Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вологдин ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
179
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.28 Mб
Скачать

Глава 10 германия

10.1. Особенности государственного развития

Германское государство образовалось на землях восточных франков после распада их империи. Основную его территорию составляли 5 германских герцогств — Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия, а также присоединенные италь­янские и славянские земли.

Важной особенностью политического развития Германии яв­ляется постепенный распад ее на отдельные княжества, сохра­нившие самостоятельность вплоть до XIX в. Этому способствова­ли экономические и политические условия развития Германии.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интере­сы отдельных регионов зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая об­становка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевс­кая власть в своих политических интересах поддерживала от­дельные группировки магнатов, наделяла их разными привиле­гиями. Например, Оттон I наделил церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владе­тельных князей, стали противниками укрепления королевской власти.

Хотя длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью и завершилась при­нятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием Священной римской империи, но привела к еще большему ослаб­лению королевской власти, поскольку за свою поддержку герман­ским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками фе­одальным магнатам.

220

Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сде­лать его своей опорой.

Кроме того, с середины X в. для Германии не существовало и серьезной внешней угрозы, которая требовала бы объединения сил страны.

10.2. Раннефеодальная монархия

Реформы Оттона I. В период X—XII вв. Германия представ­ляла собой относительно централизованное государство. Первым германским королям удалось на некоторое время объединить раз­розненные германские территории.

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936—973), который в борьбе с герцога­ми попытался опереться на церковное землевладение и церков­ные учреждения, предоставив им «оттоновские привилегии». Он ограничил права герцогов в отношении церкви. Духовные фео­далы были подчинены исключительно королевской власти. В то же время церковные земли были выведены из-под юрисдикции герцогов. Духовенство получило право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким образом, в пределах герцогских территорий были созданы цер­ковные округа. Поскольку у епископов отсутствовали наслед­ственные права на земли, Оттон I, используя право королевс­кой инвеституры (представление духовного сана светской влас­тью), мог произвольно назначать епископов, получать доходы с вакантных владений, облагать церковные земли налогами в свою пользу. Судебные функции в округе были переданы королевс­кому чиновнику — фогту, находившемуся в прямой зависимос­ти от королевской власти.

Укрепив позиции в Германии, Оттон I устанавил свою власть над значительной территорией Италии. В 962 г. он короновался императорской короной. Этот акт символизировал восстановле­ние империи Карла Великого и преемственность власти германс­ких королей от римских цезарей. При короновании Оттон I при­знал притязания папы на светские владения в Италии, но с со­хранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги им­ператору. С Оттона I германские императоры стали распоряжать-

221

ся церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливавшееся папство начинало постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

После окончательного установления верховенства римских пап над церковью германские императоры утратили права наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. Это позволило им выйти из-под контроля монарха и превратиться во владетель­ных князей, заинтересованных в дальнейшем ослаблении импера­торской власти.

Органы власти и управления. В первой трети X—XII вв. Гер­мания представляла собой относительно единую раннефеодаль­ную монархию. Королям удалось создать государственные объе­динения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсут­ствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства от­носительным.

С 911 г., после прекращения династии Каролингов, королевс­кая власть носит выборный характер. Первым выборным коро­лем стал герцог Франконии Конрад I. Но лишь при его преемни­ке Генрихе I Птицелове проявились черты, позволявшие говорить об эволюции Германии как феодального государства. С X в. гер­манские короли получили титул императоров «Священной Римс­кой империи». Избираемый феодалами император постоянно разъезжал со своим двором по империи, поддерживая свою власть в различных ее частях. Материальной основой королевской влас­ти были доходы от исключительных королевских прав (регалий), главной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король «творил справедливость», издавал имперские законы и даже церковные каноны.

