Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПП / Библиотека / Хрестоматия / Рыночные методы управления окруж. средой.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
6.49 Mб
Скачать

Глава 3. Сопряженные выгоды от сокращения выбросов парниковых газов

Деятельность по сокращению ПГ наряду с прямыми эффектами, на получение которых она непосредственно направлена, имеет сопряженные результаты, такие как сокращение выбросов обычных загрязнителей: SO2, NОx, TSP, тяжелых металлов и т.д., экономия топлива, ускорение технического прогресса. Деятельность по увеличению поглощения углерода экосистемами также многофункциональна. Восстановление лесов способствует охране почв, поддержанию водоносного слоя, защите биологического разнообразия.

Иногда эти косвенные или сопряженные выводы могут оказаться весьма значительными. Особенно велики их размеры для стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Правильный учет этих совместных или сопряженных выгод позволит более адекватно представить роль политики по сокращению ПГ в этих странах и оценить, насколько агрессивной эта политика должна быть.

В данной главе мы начинаем с макроанализа сопряженных выгод деятельности по сокращению выбросов ПГ. Затем мы обращаемся к сопряженным выгодам в лесном секторе и, наконец, рассматриваем вопросы учета сопряженных выгод на уровне проектов.

3.1. Сопряженные выгоды на макроуровне

Сопряженные выгоды, возникающие при сокращении выбросов парниковых газов, определяются в [Ancillary Benefits and Costs of Greenhouse Gas Mitigation, OECD, 2000, стр. 10] как сопряженное улучшение благосостояния общества, не связанное напрямую с преодолением последствий изменения климата, возникающее при осуществлении мероприятий по сокращении выбросов парниковых газов. Схематично подобные выгоды можно представить следующим образом:

Рисунок 3.1. Сопряженные (другие) выгоды от сокращения выбросов парниковых газов.

Вышеуказанная схема наглядно демонстрирует, что сопряженные выгоды не возникают сами по себе. Они являются следствием реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов в каждой конкретной институциональной системе. Дополнительные выгоды могут быть больше в одной системе и значительно меньше в другой. Ярким примером является сокращение выбросов ПГ в развитых и развивающихся странах. В странах Западной Европы уже достигнуто значительное уменьшение выбросов обычных загрязнителей. Дополнительное сокращение в результате внедрения энергоэффективных технологий не столь значительно. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где "чистое производство" только начинает развиваться, каждый шаг по увеличению энергоэффективности приводит к значительному снижению выбросов твердых частиц и других обычных загрязнителей. Поэтому и сопряженные выгоды от реализации подобных проектов тоже особенно велики.

Само понятие дополнительных выгод заключает в себе необходимость сравнения последствий с ситуацией до реализации политики проекта. Другими словами, необходимо правильно выбрать точку отсчета, базовую линию для определения сопряженных выгод. С точки зрения анализа, выбор базовой линии не отличается от ее определения при любом макроэкономическом прогнозе. Следует учитывать уровень технологического развития, способность окружающей среды ассимилировать вредные вещества, демографическую ситуацию и т.п. (подробнее см. второй раздел, где мы рассматриваем механизм прогнозирования экономического развития и динамики выбросов ПГ).

Расчет базового и оптимистического сценария для России

Для анализа выгод, сопутствующих снижению выбросов СO2, мы использовали самые последние результаты расчетов динамики загрязнения воздуха (Golub, Strukova 2000). Эти расчеты сделаны на основе модели межотраслевого баланса, которая была первоначально разработана экономистом Всемирного Банка Гордоном Хьюзом для описания переходных процессов в экономике, а впоследствии доработана для применения в России Е. Гурвичем и А. Голубом. Эта модель успешно использовалась в экономических исследованиях в России с 1996 года, сначала для проекта Организации Экономического Сотрудничества и Развития в Европе (ОЭСР) по исследованию влияния субсидий в энергетике на экологическую ситуацию в стране (E.Gurvich et al, 1997), и впоследствии для проекта Гарвардского Института Международного Развития (ГИМР) по исследованию платы за загрязнение в России (А. Golub, Е. Gurvich, 1997). Недавно эта модель также применялась в исследовании по Национальной Стратегии России в области снижения выбросов парниковых газов. (Публикация Всемирного Банка (А. Golub et а1, 1999). Результаты последнего исследования использовались в Сборнике по национальным стратегиям стран с переходной экономикой (J. Klarer, 1999).

Основные предположения модели:

  1. Средняя скорость прироста ВВП составит 4-4.5% в год за период 2000-2012 г. г.

  2. Структура ВВП значительно не изменится по сравнению с 1999 годом.

  3. Структура промышленного производства несколько изменится, так что доля сельского хозяйства, пищевой промышленности, легкой промышленности увеличится, а доля металлургии, энергетики и химической промышленности несколько снизится.

  4. Население России сильно не изменится.

  5. Технический прогресс описывается экономически обусловленным переходом с одной технологической матрицы на другую.

