Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Экспериментальные доказательства

Некоторые исследования показали эффекты демонстрации в СМИ сексуальных материалов ненасильственного содержания и их влияние на установки и ценности зрителей. После просмотра слай­дов и фильмов, в которых сексом занимались красивые обнажен­ные женщины, своих собственных партнерш мужчины оценивали как менее привлекательных и одаренных в этом отношении, хотя и сообщали при этом, что их сексуальное удовлетворение не снижа­лось (Weaver, Masland & Zillmann, 1984). Участники еще одного экс­перимента сообщали о том, что меньше любят своих партнерш после просмотра откровенно сексуальных видеофильмов с очень привле­кательными моделями (Kenrick, Gutierres& Goldberg, 1989). Муж­чины, которые просмотрели видеофильм порнографического содер­жания, после этого более сексуально реагировали на женщину, брав­шую у них интервью, чем мужчины, просмотревшие контрольный видеофильм, хотя этот результат был верен лишь для тех испытуе­мых, кто придерживался традиционных тендерных схем (McKenzie-Mochr& Zanna, 1990). Все эти эксперименты свидетельствуют о зна­чительных изменениях установок после лишь незначительного про­смотра материалов сексуального содержания.

Зиллман и Брайант (Zillmann & Bryant, 1982, 1984) на протяже­нии недели показывали участникам экспериментов эротические фильмы, а спустя 1—3 недели тестировали их. Психологи обнару­жили, что испытуемые, видевшие сексуально откровенные фильмы, переоценивали частоту встречающихся в них сексуальных сцен с фелляцией, куннилингусом, совокуплением, садомазохизмом и сно­шением с животными, по сравнению с восприятием контрольной группы, смотревшей фильмы несексуального содержания. Это мо­жет отражать когнитивную эвристику наличия, когда мы оцениваем частоту различного вида активности по легкости, с которой мы мо­жем вспомнить примеры (S. Taylor, 1982; Twersky& Kahneman, 1973, 1974). Так увиденные яркие примеры из масс-медиа приводят нас к переоценке подобных событий в реальности и воспринимаемая на­ми реальность начинает существенно отличаться от подлинной.

Применяя ту же самую методологию, использовавшуюся и в ис­следованиях 1982 и 1984 года, Зиллман и Брайант (Zillmann & Bryant 1988а, 1988b) обнаружили эффекты этой воспринимаемой реально­сти для установок в отношении реальных людей. Субъекты, видя от­кровенные фильмы, говорили впоследствии о меньшей сексуальной удовлетворенности от страсти, физической привлекательности, сек­суального любопытства и полового акта с партнерами в реальной жизни. В отличие от контрольной группы, для которой этот фактор оставался очень важным, они не включали в секс эмоциональную со­ставляющую. Кроме того, они проявили более сильную заинтересо­ванность в добрачном и внебрачном сексе и хуже оценивали брак и моногамию. Они также проявляли меньше желания иметь детей и большее приятие мужского доминирования и женского подчинения. Результаты, как правило, не различались для мужчин, женщин, сту­дентов колледжа и не студентов.

Испытуемых в эксперименте Дермера и Пищински (Dermer & Pyszczynski, 1978) просили думать о своих партнерах по сексу перед чтением откровенных отрывков о сексуальных женских фантазиях. Позже они оценивали своего партнера как более сексуально при­влекательного. Несоответствие данных этого эксперимента резуль­татам Зиллмана и Брайанта, скорее всего, возникло из-за специфи­ческих процедурных аспектов исследования, в частности, исполь­зуемых материалов или психологических различий в реакциях на печатный и видеоматериал. Словесные описания секса в прессе (на­пример, колонка Советника в Penthouse), вероятно, ведут к больше­му проявлению фантазий, связанных с имеющимся партнером, то­гда как секс на фотографии может поощрить сравнение не в пользу своего партнера.

Чтобы воздействовать на установки, сексуальный материал со­всем не обязательно должен быть откровенным или живописным. Брайант и Рокуелл (Bryant & Rockwell, 1994) обнаружили в ходе экс­перимента, что те тинэйджеры, которые просто смотрели большое количество вечерних эротических программ, высказывали другие су­ждения и оценки по сравнению с контрольной группой, когда уче­ные просили испытуемых оценить степень неприличия фильмов или несправедливость по отношению к жертве в фильме. Надо отметить, что суждения подростков смягчались четкой системой семейных ценностей, активным критическим взглядом и открытыми дискус­сиями в семье на эти темы.