Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Филос / Учебники / Сегизt.doc
Скачиваний:
147
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
2.36 Mб
Скачать

Глава 8. Завершение присоединения казахстана к россии и развитие философии казахского просвещения.

1. Исторические предпосылки и закономерности казахского Просвещения.

В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина XIX века была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Ее главными, классическими представителями стали Ч.Валиханов, И.Алтынсарин и А.Кунанбаев. Просвещение в Казахстане возникло в силу действия общих закономерностей развития духовной жизни человечества. Однако проявление этих закономерностей здесь приобрело ряд особенностей.

Исследование закономерностей возникновения и развития казахского Просвещения имеет не только чисто научный интерес. Проблема эта чрезвычайно важна также с политической точки зрения и в современных условиях приобретает особое значение.

В самом деле, возникновение просвещения в Казахстане было предопределено не только процессом развития казахского общества на определенном этапе его истории, но прежде всего, и главным образом теми политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа. А точнее те из них, которые на долгие годы вперед предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него свое заметное влияние. Вопреки своей тесной, органической связи с передовой общественной мыслью Европы и России, просвещение в Казахстане представляло собой особое историческое явление, всеми своими корнями уходившее в довольно своеобразную, весьма сложную и крайне запутанную почву истории как европейской, особендо русской, так и специфически казахской ной жизни. Поэтрму его немыслимо понять без учета тех общественно- политических условий, которые связывали Россию с Европой, точно также как и без учета того, что собой представлял Казахстан в процессе своего постепенного становления частью Российской империи.

Процесс присоединения Казахстана к России завершился во второй половине 60-х годов XIX века завоеванием русской армией южных оплотов казахской Степи - городов Аулиеата и Шымкента. При этом доблестные русские войска проявили «великодушие», потопив в крови жителей этих городов, уже готовых мирно перейти в подданство России и практически не оказавших никакого сопротивления. Особенно свирепствовал генерал М.Г.Черняев, в походе которого на Аулиеату весной 1864 г. принял участие молодой, но уже известный казахский ученый Ч.Валиханов. Однако, не выдержав жестокостей, проявленных генералом во время взятия Аулиеаты, он вместе со своими товарищами, в том числе и с прогрессивно настроенными русскими офицерами, порвал с Черняевым и вернулся в Верный 116.

Завершение присоединения Казахстана к России привело к четкому размежеванию политических сил внутри казахского общества. Как вспоминает современник: «Степь тогда разделилась на две партии: русскую и национальную»117.

Борьба этих партий пронизала собой все стороны казахской общественной жизни и, по словам Н.М.Ядринцева, «выразилась даже в стихотворных диспутах народных поэтов на общественных праздниках»118. Современник этих событий, Ч.Валиханов с глубокой проницательностью также подчеркивал, что «в настоящее время происходит незаметная, но сильная борьба старины с новизной: мусульманской, подражающей Востоку, и русской»119.

Тенденции русской ориентации стали все более сильно проявляться среди той части казахской аристократической верхушки, которая пыталась с помощью царизма обеспечить себе экономические и политические выгоды. Известные потомки знаменитого хана Аблая - Вали, Айганым, Чингис Валиханов и многие другие выступили с поддержкой мероприятий русского правительства в Степи и оказывали всяческое содействие проникновению России вглубь казахской земли. В своей деятельности они опирались на царскую власть, смыкались с русским помещичье-крепостным сословием. При этом они ставили перед собой не цели облегчения тяжелой участи народных масс, а стремились с помощью царизма упрочить свое господствующее положение в Степи. Деятельность этой группы аристократов объективно имела прогрессивное значение, но процесс перехода в русское подданство превращала в мучительный и тягостный удел для народа.

В корне противоположную позицию заняли потомственные степные феодалы, интересы которых были основательно ущемлены в результате окончательного перехода казахов в русское подданство. Среди них особым влиянием пользовались султаны Саржан, Губайдулла, Каратай, Каип-гали и др.120 .Они повели линию на отрыв Казахстана от России. Преследуя свои узко-корпоративные цели, они, отнюдь не более про российских казахских аристократов, заботились о поисках путей прогресса народа, а прилагали все усилия к тому, чтобы возвратить в свои руки всю полноту былой политической власти, теперь уже окончательно утраченной и безвозвратно ушедшей в прошлое. Вся суть политической программы сторонников отделения Казахстана от России сводилась к бесплодным попыткам создать «самостоятельное» казахское ханство во главе с национальным правителем и сохранить устои привычной патриархальной жизни. Но такая программа в той конкретно-исторической обстановке совершенно не отвечала потребностям общественно-политического развития казахов и носила крайне реакционный характер. Она не только не способствовала преодолению отсталости казахским обществом, а, напротив, консервировала эту отсталость и создавала реальную угрозу порабощения казахского народа более сильными соседними государствами.

В тесной связи с завершением процесса присоединения Казахстана к России противоречия и борьба между этими группировками казахских эксплуататоров резко обострилась. Это находило свое проявление во всех сферах общественной жизни Казахстана того периода и получило отражение в устном народном творчестве казахов. Между казахскими народными поэтами произошло четко выраженное разделение на сторонников присоединения Казахстана к России и его противников. Особенно явно сказывалось это во времена народных поэтических состязаний (айтысов). Так, например: «Памятно было в народе состязание между двумя певцами на тризне по богатому бию Сапаку, тут певец Утебай пел куплеты, в которых доказывал пользу для киргизского народа от подчинения русской власти, а другой певец оспаривал его доводы» 121.