Управление Германией в X—XII вв. строилось на принципах дворцово-вотчинной системы управления. Высшие слуги дворца (канцлер, маршал и т. п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности постепенно становились наследственны­ми и возлагались на крупнейших духовных и светских князей — герцога Саксонского, архиепископов Майнцского, Трирского и других, бесконтрольно управлявших германскими землями в пе­риоды длительного отсутствия императоров. 222

С начала XI в. при императоре был создан королевский совет (гофтаг), рассматривавший важнейшие государственные дела. Ре­шения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей.

Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших духовных кня­зей Германии. Кроме него существовали императорские послан­цы с административными и военными полномочиями, пфальц­графы — заведующие императорским имуществом, префекты городов.

С XII в. начался постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах. Королевские чиновники — графы превратились в наследственных ленников. Они создали собственный аппарат управления своими владениями, защищен­ный привилегиями и иммунитетами от вмешательства централь­ной власти. Деятельность центрального и местного аппарата Гер­мании все меньше зависела от воли и желания императора и все больше определялась политическими интересами и привилегия­ми князей.

В этот же период император утратил положение главы церк­ви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полно­мочиями. В соответствии с Вормсским конкордатом 1122 г. духов­ную инвеституру теперь осуществлял папа, наделявший канони­ков символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвес­титуру — наделял каноника земельным владением с соответству­ющими вассальными обязанностями.

Военные силы империи подразделялись на имперские и кня­жеские. Королевское (императорское) войско состояло из войск его вассалов. Число воинов, которых были обязаны приводить светские и духовные князья, устанавливалось императором, од­нако условия участия в военных походах определялись феодаль­ным обычаем и решениями феодальных съездов. Участие в италь­янских кампаниях императора всех вассалов было обязательным, но на деле не всегда соблюдалось.

Верховным главнокомандующим был император. Командова­ние контингента ми поручалось князьям, которые осуществляли его через графов и сотников. До XII в. в случае нападения на страну в ополчение могли призываться крестьяне.

223

Судебная система Германии была аналогична империи фран­ков. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора постепенно ограничивалась в пользу светских и ду­ховных князей, а судебная система приобретала все более слож­ный и многоступенчатый характер. Феодалы, которые первона­чально имели право судить лишь своих крепостных, распростра­нили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владений. Для свободных существовали сословные суды (княжес­кие, графские, шеффенские и т. п.), действовавшие на основе прин­ципа «суда равных». В зависимых городах суд находился в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городс­кие суды, действовавшие на основе норм городского права. Об­ширной юрисдикцией обладали церковные суды.

Сословная структура. Развитие феодализма происходило в различных германских землях достаточно неравномерно. Во мно­гих регионах, особенно на востоке Германии длительное время сохранялись пережитки родоплеменного строя, старинные племен­ные обычаи.

В XI—XII вв. в Германии оформились основные сословия фе­одального общества. Произошла консолидация рыцарского сосло­вия. Его верхушку составила родовая и служилая аристократия. Она включала старых племенных князей-герцогов, графов, кото­рые занимали важнейшие светские и церковные должности в ад­министративных округах (графствах), фогтов — королевских чи­новников, осуществлявших судебные функции в церковных вотчи­нах. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты, «князья церкви». На рубеже XI—XII вв. произошло их слияние в сословие территориальных князей, не заинтересованных в сильной цент­ральной власти. Окончательно особое сословие духовных и светс­ких князей оформилось к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство формировалось из мелкопомест­ных дворян, верхушки свободного крестьянства и министериалов, и еще в XII в. сохранялось деление на «благородных» и «неблаго­родных» рыцарей. В правление Генриха I (919—936) всякий сво­бодный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное со­словие. В число рыцарей часто зачисляли и министериалов, вы­ходцев из слуг короля и феодалов, исполнявших некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из

224

них получили свободу и земли и слились с различными слоями рыцарства. В 1186 г. был издан указ, запрещавший вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Иерархический принцип деления феодального сословия на своеобразные ранги или щиты в XIII в. закрепило «Саксонское зерцало». Оно упоминает семь военных «щитов» (рангов): ко­роль, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья — и те, и другие были непосредственными вассалами императора, вассалы князей, свободные господа, их вассалы и однощитовые рыцари. В ранги были включены и «неблагородные» свободные, получившие название «шеффенское сословие». Из них подбира­лись судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превра­тились в низшую категорию «благородных».

