблял понятия «ментальность». Но он изучал живую природу человеческих этносов, условия и механизмы их происхождения, развития и отмирания. Как пишут его ученики и последователи, Л.Н.Гумилев раскрыл роль в человеческой истории не мировоззрений, на которые традиционно обращалось внимание, а мироощущений. Он доказал, что люди отдают себя служению какому-либо делу (оно может быть созидательным или разрушительным) руководствуясь не идеями, а идеалами, порой даже ясно не осознанными, своим отношением к окружающему миру. При этом Л.Н.Гумилев сформулировал принцип биполярности биосферы: наряду с жизнеутверждающим мироощущением, лежащим в основе практически всех этносов, есть и мироощущение жизнеотрицающее (Шишкин И.С. Дни Л.Н.Гумилева в Бежецке. Бежецк, 1995, с.81).

Это положение его учения остро актуально для сегодняшней жизни нашего общества, в котором, к сожалению, большинство социальных ориентиров направлены на торможение личностного развития человека, а то и прямо на деградацию и уничтожение человека. Методологическое значение понятий «мироощущение и эмоционально-ценностное отношение ко всему социоприродному миру» (а не только к социуму) в прежние годы в условиях господства одностороннего материалистического и рационального мировоззрения недооценивалось и просто игнорировалось.

Правда еще в советский период известный русский психолог и психиатр В.Н.Мясищев активно отстаивал свою теорию отношений (в широком смысле, а не только как «совокупности общественных отношений»). Он утверждал, что «сознание человека есть единство отражения и отношения». Причем ученый подчеркивал, что «сама потребность, страсть, чувство, интерес, существуют как психическая жизнь, как отношение, направленное на те или иные объекты. В потребностях и чувствах «есть» отражение и отношение, но главным и определяющим здесь является отношение» (Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека». – сб.Проблемы сознания. М., 1967, с129.) Однако в те времена его, также как и Л.Н.Гумилева, не слышали и не понимали.

В условиях демократически свободной мысли с конца 80-х годов стали печатать труды Л.Н.Гумилева, появилась возможность его публичных лекций и выступлений в средствах массовой информации. В условиях интенсивного роста национального самосознания различных этносов учение Л.Н.Гумилева притягивало к себе не только специалистов, но людей различных профессий и возрастов.

Ученый открыл энергетическую природу происхождения и существования этносов, доказал потребность каждого человека ощущать свою принадлежность к определенному этносу (говоря сегодняшним научным языком – потребность своей национальной идентичности).

Он рассматривает этнос не просто как скопление людей, а как энергетическую систему различных по вкусам и способностям личностей, включающую в себя элементы «кормящего» ландшафта, особенности природно-географических условий, культурно-исторические традиции и взаимосвязи с соседями. Согласно концепции Гумилева об этногенезе, причиной происхождения этносов и народов на планете, наряду с космопланетарным пассионарным толчком, является триединый импульс, объединяющий следующие основополагающие процессы: а) этнологический, учитывающий соотношение среди общности «эгоистов» и «антиэгоистов»; б) географический, описывающий отношение к ландшафту и территории; в) исторический, характеризующий закономерные фазы подъема и упадка общности (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989, с.286). Под воздействием этих факторов естественно исторически складываются определенные стереотипы отношений и поведения данной этнической общности.

Теперь, если мы посмотрим на определение ментальности в последних философских словарях, оно гласит: «Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность и способ поведения человека, группы, который большей частью связан с определенными ценностными акцентами в отношениях к действительности» (Философский словарь. 22-ое издание / Под ред. проф. Г.Шишкоффа. М., 2003, с.268.)

Ключевые слова и элементы определения (духовная настроенность, образ мысли, способ поведения и отношения к действительности) входят в теорию Л.Н.Гумилева. Но в то же время эта теория значительно шире и глубже определяет живую историческую жизнь человечества и отдельных этносов, исходя из состава и функционирования их внутреннего мира и культурно-исторических условий.

Будучи сыном выдающихся русских поэтов – Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Лев Николаевич тоже владел поэтическим словом и в образной форме выразил суть своего учения в стихотворении «История»:

В чужих словах скрывается пространство,

Чужих грехов и подвигов чреда.

Измены и глухое постоянство

Упрямых предков, нами никогда

Не виданное.Маятник столетий,

Как сердце бьется в сердце у меня…

В этих строках автор показал все три вышеназванные фундаментальные составляющие, порождающие живую этническую ментальность:

1) этнологическую, которая имеет в виду носителей «слова», «грехов» и «подвигов», т.е. человеческие этносы.

2) географическую и шире космоприродную – это «пространство» внешнего и внутреннего мира человека и человеческого этноса;

3) историческую как архетипическую и временную последовательность – «чреду» подъемов и падений, или грехов и подвигов людских, как «маятник столетий», который бьется в сердце реального человека.

Л.Н.Гумилев сфокусировал наше внимание одновременно на «слово» и дело – «подвиги». А мы (наконец-то) знаем и понимаем, что «В начале было Слово» и «В нем была жизнь» (Еванг. от Иоанна, I; 1, 4). И Слово воплотилось в Человеке и его дела – в его человеческую историю. Автор говорит о невидимом «пространстве», в котором «скрывается» и бушует человеческая история, а значит и живая этническая ментальность.

Но, к сожалению, наше техновиртуальное время, массированно давящее и на менталитет и на всю душевно-духовную сферу людей, может привести не к пробуждению, а к закостенению человека и превращению его в биоробота. Активной силой сопротивления этому может быть дальнейшее изучение и распространение учения выдающегося представителя русской культуры Льва Николаевича Гумилева.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]