Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вологдин ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
179
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

9.5. Абсолютизм

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсо­лютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота за­конодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточи­лась в руках наследственного главы государства — короля. Ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассмат­ривались как подданные короля, обязанные ему беспрекослов­ным подчинением.

В 1614 г. Генеральные штаты были созваны в последний раз и уже не собирались до 1789 г. В 1516 г. Болонский конкордат пре­доставил королю исключительное право назначать высших иерар­хов католической церкви.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевс­кой власти в XVI—XVII вв. выступил Парижский парламент, ко­торый к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 г. было уста­новлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повтор-

203

ная ремонстрация не допускается. В 1673 г. было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевс­ких актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Это лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротес­товывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и харак­тере его конкретных полномочий. В 1614 г. по предложению Гене­ральных штатов французская монархия была объявлена боже­ственной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: «король бо­жьей милостью». Окончательно утвердились представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Государство нача­ло отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: «Го­сударство — это я!».

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это привело к зак­реплению полной свободы короля в сфере законодательства. За­конодательная власть принадлежала только ему одному по прин­ципу «один король, один закон». У короля было право назначе­ния на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновни­кам. Он был окончательной инстанцией во всех вопросах госу­дарственного управления. Король принимал важнейшие внеш­неполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распоря­дителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Высшими органами государственного управления Франции в этот период были Государственный Совет, который выполнял функции высшего совещательного органа при короле, Совет фи­нансов, Совет депеш и т. д.

Старые государственные должности ликвидировалиь или те­ряли всякое значение и превратлись в синекуры. Значение сохра­нила лишь должность канцлера, который остался вторым лицом в государственном управлении после короля и представлял его в советах.

В XVI в. появились должности государственных секретарей, один из которых выполнял фактически функции первого мини­стра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, 204

например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Однако Генрих IV, Людовик XIV, а также Людовик XV (после 1743 г.) сами осуществляли руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на них большое политическое влияние.

Большую роль в управлении играл Генеральный контролер финансов (первоначально суперинтендант финансов), особенно начиная с Кольбера. Он осуществлял руководство экономической политикой государства, составлял государственный бюджет, кон­тролировал деятельность администрации, работу по составлению законопроектов. Под его началом действовало 29 служб и бюро.

С XVI в. возрастала роль государственных секретарей: по во­енным, иностранным, морским делам и делам двора, которым поручались отдельные сферы управления. При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли вспомогательную роль, приблизились к особе короля, выполняя роль его личных чиновников. В XVIII в. была введена должность заместителей государственных секретарей, при них создались значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делились на секции со строгой специализацией и иерар­хией чиновников.

Перестройке подверглась и система королевских советов, вы­полнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 г. со­здал Государственный совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канц­лер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначавшиеся государственные советники. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопро­сы, обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Внешнеполитические дела обсуждал Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Вопро­сы внутреннего управления обсуждал и принимал решения, относящиеся к деятельности администрации, Совет депеш. Со­вет по вопросам финансов разрабатывал финансовую полити­ку, изыскивал новые источники поступления средств в государ­ственную казну.

В период абсолютизма завершилось создание постоянной ар­мии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регу-

205

лярного королевского флота. При Людовике XIV была проведена военная реформа. Она состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения. Высшие командные посты в армии были отведены исключительно пред­ставителям титулованной знати. При замещении офицерских по­стов нередко возникали острые противоречия между потомствен­ным и служилым дворянством. В 1781 г. родовое дворянство до­билось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей.

При абсолютизме создается разветвленная полиция. В 1667 г. была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на ко­торого возлагалась обязанность поддерживать порядок в мас­штабах всего королевства. В его распоряжении находились спе­циализированные полицейские подразделения, конная полицей­ская гвардия, судебная полиция, проводившая предварительное расследование. Особое внимание уделялось укреплению поли­цейской службы в Париже. В функции полиции наряду с под­держанием порядка и розыска преступников входил и конт­роль за нравами, в частности наблюдение за религиозными ма­нифестациями, надзор за ярмарками, театрами и другими увеселительными заведениями. Наряду с общей полицией дей­ствовала политическая полиция с разветвленной системой тай­ного сыска.

Особо сложным и запутанным было управление на местах. Действовали многочисленные специализированные службы: су­дебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т. д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены.

В системе местного управления центральное место занимали интенданты, — назначавшиеся из центра чиновники, контролиро­вавшие фискальные, административные и судебные органы на местах. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 г., а затем собрания нотаблей протес­товали против действий интендантов. В первой половине XVII в. их полномочия были ограничены, а вскоре должность интенданта была упразднена.

В 1653 г. система интендантов была вновь восстановлена. Они стали назначаться в специальные финансовые округа. Функции интендантов были чрезвычайно широки. Они контролировали де­ятельность фабрик, банков, следили за дорогами, судоходством. 206

На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ере­сью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, рас­квартированием войск и обеспечением их продовольствием. Они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить рас­следование от имени короля, председательствовать в судах баль-яжа или сенешальства.

В 1566 г. была ликвидирована самостоятельность городов. В 1692 г. введена практика продажи должностей мэров и эшвенов. В деревнях низовые административные и судебные функции воз­лагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. пришло в упадок.

Судебная система, несмотря на усиливавшуюся централи­зацию судебной системы, оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сень­ориальная юстиция. Самостоятельную систему представляли церковные суды, юрисдикция которых ограничивалась в основ­ном внутрицерковными делами. Существовали и специализи­рованные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтей­ские и др.

Крайне запутанной была и система королевских судов. Низ­шие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидирова­ны. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играли Па­рижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 г. предусмотрел создание особых апел­ляционных судов в наиболее крупных бальяжах по рассмотрению уголовных и гражданских дел.