Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вологдин ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
179
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

7.6. Городское право

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные го­родские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры. По­степенно они охватили своей юрисдикцией все население города и вытеснили применение ленного и дворового права в городах.

Городское право представляет собой важнейший признак го­родского самоуправления и свободы горожан: здесь исчезало де­ление на свободных и несвободных. Важным признаком городско­го самоуправления считалось также получение от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архиепископов) налоговых льгот и

167

вольностей. По отношению к своему сеньору город был обязан нести определенные повинности — военную службу, участие в курии и суде сеньора и др.

Городское право можно определить как совокупность право­вых обычаев, городских статутов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществ­лять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью соб­ственной полиции и ополчения. Источниками городского права можно также считать решения городских судов, реципированное римское право, некоторые положения ленного и канонического права.

Городское право излагалось в письменном виде, главным об­разом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В неко­торых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Боль­шие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отно­шений, имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Власти «дочерних городов» посылали запрос в один из крупных городских центров, где главные судебные чинов­ники и городские заседатели готовили новое издание действую­щих законов или требуемых фрагментов из них, например о го­родском управлении, отправлении правосудия, гильдиях, граж­данском и уголовном праве. Часто суды «дочернего города» отсылали конкретные дела на рассмотрение заседателей «мате­ринского города» и получали оттуда формулировки норм, приме­нимых к этим фактическим ситуациям. Со временем ведущие цен­тры подчиняли своему влиянию менее развитые города. Напри­мер, законы Любека были приняты в 43 городах, Франкфурта — в 49, Фрайбурга — в 19, Мюнхена — в 13, Гамбурга — в 4, Бремена — в 2. А влияние права Магдебурга было распростра­нено на значительную часть Центральной и Восточной Европы. Магдебургским правом пользовались даже купцы Лондона.

Многие века Магдебург был важным торговым и военным центром. В 968 г. он стал резиденцией архиепископа. Однако только к началу 1100-х годов Магдебург создал собственные управлен­ческие и правовые учреждения. В 1129 г. жители города восстали против архиепископа, но тому удалось подавить бунт. В том же году в одном из магдебургских документов впервые встречается выражение «ведущие граждане». В 1160 г. появляются упомина-

168

ния о заседателях и судьях города Магдебург. В 1183 г. впервые появляется упоминание о суде заседателей. Наконец, в 1188 г. архиепископ Виксман перестроил городское управление. Сохра­нив наследственные должности бургграфа и его заместителя, он в дополнение учредил совет из 12 человек, в который входили заме­ститель бургграфа и 11 пожизненных заседателей. Город получил автономию в отправлении правосудия, налогообложении и т. п. Вакансии в коллегии заседателей заполнялись представителями ведущих семейств.

В связи с реформой 1188 г. архиепископ Виксман издал пер­вое писаное законодательство Магдебурга из девяти статей. Этот документ был скорее не полным изложением магдебургского пра­ва, а записью решений некоторых важных спорных вопросов, ос­нованных, вероятно, на предшествовавших судебных решениях. Например, в ряде дел были отменены традиционные процедур­ные детали при принесении присяги. Была упразднена ответствен­ность отца за убийство, совершенное его сыном, если отец мог доказать свидетельством шести достойных людей, что он не был при совершении преступления, а если был, то не участвовал. Та же норма распространялась на других лиц помимо отца. Одно из положений установило срок, в течение которого можно было по­дать жалобу в случае изгнания с земли, телесного повреждения или убийства в пределах или за пределами города. Лицу, отсут­ствовавшему в паломничестве или по неотложному делу, была предоставлена отсрочка при подаче иска в суд. Статья 7 устано­вила, что в споре между гражданином и чужеземцем правосудие следует осуществить безотлагательно, и дело должно быть реше­но в день его возбуждения. Статья 8 предоставила суду заседате­лей общую юрисдикцию по всем делам, как граждан так и чуже­странцев с оговоркой, что, если заседатели отсутствуют, правосу­дие должен осуществить бургграф или его заместитель. Статья 9 предусматривала, что всякий, нарушивший ход собрания граж­дан выкриками, неуместной или глупой речью, должен быть стро­го наказан гражданами, «чтобы другим было неповадно».

