Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Репортажи о войне в персидском заливе: конкретный пример

В течение шести недель, начиная с 1<6 января 1991 года, значитель­ная часть мира находилась в состоянии войны, цель которой, как бы­ло заявлено, состояла в том, чтобы выгнать иракские войска Саддама Хуссейна из соседних богатых нефтью территорий Кувейта. Пять не­дель американские самолеты бомбили Ирак и его войска в Кувейте. Эта воздушная война и продолжавшиеся неделю наземные операции при­вели к отступлению Ирака из Кувейта, при этом территория Кувейта и большая часть Ирака были буквально опустошены ракетными ударами и авиабомбардировками. Правительство и военные придерживались распространенного мнения, что неконтролируемое освещение в прес­се вьетнамской войны (1964—1975) привело к проигрышу самой вой­ны, единственной неудачной войны для США, и к порицанию войны в обществе. Это мнение разделяли многие, хотя оно и не подтвержда­лось, поэтому во время войны в заливе прессу держали на очень корот­ком поводке, применив модель Фолклендских островов и Гренады. Освещение в прессе строго планировалось как часть кампании, в ко­торой важную роль играли представления широких масс. Отзываясь о сочувственных репортажах в СМИ, бывший сотрудник Белого дома Майкл Дивер говорил: «Если бы вы собирались нанять фирму паблик рилейшнз, чтобы осветить это международное событие, она бы не сде­лала эту работу лучше» (М. A. Lee & Solomon, 1991, p. XV).

Как американские военные руководили изложением событий в новостях

Начнем с того, что репортеров объединили в пулы (группы). Число людей в этих группах выросло за время войны приблизи­тельно до 200 человек во время наземной кампании, в последнюю неделю. Как заявлялось официально, целью таких объединений было защитить журналистов и не перегружать их присутствием отдельные подразделения союзников. Репортажи подвергались цензуре, якобы для того, чтобы предотвратить утечку полезной для Ирака инфор­мации о передвижении войск. Тем не менее репортажи иногда за­держивались на несколько дней, а в некоторых случаях Пентагон объявлял о каком-либо событии только на своих брифингах.

В информации о событиях начала воздушной и наземной кампаний были огромные «белые пятна», кроме того, журналистам запрещалось фотографировать гробы убитых американских солдат, доставленные на базу военно-воздушных сил в Довере. Представители командования, однако, не скрывались от прессы и проводили ежедневные брифинги в Эр-Рияде, Саудовской Аравии, в Пентагоне и на центральном ко­мандном пункте. На брифингах называлось много цифр и фактов, на­пример, количество вылетов или число разрушенных иранских ракет­ных баз. Речь на брифингах дополняли красочные карты и другие ви­зуальные материалы. Те, кто проводили брифинги, были дружелюбно настроены, готовы идти навстречу журналистам и предоставлять боль­шое количество информации. Тем не менее военные очень осторожно оценивали ущерб, нанесенный Ираку, по-видимому, чтобы избежать чрезмерного оптимизма и удержать ожидания на такой высоте, кото­рую было очень легко преодолеть.

Кроме всего прочего, военные использовали масс-медиа для де­зинформации противника и чтобы испугать жителей Ирака. Напри­мер, репортеров часто отвозили к южному участку границы между Саудовской Аравией и Кувейтом, а не к западному, где готовилась база для наземного вторжения. Журналистам рассказывали, что про­ходят маневры для готовящегося нападения на Кувейт со стороны моря. Эта операция в действительности не была осуществлена, но такая дезинформация отвлекла внимание от запланированного на­земного удара с запада. Центральное Информационное агентство распространило «утку»: якобы 60 иракских танков переметнулись в начале войны на сторону противника. Так военные надеялись спро­воцировать настоящее дезертирство иракцев.