Не могли остаться в стороне от политической борьбы и казахские просветители. Они активно включились в нее. Но при этом они исходили не из стремления аристократических слоев казахского общества использовать присоединение или отторжение Казахстана от России в корыстных интересах, а из горячего желания поставить сложившуюся ситуацию на службу целям скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода его из-под пут средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки. И в этом, полагали они, Казахстан должен опираться на помощь России, стоящей на более высокой ступени социально-экономического и культурного развития. И, действительно, в то время как Россия уже вступила на рельсы буржуазного развития, Казахстан все еще представлял собой такой край, в котором продолжали господствовать отсталые патриархально-феодальные отношения, служившие огромными оковами на пути прогресса казахского общества. Патриархально-феодальный общественный строй оказывал пагубное влияние прежде всего на развитие производительных сил Казахстана. Основанный, по преимуществу, на экстенсивной форме кочевого скотоводства он препятствовал возникновению новых отраслей производства и задерживал проникновение в степь более прогрессивных элементов хозяйства со стороны цивилизованных стран и, в первую очередь, со стороны России. При господстве патриархально-феодальных отношений крайне медленно развивались такие отрасли

экономики, как земледелие и ремесло, не говоря уже о промышленности. А извечная экономическая раздробленность и межродовая борьба, присущие этой общественной системе, нередко приводили к значительному разрушению и без того слабых производительных сил края.

Этот общественный строй тормозил развитие не только экономики. Явно отрицательное влияние оказывал он и на духовную жизнь и культуру казахского народа. Вполне обходясь примитивными отношениями, связанными с экстенсивным кочевым скотоводством, люди патриархально-феодального общества не нуждались в росте научных знаний. В результате в Казахстане в этот период были слабо развиты такие важнейшие элементы культуры, как письменность, периодическая печать, печатная литература и т.д. Духовная жизнь казахов проявлялась в основном в своих вербальных формах и, за редким исключением, не выходила за пределы обыденного сознания. Пользуясь забитостью и невежеством народа, эксплуататорские силы казахского общества распространяли в Степи мусульманскую религиозную мистику, всячески стремились закрепить и увековечить те понятия и взгляды, которые соответствовали их интересам.

Осознание вековой отсталости Казахстана вынуждало передовых представителей казахского общества возложить свои надежды на цивилизованное влияние России. Тем более, что после перехода казахов в российское подданство и по мере продвижения России вглубь казахских степей здесь, на самом деле, происходили заметные изменения позитивного свойства. Изменениям стали подвергаться все сферы казахской общественной жизни: внешнеполитические условия развития, экономика края, его производительные силы, социально-политические отношения, культура и т.д.

В результате присоединения к России, прежде всего, была устранена постоянная угроза захвата Казахстана агрессивными феодальными ханствами Средней Азии и в значительной степени ослабило разрушительные последствий междоусобных столкновений самих казахских родов. Это было обусловлено тем, что покончив с фактическим присоединением Казахстана, царизм объявил его составной частыа Российской империи и начал постепенно включать его в систему административного управления. Вместо старых форм разделения казахов по кровнородственным признакам в Степи начали создаваться окружные приказы с генерал-губернаторами во главе. Округи делились на волости, управлять которыми стали формально избираемые народом волостные.

По данным М. Красовского, с 1824-го по 1838 год на территории Среднего жуза царским правительством было образовано семь округов: Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Баян-Аульский, Куш-Мурунский и Кокпектинскмй 122. Такие же округа были созданы и в других местах Казахстана. Все они находились в непосредственном подчинении военных генерал-губернаторов, назначаемых царским правительством.

Таким образом, веками существовавшее родо-общинное подразделение казахов было формально нарушено. Хотя роды с их извечной обособленностью и архаичной формой организации управления продолжали существовать, но их значение как кровнородственных единиц патриархального общества постепенно стало ослабевать. Родоуправители феодалы в значительной мере лишь номинально сохраняли свою власть над народом, уступая ее все более ставленникам царского правительства.

Еще более глубокие преобразования, повлекшие за собой почти полную потерю политической власти казахскими господствующими сословиями, были проведены царизмом в Степи во время и, особенно, после реформы 1861 года.

Приспосабливая управление Степью к новым, изменившимся условиям России, царизм провел в Казахстане ряд серьезных мероприятий. Был ликвидирован последний остаток национальной самостоятельности казахов - суд биев, вместо которого вступил в действие российский мировой суд. Некоторые изменения претерпела и система административно-политического деления края, были проведены частичные преобразования в области народного образования и т.д., и т.п.

Все эти меры, разумеется, были направлены на то, чтобы закрепить политические позиции царизма в Степи. По сути дела они преследовали колонизаторские цели и осуществлялись в соответствии с потребностями царской России. Проводимые в жизнь безо всякого учета уровня развития казахского общества, они круто ломали вековые традиции казахов и весьма остро затрагивали их этнические чувства. Вместе с тем, они, в конечном счете, расшатывали вековые устои казахских патриархально-феодальных отношений и расчищали пути для проникновния в Степь более развитых форм социально-экономической, политической, и духовной жизни.

Соседние файлы в папке Учебники