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две катего­рии — свободное и несвободное. Категория юридически свобод­ных крестьян включала крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чин-шевики получали господские земли и несли определенные денеж­ные повинности (чинш). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы полу­чали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодаль­ных землевладельцев. Большую же часть крестьян составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. По мере развития феодализма границы между различными катего­риями крестьян стирались.

С X в. в Германии началось строительство многочисленных крепостей — бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI—XII вв. в результате развития городов стало скла­дываться особое сословие свободных людей — горожан. Взаимо­отношения городов с императорской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз импера­торской власти и городов здесь практически не сложился.

Предпосылки политической раздробленности. Еще Фридрих I Барбаросса к концу XII в. практически «создал» имперское со­словие князей, пытаясь опереться на них в борьбе с герцогским сепаратизмом. Фридрих II в поисках поддержки в борьбе с пап­ством значительно расширил права духовных и светских феода­лов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал не-

15-4606 225

прикосновенность церковного имущества, полноту их территори­альной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты. Владе­ния духовной знати стали практически неприкосновенными для императорской власти. Аналогичные привилегии получили по «За­кону в пользу сеньоров» 1232 г. и светские вассалы императора. В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городс­ких коммунах 1232 г. запрещалось их образование без согласия феодального сеньора. Оставаясь формально вассалами импера­тора, светские и церковные князья стали осуществлять безраз­дельную власть на переданных им землях.

Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носи­телями политической власти в Германии. Княжества оформились в независимые государства с системой общего подданства и соб­ственным аппаратом власти и управления (княжеский двор, со­вет, чиновники и т. п.). Подчинение императору определялось лишь слабыми вассально-ленными связями. Вассальные обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в курию и выставлению в случае войны определенного кон­тингента воинов. Эффективным инструментом укрепления само­стоятельности, экономической и политической власти князей в целом стала высшая судебная власть, переданная князьям на их территориях.

Именно отдельные «княжеские» государства развиваются в Германии по образцу централизованных западноевропейских мо­нархий. В них были созданы профессиональные правительствен­ные и судебные учреждении. Княжеские территории нередко де­лились на графства, которыми управляли министериалы, назна­чавшиеся князем (герцогом). Многими городами также управляли назначенные князем должностные лица. В крупных княжествах были учреждены канцелярии с нотариусами, которые разрабаты­вали проекты нормативных актов и регистрировали сделки. По­зднее крупные территории были разделены на несколько десят­ков административных единиц, которые управлялись одним ад­министративным и одним судебным чиновником, которые в свою очередь опирались на назначаемых чиновников и судей более мелких округов. Существовала также разветвленная система на­логообложения подданных княжеств. 226

В условиях слабости центральной власти в Германии получи­ла значительное развитие и политическая автономия отдельных корпораций — городов, их союзов, религиозных объединений.

В германской империи различалось три разновидности пра­вового статуса городов. Это имперские, вольные и княжеские го­рода. Наибольшим объемом прав обладали имперские города. Они были непосредственные вассалы императора и получили боль­шую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любек, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге. Статус вольных городов имели семь наиболее старых епископских горо­дов (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и др.). Они получили свои при­вилегии как от германского императора, так и от владеющих ими духовных князей. Эти города являлись центрами церковно-светс-кого управления епархией и княжеством и были освобождены от налогов и поставки войска. В XII—XV вв. эти города пользова­лись самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими городами посредством назначения главных чиновников города — бургграфа, префекта, руководивших осу­ществлением правосудия. Княжескими городами управляли на­значенные князем должностные лица.

Имперские и вольные города Германии нередко объединя­лись в союзы, такие как Ганза, Союз рейнских городов, Швабс­кий союз, которые проводили свою собственную политику, не всегда совпадающую как с интересами центральной, так и кня­жеской власти.