В данной работе мы рассмотрим два сценария экономического развития. Первый сценарий - развитие Российской экономики на старых технологиях и негативные сдвиги в энергобалансе. Этот сценарий описан в (Dudek, Golub, Strukova 2000). Это базовый сценарий. Второй сценарий отражает положительное влияние рыночных реформ и экономических стимулов, которые обусловлены торговлей квотами на выбросы парниковых газов.

Сценарий 1 основан на предположении о недостаточном прогрессе рыночных реформ в экономике. При этом цены на энергоносители не достигают уровня мировых рыночных цен. Даже если субсидии формально отменены, потребители все равно не платят полную рыночную цену, так как остается проблема неплатежей. В этих условиях эффективные цены остаются существенно ниже номинальных. Низкие цены на энергоносители замедляют процесс технологической модернизации, а потребность в энергоресурсах возрастает. Низкие цены на энергию - не единственная причина замедления процесса перестройки экономики. Другой причиной является недостаток капитала. Этот сценарий также предполагает негативные сдвиги в энергобалансе, природный газ частично замещается углем. Этот сценарий мы принимаем за базовый. Сопутствующие выгоды появляются в результате реализации второго сценария.

Сценарий 2 Либерализация рынка и рост цен на энергоносители создают стимулы для ускорения процесса технологического перевооружения предприятий. Мы предполагаем, что рынок капитала достаточно развит для финансирования инвестиционных проектов с нормальной нормой прибыли. Тогда происходит процесс постепенного замещения старых технологий на новые, который описывается моделью Гордона Хьюза. Мы предполагаем, что старые производственные фонды не воспроизводятся, то есть естественное выбытие фондов компенсируется только новыми технологиями. Другое важное предположение - наличие рынка квот на выбросы, на котором цена тонны С02 составляет $10 - $15. Результаты моделирования позволяют сделать оптимистический прогноз относительно возможного участия России в международном рынке квот. Однако, для реализации такого сценария необходимы определенные условия, самым важным из которых является успех рыночных реформ.

Для этих двух сценариев оцениваются объемы выбросов С02 в период 2008 - 2012 г.г., а также связанные с ними выбросы твердых частиц (РМ или particulate matter) и S02. Эти два загрязнителя в основном создают риск для здоровья населения, связанный с загрязнением воздуха. Снижение выбросов парниковых газов сопровождается снижением выбросов этих двух загрязнителей. Поэтому и возникают сопутствующие выгоды, которые выражаются в предотвращенном риске для здоровья.

Итак, различные способы снижения выбросов могут иметь положительные и отрицательные побочные эффекты для здоровья населения, экосистем, землепользования и т.п. При этом выгоды имеют как прямой (климатические), так и косвенный характер (см. рисунок 3.1). Перечислим важнейшие из них:

Прямые выгоды:

  • Снижение издержек по ограничению выбросов ПГ;

  • Ограничение и снижение выбросов ПГ;

  • Выбор наиболее дешевых способов снижения выбросов в глобальном масштабе;

  • Новые источники доходов от продажи квот;

  • Институциональные изменения, такие как:

  • Стимул к получению экономических доходов с помощью торговли правами на выбросы;

  • Надежная система отчетности, мониторинг и ответственность за выбросы;

  • Формирование нового рынка;

  • Снижение трансакционных издержек;

  • Снижение административных издержек.

Косвенные или сопутствующие выгоды:

  • Снижение выбросов обычных загрязняющих веществ приводит к снижению риска для здоровья населения на подвергающейся воздействию загрязнения территории;

  • Уменьшение вреда, наносимого экосистемам и природным ресурсам (лес, сельхозугодья, водоемы и т.п.) выбросами обычных загрязнителей.

  • Дополнительные экологические и экономические выгоды от проектов по увеличению поглощения углерода экосистемами.

Лицам, принимающим решения, необходимо учитывать сопутствующие выгоды на национальном, местном и проектном уровнях. Интернализация сопутствующих выгод будет стимулировать осуществление проектов по ограничению выбросов.

Если вернуться к рассмотренной ранее модели, то на ее основе можно подсчитать ряд сопряженных выгод: (см. Расчет базового и оптимистического сценариев для России).

  • Во-первых, можно показать темпы технического обновления (скорость замены старых технологий на новые).

  • Во-вторых, можно определить экономию топлива.

  • В-третьих, можно определить, насколько изменятся выбросы таких веществ, как SO2, NОx, PM10, влияющие как на здоровье населения, так и на состояние окружающей среды.

Ниже мы подробно разберем, как оценивать воздействие выбросов на здоровье населения, а затем представим методы оценки природных ресурсов, имея в виду, что связанное с сокращением выбросов ПГ вредное воздействие обычных загрязнителей приводит к сокращению потерь этих ресурсов.

Основной сопутствующей выгодой от сокращения выбросов ПГ является снижение риска для здоровья населения. Механизм расчета этой категории представлен ниже.