Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

История секса в средствах массовой информации

Темы секса присутствуют в литературе с самого начала ее суще­ствования. Античные драматурги часто использовали в своих пьесах сексуальные мотивы, примером чему может служить «Лисистрата» Аристофана — антивоенная комедия о женщинах, которые отказыва­ют своим мужьям в сексе, чтобы принудить их прекратить воевать.

«Кентерберийские рассказы» Чосера и «Укрощение строптивой» Шекспира наполнены сексуальными намеками и открытыми сексу­альными темами, многие из которых в наше время уже не воспри­нимаются, как из-за архаичности языка, так и из-за ауры «класси­ки», окружающей эти произведения. При этом на протяжении всей истории художественной литературы постоянно менялись мнения о том, насколько позволительно изображение секса в литературе и на­сколько откровенным оно может быть.

Когда появились электронные СМИ, то для них были выработаны гораздо более консервативные стандарты, чем для печати, поскольку печатную продукцию сексуальной направленности легче оградить от детей, чем радио или телевидение. С приходом кабельного телевидения и технологии видеокассет возник своеобразный двойной стандарт: для кассет и первоклассных кабельных каналов, таких, как «Плейбой», «Таксидо» и «Америкен экстази», ограничений было меньше, чем для телесети, на основании того, что кабельное телевидение и ленты напро­кат «предлагаются» для просмотра, а телевизионные программы навя­зываются каждому зрителю, имеющему у себя дома телевизор. Еще бо­лее щекотливый вопрос — проблема доступности секса в Интернете и ограничение доступа детей к этой информации.

Секс в средствах массовой информации сегодня

Результаты исследований (Greenberg, 1994; Greenberg & Busselle, 1996; Greenberg & D'Alessio, 1985; Greenberg etal., 1993; Lowry & Towles, 1989) показывают, что сексуальные намеки и сексуальное поведение за­частую бывают опасны для общества, даже если представлены в юмо­ристическом контексте. Примеры секса до брака и супружеских измен намного превысили по количеству сексуальные сцены супружеских от­ношений соотношение партнеров, не состоящих в браке, к супругам в «мыльных операх» 1987 года составляло 24 к 1 (Lowry & Towles, 1989), и это же соотношение в фильмах категории R составляло 32 к 1 (Green­berg et al., 1993). Контент-анализ «мыльных опер» 1995 года показал, что эта тенденция сохранялась, хотя появились и новые темы: негатив­ные последствия секса и отказ от сексуальных предложений. Ни одна из этих тем не оказалась преобладающей по данным исследований 1970-х и 1980-х годов (Greenberg & Busselle, 1996).

Секс в СМИ представляет собой ту область, в которой мы четко принимаем некоторые ограничения свободы речи. Относительно то­го, где должны быть установлены эти границы, мнения сильно расходятся. Вряд ли кто-нибудь стал бы настаивать на том, что в сериа­лах «Дома лучше» и «Друзья» следует разрешить показывать голое тело или детей-проституток, несмотря на то, что продюсеров этот вопрос бы волновал меньше всего. Когда мы говорим о допустимых грани­цах свободы, то особенно важен возраст зрителя и читателя. Гораздо больше беспокойств и тревог возникает относительно влияния и эф­фектов сексуальных эпизодов в СМИ на детей, чем на взрослых. Са­мый ярый борец за свободу скорее всего не захочет, чтобы его шес­тилетний ребенок читал Hustler, но даже очень консервативный в мо­ральном плане человек будет меньше беспокоиться за взрослых, которые смотрят фильмы категории X, чем о детях, которые тоже могут посмотреть эти фильмы.

Материалы откровенно сексуального содержания традиционно создавали мужчины и для мужчин. В них присутствует отчетливо гипер-маскулинная ориентация, идеализируется мужской тип «мачо». Пока­зываются все возможные виды совокуплений, но уделяется мало вни­мания эротическим предварительным играм, объятиям, нежности и со­стояниям после полового акта. Женщины изображаются в масс-медиа полными желания, всегда принимающими участие в сексе, часто в со­стоянии истерической эйфории. В фильмах мало изображаются по­следствия секса — матрица человеческих взаимоотношений, имеющая большое значение для многих людей. Лишь недавно возросло количе­ство материалов сексуального содержания, уделяющих внимание взаи­моотношениям, до- и посткоитальному поведению, чаще поданных с женской точки зрения и предназначенных главным образом для жен­щин. Тем не менее эти материалы охватывают лишь незначительную часть оценивающегося в пять миллиардов долларов мирового рынка (Day & Bloom, 1988; Hebdictch & Arming, 1988; Weaver, 1991). Хотя муж­чины намного активнее потребляют и ищут сексуальные материалы, чем женщины, это еще не предполагает большей мужской заинтересо­ванности в сексе; данный факт может просто отражать крен индустрии порнографии в традиционно мужском направлении.

Очевидно, что масс-медиа — главные источники информации о сексе, информации, которую мы используем, чтобы сконструировать наши представления о сексуальности, сексуальном поведении и свя­занных с этим ценностях (Dorr& Kunkel, 1990; Fabes & Strouse, 1984, 1987; Strouse & Fabes, 1985; Wartella, Heintz, Aidman & Mazzarella, 1990). Чтобы лучше понимать воспринимаемую нами реальность, давайте рассмотрим некоторые эффекты просмотра секса на экране. Изменя­емся ли мы после воздействия материалов подобного содержания?