Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Konference.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
1.56 Mб
Скачать

Ментальность как специфический фактор возникновения новых религиозных движений

Грусман Я.В., факультет социологии СПбГУ, Санкт-Петербург

Новые религиозные движения (НРД) представляют собой относительно новый тип религиозной организации, предлагающий потенциальным адептам «собственное» религиозное или философское мировоззрение, альтернативное осмысление социальных проблем и пути их решения. В России их широкое распространение начинается с 90-х годов ХХ в., когда наряду с НРД «западного образца» в крупных городах появился ряд движений, зародившихся непосредственно в нашей стране.

Необходимым условием успешного функционирования и развития этих движений выступает соответствие НРД определенным особенностям «картины мира» их потенциальных и реальных адептов, большинство из которых было социализировано в советскую эпоху. В их «картину мира» включена потребность в таких коллективных практиках, как совместный труд и праздничные мероприятия – это субботники, «организованное» посещение театров, Домов культуры и тому подобное. С преобразованием структурных основ российского общества произошла утрата социально-культурного контекста их жизнедеятельности. Поэтому необходимость «замены» коллективным практикам советской эпохи в современной действительности может выступать главным обращения в то или иное движение.

Одним из наиболее ярких примеров движений специфически российского типа можно считать движение Анастасии, члены которого объединяются в клубы и экопоселения, распространившиеся в городах России после публикации книг В. Мегре. Потребность индивидов в поддержании определенного стиля жизни, связанного с коллективной формой досуга, близостью к земле («культура дачников»), следованию «традиционно русским» канонам красоты позволяет Анастасии – созданной автором героине книг – выступать в качестве харизматического лидера реально существующего движения.

Создавая образ Анастасии, Мегре приписывает ей определенные психологические, социальные и поведенческие характеристики: внешний вид, стиль одежды, особенности речи, поведение в различных ситуациях, общение с окружающим ее миром и близкими людьми, происхождение и т.д. Описание внешности героини представляет собой набор определенных эпитетов, которые помогают читателю представить визуальный образ героини: красота Анастасии подчеркнуто русская, она противопоставлена эталонам красоты, заимствованным из западных стран, и следовательно, ближе и привлекательнее для людей поколения 50-х – 60-х годов, которым адресует свои произведения Мегре. Для них образ Анастасии понятен, они считают ее образцом для подражания.

Еще одна характеристика образа Анастасии, важная для представления ее в качестве харизматического лидера, – это ее речь. Мегре, используя прямую речь Анастасии, имитирует простонародный стиль разговора. Простота высказываний Анастасии обусловлена желанием героини «донести» свои идеи до людей, именно поэтому основной характеристикой речи Анастасии является чрезмерная эмоциональность: слова, обладающие энергией, образностью, простыми и повелительными формулировками, эффективнее, чем доводы разума.

Именно эмоциональный контакт с харизматическим лидером (харизму Анастасии, вследствие ее вполне очевидной специфики, мы обозначаем как «сконструированная»), достигаемый с помощью текста книги, наиболее полно соответствует потребностям членов движения, особенностям их ментальности. Это соответствие и выступает базовой предпосылкой для образования читательских клубов и экопоселений.

Клубы последователей Анастасии управляются, в большинстве случаев, лидерами, основная функция которых – организация встреч и мероприятий, проводимых клубом. В своей деятельности члены движения ориентируются на реализацию принципов гармоничного существования человека в природной среде, о которых говорит Анастасия.

В Санкт-Петербурге клуб последователей Анастасии, case-study которого было проведено нами в 2003-2004 гг., носит название «Сотворение». Члены общины образуют незамкнутую социальную группу с неконтролируемым членством. Преимущественно, это люди среднего возраста со средним или средним специальным образованием. Основные мотивы вступления в клуб – желание общения с единомышленниками, возможность развивать свои способности в рамках клуба, стремление переехать «на землю».

Стремление к поддержанию «привычного образа жизни», таким образом, выступает латентным фактором ассоциации. Однако для самих анастасийцев их еженедельные встречи носят сакральный характер, который проявляется в наличии сакральных атрибутов встреч (свеча, плакат с изображением Анастасии), а также сакрализации времени их проведения (понятие «время четвергов») и участии членов общины в религиозных (ритуал «зажигания свечи», сеансы создания коллективного образа, занятия по науке образности) и социокультурных практиках (конструирование моделей будущих поместий и подготовка к непосредственному «переезду на землю», организация культурных мероприятий, деятельность членов клуба по озеленению и уборке города).

Таким образом, особенности ментальности постсоветского общества выступают одним из наиболее значимых факторов формирования современной социокультурной и социорелигиозной действительности. В ответ на потребности индивида российские НРД трансформируются, приобретая дополнительные социальные и культурные характеристики, которые не свойственны западным новым религиозным движениям. Важнейшими из них являются: изменение в харизматическом типе лидерства, которое мы обозначаем как «сконструированная харизма» (харизматическим лидером не обязательно является реальный человек; объединение людей в движение происходит на основании учения, описанного в книге); возникновение движения как ответ на потребность определенной социальной группы в поддержании особой «картины мира»; сосуществование в общине социально-культурных и религиозных практик, которые имеют равное значение для ее членов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]