Эти девять статей 1188 г. были первым писаным собранием норм Магдебургского права. Они предполагали существование некоторой большой совокупности неписаных норм. Действитель­но, магдебургское обычное право было формально принято неко­торыми городами уже в середине 1100-х годов. В последующие полтора столетия рост магдебургского права можно проследить

160

на примере норм, направленных в 1264 г. в Бреслау и в 1304 г. в Герлиц.

Бреслауское право состояло из 64 статей, Герлицкое — из 140. В герлицком праве более подробную трактовку получили такие вопросы, как продажа товаров, собственность, наследова­ние, нормы уголовного права, доказательства. Более того, маг-дебургские шеффены не просто послали бреслауские статьи в Герлиц в их первоначальной форме, добавив или вставив новые. Используя накопленный опыт, они усовершенствовали и изме­нили бреслауский сборник. Примером такого развития может служить ст. 8 герлицкого права. Она повторяет ст. 11 права Бреслау, где говорится о наказании лица, схваченного после того, как жертва телесного повреждения подняла крик. Но затем ст. 8 идет дальше, устанавливая, что наказание может быть более суровым, если ранение совершено ножом и виновный схвачен на месте преступления.

В середине XIV в. бреслауское право было издано в виде сис­тематизированного свода из пяти книг, содержавших 465 статей, под названием «Систематизированное право заседателей Брес-лау-Магдебурга». Первая книга была посвящена вопросам выбо­ров и введения в должность городских советников, их правам и обязанностям, публичности и законной силе их действий. Вторая книга рассматривала вопросы судебной организации и процесса, выборы судей и заседателей, их вознаграждения, времени и мес­та их заседаний. Устанавливала юрисдикцию различных судов (особенно по уголовным и наследственным делам), требования по судебным взносам, наложению ареста на имущество, к актам распоряжения имуществом, третейскому суду, поединкам, пред­ставительству в суде и т. д. Третья книга описывала типы судеб­ных жалоб: по делам о телесных повреждениях и убийствах, где одновременно выдвигались и гражданские иски о возмещении ущерба; по другим преступлениям, включая растрату, клятво­преступление, ростовщичество, обман, фальшивомонетчество; по долгам, включая ответственность наследников за долги покойно­го; по оплате повинностей и различным другим типам исков. Здесь же определялись виды доказательств, необходимые для обосно­вания различных исков. Регулировались также денежные обяза­тельства, включая залог, ипотеку и клятвенное заверение, сред­ства возмещения ущерба, включая опись имущества и арест бе­жавшего должника. Четвертая книга содержала нормы семейного

170

и наследственного права. Первая часть четвертой книги касалась вопросов приданого, женитьбы и договоров наследования, прав главы дома, жены и детей по распоряжению различными видами семейной собственности. Вторая часть книги включала право на­следования и опеки. Пятая книга, по-видимому, была незакон­ченным собранием важных неоднородных норм права и решений, не подходивших под рубрики первых четырех книг.

«Систематизированное право заседателей Бреслау-Магдебур-га», как герлицкос право 1304 г. и бреслауское право 1261 г., были выведены-'из постоянно развивавшейся системы права са­мого Магдебурга. Его главным формальным источником были решения магдебургских заседателей по делам, представленным на их рассмотрение. Варианты магдебургского права, принятые в Бреслау и Герлице, подобно «дочерним» законам других «мате­ринских» городов, передавались в другие новые города, которые, таким образом, становились «внучатыми» городами Магдебурга. Право Бреслау стало материнским правом всего королевства Богемии.

Городское право оказывало поддержку возникновению и раз­витию торгового права в рамках сотрудничества городов, таких, как ганзейские союзы. Ганза представляла собой слияние союзов двух родов, предназначенных именно для защиты интересов това­риществ немецких купцов от притеснений за границей (где они носили названия гильдий, или ганз), и городских союзов у себя на родине. Ганзы немецких купцов были в Лондоне, Брюгге, Новго­роде, на острове Готланд и других пунктах Балтики и Средизем­номорья. На их основе возникла Великая немецкая ганза.

Большой вклад в формирование единых правовых традиций в Западной Европе внесли сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испа­нии, Северной Европы, которые стали основой формирования тор­гового права (lex mercatoria).