Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вологдин ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
179
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

11.7.4. Имущественные отношения

В английском праве исторически сложилось деление вещей на реальную (real property) и персональную (personal property) соб­ственность. Это деление было связано с различными формами исков, которыми защищалась реальная или персональная соб­ственность. Реальными исками (real action) защищались права на землю, которые носили характер свободного держания, фео­дального владения от короля или от другого лорда, и права на титул. По реальным искам утраченная вещь возвращалась вла­дельцу. Эти иски носили абсолютный характер и могли быть предъявлены любому лицу. Все другие вещи защищались персо­нальными исками, по которым можно было требовать возмеще­ния ущерба. Земельная собственность, защищаемая «общим пра­вом именовалась legal ownership.

В английском праве земельные права определялись двумя глав­ными понятиями: «владение», «держание» (tenancy) и «объем вла­дельческих прав» (estate). Владение (tenancy) в свою очередь было свободным или несвободным. Свободное владение (freehold) — это земля, полученная на условиях несения или рыцарской, или лич­ной службы, а также землевладение свободного крестьянина, ко­торый уплачивал лорду фиксированную сумму денег и подпадал под его юрисдикцию. Понятие estate охватывало права лиц в от­ношении владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью.

С XI в. в Англии утвердился принцип, что верховным соб­ственником земли является король, а землевладельцы облада­ют лишь определенными правами по отношению к земле (estate in lend).

Общее право, регулировавшее вопросы, связанные с феодаль­ным свободным держанием, выделяло два вида свободных дер­жателей: 1) непосредственно от короля — баронии, которые пре­доставлялись «головным держателям» и 2) свободные рыцарские держания от «головных держателей». И те, и другие в равной мере были вассалами короля.

С точки зрения правомочий собственника, общее право выде­ляло три категории держаний:

1) держание (estate in fee simple), которым можно было сво­бодно владеть и распоряжаться, и лишь при отсутствии на­следников оно возвращалось сеньору как выморочное имуще-254

ство. В 1290 г. лорды получили право продажи земли при усло­вии, что на нового ее держателя переходят все служебные по­винности прежнего;

  1. заповедные держания (estate in fee tail) — держания, кото­рыми нельзя было распоряжаться и которые могли переходить по наследству только кровным родственникам владельца, как пра­вило, старшему сыну (по принципу майората). На эту собствен­ность не могли обращать взыскания кредиторы. Возможность со­здания заповедных прав на землю была предусмотрена статутом 1285 г;

  2. условные земельные держания — они могли находиться в пожизненном владении (estate for life)-и во владении на опреде­ленный срок (for years). Права for life могли устанавливаться как на срок жизни лица, владеющего собственностью, так и на срок жизни третьего лица, например его жены. Держатель земли for life имел права не только на поверхность земли, но и как владе­лец in fee simple на ее недра. Но подобно арендатору недвижимо­сти на срок (for years) он отвечал за вред, причиненный земле. Лицо, установившее на свою землю пожизненное владение, со­храняло право «выжидательной собственности» (remainder) и после прекращения пожизненного владения восстанавливало свои пра­ва собственника в полном объеме.

Средневековые юристы не признавали аренду реальной соб­ственностью, каким бы длительным не был ее срок. Права арен­даторов не могли быть восстановлены на основании реальных исков. Однако право справедливости в исключительных случаях предусматривало возвращение незаконно удерживаемых земель арендатору на основании специального иска «об отнятии по суду». Со временем право аренды стало обозначаться понятием chattels real — движимая реальная собственность.

В Англии существовали и свободные крестьянские держания — фригольды. Общими признаками такого держания были: свобода ухода из поместья, свобода отчуждения или раздела участка, вы­морочные участки переходили к короне, споры о таких держаниях рассматривали королевские, а не манориальные суды.

Лично зависимые крестьяне (вилланы) не могли иметь ника­кого имущества, которое не принадлежало господину. За право пользования наделом вилланы должны были нести повинности. Различались полные вилланы, чьи повинности были не определе­ны и устанавливались феодалом произвольно, и «неполные вил-

255

ланы», чьи повинности были точно фиксированы, феодал не мог их увеличить или согнать вилланов с земли. Они имели право судиться со своим господином.

Со временем возникла новая форма крестьянского землевла­дения — копигольд (copyhold). Копигольд — это крестьянское владение землей на основе обычая феодального поместья (мано-ра), предоставляемое крестьянину (копигольдеру) путем выдачи ему выписки из протокола манориального суда, подтверждавшей его право владения участком. По своей природе копигольд носил характер наследственной аренды. Копигольдеры имели право лишь на поверхность участка, но не на лес и недра земли. С XV в. иски, связанные с ним, стали рассматриваться в суде канцлера, а с XVI в. и в судах общего права.

В XII—XIII вв. возник институт доверительной собственности (trust), по которому одно лицо (учредитель доверительной соб­ственности «settler of trust») передает свое имущество другому лицу (trustee) с тем, чтобы получатель, сделавшись формально его собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию. Лицо, в чьих интересах извлекался доход, называли выгодоприобретате­лем (beneficiary).

Практика передачи земли в целевое пользование зароди­лась еще в период крестовых походов, когда земля отдавалась на основе доверия родственникам или друзьям до достижения совершеннолетия сыновей или до возвращения прежнего вла­дельца. Ее использовала и церковь. Передавая мирянам зем­лю, она не только обходила правовые и религиозные запреты, но и накапливала огромные богатства. В конце XIV в. довери­тельная собственность стала защищаться в суде канцлера, по­скольку речь шла о нарушении доверия, справедливости. С этого времени доверительная собственность стала называться equitable ownership. В 1375 г. институт доверительной собствен­ности был закреплен законом. В XV в. уже значительные мас­сивы земель, недвижимости перешли в доверительную собствен­ность.

В XVI в. при секуляризации (огосударствлении) церковных земель король Генрих VIII столкнулся с тем, что церковь и мона­стыри формально не являлись собственниками своих земель, хотя и были крупными землевладельцами. В 1535 г. был принят ста­тут о пользовании (statute of uses), который постановил, что в тех 256

случаях, когда одно лицо владеет имуществом в интересах друго­го лица, фактически собственником земли признается тот, в чьих интересах земля используется.

В 1601 г. был принят статут о благотворительном пользовании (statute of charitable uses), который закрепил понятие благотво­рительного траста и перечислил основные виды благотворитель­ной деятельности: помощь бедным, престарелым, больным и увеч­ным, школам, университетам, поддержка исправительных учреж­дений, выкуп военнопленных и т. п.