Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПП / Библиотека / Хрестоматия / Рыночные методы управления окруж. средой.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
6.49 Mб
Скачать

6.5 Торговля выбросами как источник инвестиций для модернизации экономики и уменьшения выбросов пг

Когда внутренние источники финансирования мероприятий по снижению выбросов ПГ и по внедрению экологически чистых технологий отсутствуют, Россия должна привлекать дополнительные внешние инвестиции, как и другие страны с переходной экономикой. Такие возможности предусмотрены Статьями 6 и 17 Киотского Протокола. Они предусматривают международную систему торговли выбросами, посредством которой развитые страны и отдельные компании могут участвовать в сделках по приобретению единиц сокращения выбросов, требуемых для покрытия выбросов внутри страны. В российском энергетическом секторе, из-за его низкой эффективности и высоких удельных выбросов, существуют огромные возможности для осуществления низкозатратных проектов по снижению выбросов. Инвестиции в российскую энергетику создадут поток капитала в проекты по снижению выбросов и увеличению эффективности использования энергии при производстве электричества и топлива.

Ранние сделки по продаже единичных квот на выбросы (AAU) могут иметь форвардный характер, так как они происходят до начала первого бюджетного периода. Такие сделки могут стать источником капиталовложений в проекты по снижению выбросов в России. Если новые технологии не начнут поступать в Россию ранее 2008 г., то российское предложение квот на международном рынке сильно уменьшится, а выбросы в период до 2008 года возрастут. Потенциальные потери для России и мирового климата представлены в Таблице 6.8.

Форвардная торговля не только гарантирует положительный баланс выбросов для России в первый бюджетный период, но и создаёт стимулы для раннего сокращения выбросов, так как инвестиции начнут поступать до 2008 года. К сожалению, часто идея форвардных торгов неправильно интерпретируется. Говорят, что форвардная торговля увеличивает риск невыполнения киотских обязательств. Это неверно, если доходы от форвардной торговли будут направляться только в проекты по сокращению выбросов ПГ.

Таблица 6.8. Оценки российского потенциала по снижению выбросов ПГ в результате форвардной торговли.

Время начала форвардной торговли квотами (AAU)

Российский потенциал предложения на рынке квот в первый бюджетный период (2008 - 2012), млрд. т. СО2, без учета лесного сектора

Дополнительное сокращение выбросов СО2 до начала первого бюджетного периода (до 2008 г.), млрд. т. СО2

2000 г.

3,0

1,8

2004 г.

2,1

0,6

2008 г.

0,8

-

Механизм форвардной торговли и прогнозируемым бюджетом выбросов. Эта разница создает предложение квот для форвардной торговли.

Шаг 1. Доходы от форвардной торговли направляются в проекты по сокращению выбросов ПГ. Поэтому происходит дальнейшее уменьшение бюджета выбросов. Поэтому создается уверенность в том, что первоначальный бюджет выбросов не будет превышен.

Шаг 2. Разница между бюджетом выбросов и киотскими обязательствами становится больше. Это создает дополнительное предложение квот для продажи.

Шаг 3. Дополнительные доходы от форвардов и опционов тоже используются для финансирования мероприятий по уменьшению выбросов и секвестрации углерода.

Для того, чтобы доходы от форвардной торговли действительно направлялись только в проекты по сокращению выбросов, должна быть создана соответствующая система финансирования и мониторинга денежных потоков. Россия может создать целевой фонд или использовать уже существующие экологические фонды, которые в настоящее время осуществляют инвестиции в природоохранные проекты. Эта система существует уже более 10 лет и имеет достаточный опыт осуществления больших проектов. Она также хорошо подходит для обеспечения целевого расходования средств, так что не надо будет опасаться, что доходы от форвардных сделок просто поступят с одного счета на другой, без всякого экологического эффекта.

