Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вологдин ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
179
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

9.4. Генеральные штаты

Сословно-представительная монархия во Франции утвердилась, когда не были до конца преодолены сепаратизм местной знати, автономные права католической церкви и т. д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых госу­дарственных функций, королевская власть при осуществлении своей политики сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой она не могла преодолеть толь­ко собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере зависела от поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформился союз короля и представителей сословий. Политическим выражением этого со­юза, в котором каждая из сторон имела свои специфические инте­ресы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Впервые общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов, было созвано в 1302 г.

198

Генеральные штаты состояли из трех палат. Первая палата включала представителей первого сословия — высшего духовен­ства. Во второй — заседали выборные от второго сословия — дворянства. Третье сословие, заседавшее в третьей палате, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Сословия собирались и обсуждали вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совме­стно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сене-шальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сосло­виям. В этом случае каждая палата имела один голос, а посколь­ку решения принимались большинством голосов, привилегирован­ные сословия имели преимущество.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была уста­новлена. Генеральные штаты созывались по инициативе короля в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а так­же крупные светские феодалы приглашались лично. Генераль­ные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утвердилась практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирало своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2—3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда изби­рались и от сословий духовенства и дворянства. Депутаты, из­бранные в Генеральные штаты, наделялись императивным ман­датом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирате­лей. После возвращения с заседания депутат должен был отчи­таться перед избирателями.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий в борьбе с орденом тамплиеров в 1308 г., при заключении договора с Англией 1359 г., в период религиозных войн в 1560, 1576, 1588 гг. и т. д. Хотя формально согласия Генеральных штатов на принятие королевских законов не требовалось, король запрашивал их мнение по некоторым за­конопроектам. Но чаще всего причиной созыва Генеральных шта­тов была просьба о финансовой помощи или разрешение на оче-

199

редной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 г. Карл VII получил согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установле­нии каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требо­валось согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты имели право обращаться к королю с жа­лобами и протестами, вносить предложения, критиковать деятель­ность королевской администрации. Поскольку существовала оп­ределенная связь между просьбами сословий и их голосованием, король в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс. Когда сословия прояв­ляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали. Генеральные штаты в ряде случаев противостояли королю, укло­няясь от вынесения угодных ему решений.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевс­кой властью произошел в 1357 г. в период глубокого политичес­кого кризиса (восстание горожан в Париже и пленение фран­цузского короля Иоанна англичанами). Королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название «Великий мар­товский ордонанс». Согласно ему Генеральные штаты собира­лись три раза в год без предварительной санкции короля, име­ли исключительное право введения новых налогов, контроли­ровали расходы правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля. Были избраны «генеральные реформаторы», которые имели полномочия контролировать деятельность королевской админис­трации, увольнять и наказывать чиновников вплоть до примене­ния смертной казни.

Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и вос­стания крестьян — Жакерии — король отверг требования «Вели­кого мартовского ордонанса».

После окончания Столетней войны значение Генеральных шта­тов падает, после 1484 г. Генеральные штаты практически вооб­ще перестали собираться (до 1560 г.). С XV в. они перестают созываться до XVIII в.

В отдельных регионах Франции с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. Сначала они назывались «консилиум», «пар-200

ламент» или просто «люди трех сословий». К середине XV в. стали употреблять термины «штаты Бургундии», «штаты Дофи­на» и т. д. Название «провинциальные штаты» закрепилось лишь в XVI в. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они нахо­дились под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Центральное и местное управление. К органам центрального управления в этот период относились Большой совет, осуществ­лявший руководство и контроль за отдельными звеньями госу­дарственного аппарата, и Счетная палата — орган финансового управления. Большой совет был создан на базе королевской ку­рии. В него входили представители высшей светской и духовной знати и легисты. Совет собирался один раз в месяц, его полномо­чия носили исключительно совещательный характер. По мере ук­репления королевской власти значение Совета уменьшается, ко­роль чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоявше­го из лиц, приглашенных по его усмотрению.

Из прежних должностей, большинство которых превратилось в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера. Канцлер являлся главой королевской канцелярии, со­ставлял многочисленные королевские акты, назначал на судеб­ные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Новые должности в центральном королевском аппарате (клер­ки, секретари, нотариусы и т. п.) подбирались из легистов и пре­данных королю незнатных дворян. Эти должности не всегда име­ли четко обозначенные функции, не были организационно сведе­ны в единый аппарат управления.

В этот же период появились специализированные органы фи­нансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специ­альная счетная палата, которая давала королю советы по вопро­сам финансов, проверяла поступление доходов и т. д.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево. Прево и бальи с падением значения феодального ополчения утрачивают военную функцию. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосред-

201

ственно назначали в бальяжи лейтенантов, а бальи превратились в промежуточное и слабое административное звено.

Стремясь к централизации местного управления, короли вве­ли новые должности губернаторов. В некоторых случаях губерна­торы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т. д.

В XIV в. появились такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначавшиеся обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с ограниченными полномочиями: освобождение от уплаты неко­торых налогов, помилование и т. п. В XV в. число генерал-лейте­нантов увеличилось, и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным окру­гом, который в конце XV в. стал называться провинцией. При Карле VII Франция была разделена на генеральства (женерали-те) в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы име­ли административные и налоговые функции.

Централизация затронула и города. Короли часто лишали го­рода статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограни­чивали права горожан. Королевская администрация начинала контролировать выборы городской администрации, подбирая угод­ных кандидатов. Над городами была установлена система адми­нистративной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевс­кую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользо­валась ограниченным самоуправлением, но на всех важных засе­даниях городских советов, как правило, председательствовал ко­ролевский чиновник.

Судебная система. Судебная система по-прежнему была край­не запутанной, суд не был отделен от администрации.

Мелкие судебные дела решал прево. Дела о серьезных пре­ступлениях (королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. — в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи участвовали местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью кон­тролировалась королем и его администрацией. Парламент пре­вратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важней-

202

шей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. С 1467 г. члены Парижского парламента стали назначаться не на один год, Как раньше, а пожизненно.

В первой половине XIV в. парламент приобрел право регист­рации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 г. регистрация законодательных актов в Парижском пар­ламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Париж­ский парламент находил в регистрируемом акте неточности или отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстра­цию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремон­страция преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент нео­днократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело в конечном счете к конфликту с королевской властью.