Для финансирования проектов по сокращению выбросов ПГ могут быть использованы различные схемы. Для так называемых "мер без сожаления" (non-regret options) могут быть использованы льготные кредиты. Для других типов инвестиционных проектов могут применяться гранты, льготные кредиты и совместные инвестиции. Большинство проектов по сокращению выбросов имеют и другие выгоды. Некоторые из таких выгод могут быть интернализованы, например, снижение текущих издержек. Эти выгоды создают дополнительные стимулы для инвестирования в проекты по регулированию выбросов ПГ. Инвестиционные агентства должны внимательно анализировать все такие стимулы и учитывать при составлении финансового плана как традиционные выгоды, так и "углеродную составляющую" проекта. Согласно оценке Всемирного Банка, каждый вложенный в "углеродные проекты" доллар создает возможности для "обычного" инвестирования еще четырех долларов. Это существенно увеличивает финансовые потоки в новые технологии, в то же время позволяет учитывать климатические выгоды в обычном инвестиционном процессе.

Для эффективного расходования средств, полученных в результате форвардных торгов, экологические фонды должны разработать новый проектный цикл. Будут также повышены требования к осуществлению проектов. Прототип такого "углеродного" инвестиционного фонда уже существует и может быть задействован, как только начнутся первые продажи квот. Поэтому нет необходимости откладывать форвардные сделки до создания новых финансовых институтов.

Авторы не настаивают на создании одного фонда-"монополиста", который будет контролировать все "углеродные доллары". Основное требование - это реинвестирование "углеродных" долларов. Можно допустить существование множества инвестиционных фондов, например, на уровне отдельных компаний, которые займутся этой работой. Предприятия тоже могут участвовать в форвардных сделках. Такой подход будет обобщать опыт проектов совместного осуществления, в качестве базовой линии будет использоваться форвардное распределение единичных квот (AAU) из Киотского бюджета выбросов.

Развитие инвестиционной политики для реинвестирования доходов от форвардных сделок должно быть дополнено другими элементами институциональной структуры: эффективным и прозрачным мониторингом, регистрацией, системой проверки и ревизии сделок. Важно также обеспечить справедливое первоначальное распределение квот. Можно сделать вывод, что система торговли выбросами должна стать важным механизмом реализации киотских соглашений по сокращению выбросов ПГ. К тому же торговля выбросами принесет многие дополнительные выгоды, как в местном, так и в глобальном масштабе.

Удивительно, что многие страны в настоящее время предлагают ограничить сферу применения гибких механизмов сокращения выбросов (в том числе страны ЕС, страны G-77, неправительственные организации). Они выступают за ограничение количества продаваемых квот, прежде всего для уменьшения предложения квот со стороны России и Украины. Однако, такие ограничения создают препятствия в том числе и для форвардной торговли. А без такой торговли экономическое развитие России и Украины пойдет по пути "оживления" старых технологий. Россия потеряет потенциал дополнительного сокращения выбросов общим объемом 2.2 млрд. т. СО2 в первый бюджетный период. К тому же ее выброс ПГ к 2008 году увеличится, и глобальная климатическая система потеряет 1.8 млрд. тонн "бесплатного" сокращения выбросов СО2 на российской территории.

Убытки от ограничения торговли выбросами могут быть даже больше, потому что углеродный рынок тесно связан с мировыми рынками энергоносителей, любые ограничения одного из этих рынков неизбежно скажутся и на эффективности другого.

Литература

Golub A. et all, Russian National Strategy Study on GHG Emission reduction. The World Bank, Washington DC, 1999.

Golub A., Gurvich E. Options for Revising the System of Pollution Charges in Russia: Results of an Aggregated Modeling Analysis // Environment Discussion Paper ¹ 21, HIID, NIS-IIP Project, July, 1997.

Gurvich E., Golub A., Mukhin A., Uzaykov M., Ksenofontov M. GHG Impact of Russian Energy Subsidies // Reforming of Energy and Transport Subsidies. OECD, 1997.